Решение по иску прокурора Солтонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления



        Дело № 2-203/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15     15 июля 2011 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю.,

С участием:

- прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А.,

- представителя заинтересованного лица Большакова Н.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-203/2011 по заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров И.А., действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, 08 июля 2011 года обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 5 и абзац 5 пункта 10 Порядка формирования резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, утвержденного постановлением главы администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края» № 18 от 06 июля 2010 года (далее по тексту - Порядок формирования резерва), со дня его принятия. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в указанный Порядок формирования резерва включено требование к лицам, претендующим на включение в Резерв, «возраст от 25 лет (за исключением случаев формирования перспективного Резерва из числа студентов-выпускников и аспирантов ВУЗов), что противоречит части 1 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», так как на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, и не могут быть приняты на муниципальную службу граждане, достигшие возраста 65 лет, то есть предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Также прокурор находит незаконным включение в Порядок формирования резерва такого критерия отбора кандидатов для включения в Резерв, как «безупречная репутация», ссылаясь при этом на то, что данное положение оспариваемого нормативного правового акта противоречит части 2 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В судебном заседании прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров <данные изъяты> заявленные требования поддержал в полном объеме, находя их законными и обоснованными и подлежащими полному удовлетворению, так как оспариваемые положения Порядка формирования резерва противоречат закону и нарушают права неопределенного круга лиц.

Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица муниципального образования «Нижнененинский сельсовет Солтонского района Алтайского края» - Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края - Большаков <данные изъяты>, действующий на основании Устава муниципального образования и решения о назначении на должность, в судебном заседании заявленные требования прокурора признал в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав оспариваемый прокурором нормативный правовой акт, суд находит заявленные требования законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям:

Постановлением главы Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края № 18 «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края» 06 июля 2010 года был утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края и обнародован в соответствии с Уставом муниципального образования посредством размещения на стенде информации сельского поселения для обеспечения возможности ознакомиться с его содержанием лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Указанный выше Порядок формирования резерва призван определять механизм отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края. Резервом управленческих кадров является специально сформированная категория граждан с целью своевременного замещения указанных в Порядке должностей, а также для повышения уровня подбора, изучения и расстановки кадров в системе муниципального управления. Таким образом, положения указанного Порядка формирования резерва затрагивают интересы круга лиц, который невозможно установить и определить в настоящее время, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с заявленным требованием.

Абзац четвертый пункта 5 Порядка формирования резерва содержит возрастное ограничение к лицам, претендующим на включение в Резерв. Согласно данного положения на включение в Резерв могут претендовать лишь лица, достигшие возраста 25 лет (за исключением случаев формирования перспективного Резерва из числа студентов-выпускников и аспирантов ВУЗов). Однако данное положение противоречит действующему законодательству и нарушает конституционное право граждан на равный доступ к муниципальной службе. В соответствие со статьей 18 Конституции Российской федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствие с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Одним из ограничений, для замещения должности муниципальной службы, является возрастное ограничение. При этом в соответствие с частью 1 статьи 16 и частью 2 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, и не могут быть приняты на муниципальную службу лица после достижения ими возраста 65 лет, других возрастных ограничений не установлено.

В нарушение указанных норм закона, при формировании Резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, должности которых отнесены к должностям муниципальной службы, допущено ограничение, согласно которому в Резерв могут быть включены лишь лица, достигшие возраста 25 лет и из числа которых в последующем будут назначаться непосредственно на управленческие должности органа местного самоуправления. Таким образом, возрастная категория лиц, достигших возраста 18 лет, будет лишена возможности в будущем претендовать на замещение какой-либо из должностей Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, так как по действующему Порядку формирования резерва, будет лишена возможности состоять в Резерве управленческих кадров сельсовета. Таким образом, учитывая, что оспариваемое прокурором положение Порядка формирования резерва органа местного самоуправления противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает доступ лиц, достигших возраста 18 лет, на муниципальную службу, указанное положение должно быть признано судом недействующим со дня его принятия.

Находит суд противоречащим действующему законодательству, в частности части 2 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», и положение абзаца 5 пункта 10 Порядка формирования резерва, согласно которому одним из критериев отбора кандидатов для включения в Резерв выступает «безупречная репутация». Согласно указанной норме федерального закона при поступлении на муниципальную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Термин «безупречная репутация» не может являться критерием отбора кандидатов для включения в Резерв управленческих кадров органа местного самоуправления, так как является неопределенным понятием, оценочным по-разному разными категориями людей, данное понятие оценивается субъективно, в связи с чем и не может быть применимо. Ограничения, связанные с муниципальной службой, установлены статьей 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а основные принципы муниципальной службы установлены статьей 4 указанного закона, и расширенному толкованию не подлежат. Указанные нормы закона не содержит такого критерия, как безупречная репутация, в связи с чем требования прокурора в этой части также законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению.

В соответствие с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве заинтересованных лиц, ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить полностью.

Признать недействующими абзац четвертый пункта 5 и абзац пятый пункта 10 Порядка формирования резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, утвержденного постановлением главы администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края «О формировании и подготовке резерва управленческих кадров Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края» № 18 от 06 июля 2010 года со дня их принятия.

Главе Администрации Нижнененинского сельсовета Солтонского района Алтайского края, или лицу, его замещающему, немедленно после получения вступившего в законную силу решения суда, обнародовать настоящее решение суда на информационном стенде органа местного самоуправления для доведения до сведения населения информации о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его принятия.

Председательствующий судья        Е.А. Понамарева

<данные изъяты>