Дело № 2-202/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Село Солтон Солтонского района Алтайского края, улица Ленина - 15 15 июля 2011 года Солтонский районный суд Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Понамаревой Е.А., При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю., С участием: - прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А., - представителя заинтересованного лица Куршевой Г.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-202/2011 по заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров И.А., действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, 08 июля 2011 года обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 5 и абзац 5 пункта 10 Порядка формирования резерва управленческих кадров Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, утвержденного постановлением главы администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края «О Порядке формирования резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края» № 15 от 01 марта 2011 года (далее по тексту - Порядок формирования резерва), со дня его принятия. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в указанный Порядок формирования резерва включено требование к лицам, претендующим на включение в Резерв, «возраст от 25 лет (за исключением случаев формирования перспективного Резерва из числа студентов-выпускников и аспирантов ВУЗов), что противоречит части 1 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», так как на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, и не могут быть приняты на муниципальную службу граждане, достигшие возраста 65 лет, то есть предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Также прокурор находит незаконным включение в Порядок формирования резерва такого критерия отбора кандидатов для включения в Резерв, как «безупречная репутация», ссылаясь при этом на то, что данное положение оспариваемого нормативного правового акта противоречит части 2 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. В судебном заседании прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров <данные изъяты> заявленные требования поддержал в полном объеме, находя их законными и обоснованными и подлежащими полному удовлетворению, так как оспариваемые положения Порядка формирования резерва противоречат закону и нарушают права неопределенного круга лиц. Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица муниципального образования «Солтонский сельсовет Солтонского района Алтайского края» - Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края - Куршева <данные изъяты>, действующая на основании Устава муниципального образования и решения о назначении на должность, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала в полном объеме. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав оспариваемый прокурором нормативный правовой акт, суд находит заявленные требования законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям: Постановлением главы Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края № 15 «О Порядке формирования резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края» 01 марта 2011 года был утвержден Порядок формирования резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края и обнародован в соответствии с Уставом муниципального образования посредством размещения на стенде информации сельского поселения для обеспечения возможности ознакомится с его содержанием лицам, права и свободы которых он затрагивает. Указанный выше Порядок формирования резерва призван определять механизм отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края. Резервом управленческих кадров является специально сформированная категория граждан с целью своевременного замещения указанных в Порядке должностей, а также для повышения уровня подбора, изучения и расстановки кадров в системе муниципального управления. Таким образом, положения указанного Порядка формирования резерва затрагивают интересы круга лиц, который невозможно установить и определить в настоящее время, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с заявленным требованием. Абзац четвертый пункта 5 Порядка формирования резерва содержит возрастное ограничение к лицам, претендующим на включение в Резерв. Согласно данного положения на включение в Резерв могут претендовать лишь лица, достигшие возраста 25 лет (за исключением случаев формирования перспективного Резерва из числа студентов-выпускников и аспирантов ВУЗов). Однако данное положение противоречит действующему законодательству и нарушает конституционное право граждан на равный доступ к муниципальной службе. В соответствие со статьей 18 Конституции Российской федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Одним из ограничений, для замещения должности муниципальной службы, является возрастное ограничение. При этом в соответствие с частью 1 статьи 16 и частью 2 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, и не могут быть приняты на муниципальную службу лица после достижения ими возраста 65 лет, других возрастных ограничений не установлено. В нарушение указанных норм закона, при формировании Резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, должности которых отнесены к должностям муниципальной службы, допущено ограничение, согласно которому в Резерв могут быть включены лишь лица, достигшие возраста 25 лет и из числа которых в последующем будут назначаться непосредственно на управленческие должности органа местного самоуправления. Таким образом, возрастная категория лиц, достигших возраста 18 лет, будет лишена возможности в будущем претендовать на замещение какой-либо из должностей Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, так как по действующему Порядку формирования резерва, будет лишена возможности состоять в Резерве управленческих кадров сельсовета. Таким образом, учитывая, что оспариваемое прокурором положение Порядка формирования резерва органа местного самоуправления противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает доступ лиц, достигших возраста 18 лет, на муниципальную службу, указанное положение должно быть признано судом недействующим со дня его принятия. Находит суд противоречащим действующему законодательству, в частности части 2 статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», и положение абзаца 5 пункта 10 Порядка формирования резерва, согласно которому одним из критериев отбора кандидатов для включения в Резерв выступает «безупречная репутация». Согласно указанной норме федерального закона при поступлении на муниципальную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Термин «безупречная репутация» не может являться критерием отбора кандидатов для включения в Резерв управленческих кадров органа местного самоуправления, так как является неопределенным понятием, оценочным по-разному разными категориями людей, данное понятие оценивается субъективно, в связи с чем и не может быть применимо. Ограничения, связанные с муниципальной службой, установлены статьей 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а основные принципы муниципальной службы установлены статьей 4 указанного закона, и расширенному толкованию не подлежат. Указанные нормы закона не содержит такого критерия, как безупречная репутация, в связи с чем требования прокурора в этой части также законны и обоснованны, и подлежат удовлетворению. В соответствие с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве заинтересованных лиц, ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Солтонского района Алтайского края Федорова И.А. в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить полностью. Признать недействующими абзац четвертый пункта 5 и абзац пятый пункта 10 Порядка формирования резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, утвержденного постановлением главы администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края «О Порядке формирования резерва управленческих кадров Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края» № 15 от 01 марта 2011 года со дня их принятия. Главе Администрации Солтонского сельсовета Солтонского района Алтайского края, или лицу, его замещающему, немедленно после получения вступившего в законную силу решения суда, обнародовать настоящее решение суда на информационном стенде органа местного самоуправления для доведения до сведения населения информации о признании нормативного правового акта недействующим в части. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его принятия. Председательствующий судья Е.А. Понамарева <данные изъяты>