Дело № 2-39/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Село Солтон Солтонского района Алтайского края, улица Ленина - 15 07 февраля 2012 года Солтонский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Понамаревой Е.А., при секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю., с участием: - материального истца Фоминой Э.А., - процессуального истца в лице помощника прокурора Солтонского района Алтайского края Дегтяревой О.А., - представителя ответчика Ворошина П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту нарушенного социального права Фоминой <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из социальной нормы площади жилья и возложении обязанности производить расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения, УСТАНОВИЛ: 19 января 2012 года прокурор Солтонского района Алтайского края Федоров И.А., действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края в защиту нарушенного социального права Фоминой <данные изъяты> с иском к Управлению социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из социальной нормы площади жилья и возложении обязанности производить расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения. В обоснование иска прокурор указывает на то, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», согласно пункту 6 части 1 статьи 2 которого реабилитированным лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Размер компенсации расходов на топливо и назначение указанной компенсации устанавливается и производится в соответствии с пунктом 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126 (далее по тексту - Правила), уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, в настоящем случае - Управлением социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края (далее по тексту - Управление соцзащиты), то есть ответчиком. Ответчик при расчете и назначении истцу компенсации по оплате расходов за твердое топливо учитывает социальную норму жилья и количество проживающих с реабилитированным лицом членов семьи, что законодательством Алтайского края не предусмотрено и нарушает права реабилитированного лица на получение предусмотренной законом льготы, так как при учете социальной нормы жилья и в зависимости от числа проживающих, уменьшается нормативный объем топлива, за приобретение которого положена компенсация. В связи с тем, что законодательство Алтайского края и Российской Федерации не содержит какой-либо нормы, ограничивающей предоставление льгот по компенсации расходов на оплату твердого топлива данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, прокурор просит действия ответчика признать незаконными и возложить на ответчика обязанность производить расчет указанной компенсации с учетом общей площади жилого помещения, в котором проживает истец. В судебном заседание помощник прокурора Солтонского района Алтайского края Дегтярева <данные изъяты> исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Материальный истец по делу - Фомина <данные изъяты> в судебном заседание требования прокурора поддержала в полном объеме, прося удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика в лице начальника Управления социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края Ворошин <данные изъяты>, действующий на основании приказа о назначении на должность, не согласился с заявленными прокурором исковыми требованиями, пояснив, что при расчете компенсации истцу учтена вся жилая площадь в 38 квадратных метра, поэтому прав истца не нарушено. Представитель Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в лице его начальника - ФИО7, направив посредством факсимильной связи письменный отзыв на исковое заявление прокурора, просит дело рассмотреть в их отсутствие, направить копию решения суда, с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям: - ответчиком не нарушено право истца, так как компенсирована оплата за твердое топливо в пределах общей площади занимаемого истцом жилого помещения; - истец действительно обладает мерой социальной поддержки, установленной законодательством о реабилитации жертв политических репрессий в виде пятидесятипроцентной компенсации расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; - фактически истцу выплачена компенсация за дрова в 2011 году в размере, значительно превышающем компенсацию, рассчитанную в соответствии с нормами законодательства Алтайского края, в частности в соответствие с решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 июля 2011 года № 169, устанавливающим предельную максимальную цену дров в плотной массе 914 рублей; - в 2011 году истцом было приобретено топливо - дрова в количестве десяти кубических метров по цене 850 рублей, то есть в пределах установленной максимальной цены, однако без указания в договоре - в какой массе - плотной или складочной. Ввиду этого указанная в договоре цена должна считаться как цена за кубический метр в складочной массе с переводом на плотную массу с учетом переводного коэффициента 1,43, с учетом этого ответчик в 2011 году произвел переплату предусмотренного вида компенсации; - компенсация за фактически приобретенное истцом топливо Управлением соцзащиты Солтонского района за указанный период времени истцу произведена и выплачена в полном объеме, ввиду чего права истца нарушены не были. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, в силу чего подлежащими полному удовлетворению, по следующим основаниям: Судом установлено, что истец имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается свидетельством № 10480, выданном 16 мая 1995 года, исследованном в судебном заседание, и проживает в жилом помещении с печным отоплением, не имеющем центрального отопления и расположенном в селе <адрес> - 4 общей площадью 38,0 квадратных метра, в котором помимо истца проживают члены его семьи, всего два человека. Пунктом «Ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. Более детально принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации регламентированы нормами Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Статьей 1 указанного закона закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть измененытолько путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава)и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. В соответствие со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В силу требований статьи 4 указанного Закона предусмотренная для реабилитированных лиц и лиц, подвергшихся политическим репрессиям, компенсация, назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, который ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с пунктами 11, 12 и 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126 решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. При этом орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 17 указанных Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате топлива, в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), определяются организациями, реализовавшими льготополучателю топливо, исходя из действующих розничных цен организации на топливо на дату их приобретения льготополучателем (в пределах норм топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). В соответствии с пунктами 19-21 указанных Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных органами местного самоуправления для продажи населению). При этом указанные расходы учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района, городского округа уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района, городского округа предельной максимальной цены. По выбору льготополучателя компенсация может предоставляться по одному из видов твердого топлива (с пересчетом нормы другого вида твердого топлива). Из личного дела льготополучателя - истца установлено, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате расходов на твердое топливо, Управлением соцзащиты указывается исходя из установленной в Российской Федерации социальной нормы площади жилья с учетом количества проживающих с льготополучателем лиц. Так, в указанные в исковом заявлении годы истцом было приобретено твердое топливо (дрова), стоимость которых в пятидесятипроцентном размере была компенсирована ответчиком с учетом социальной нормы площади жилья с учетом всех проживающих в указанном жилом помещении, о чем начальником Управления соцзащиты были вынесены распоряжения о назначении компенсации на оплату твердого топлива за указанные годы. Исследовав представленное личное дело получателя льгот - истца Фоминой Э.А., судом установлено, что в указанные периоды времени Управлением соцзащиты льготная площадь по отоплению жилого помещения истца и членов его семьи определена в 42,0 квадратных метра с учетом количества проживающих,исходя из чего произведены расчет и назначение денежной компенсации на оплату твердого топлива. Таким образом, при назначении указанного вида компенсации истцу Управлением соцзащиты с учетом социальной нормы жилья и количества проживающих, была учтена площадь всего занимаемого истцом жилого помещения в размере 38 квадратных метра. Не смотря на то, что при расчете компенсации ответчиком учтена вся площадь жилого помещения, действия ответчика по исчислению данного вида компенсации не могут быть признаны законными, так как использование при расчете социальной нормы жилья и количества проживающих, ставит размер компенсации в зависимость от указанных составляющих, что действующим законодательством не предусмотрено, то есть социальное право истца на предусмотренные законом льготы ставится в зависимость от объективных обстоятельств, в чем и заключается нарушение. Так, в соответствие с частью второй статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (в том числе за поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствие с пунктом 8 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. При этом в силу пункта второго указанных Правил под уполномоченными органами понимаются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Солтонского района Алтайского края, где постоянно проживает истец, уполномоченным органом, устанавливающим и определяющим норматив потребления коммунальных услуг является Администрация Солтонского района Алтайского края. Под нормативом потребления коммунальной услуги понимается месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в жилом доме при отсутствии приборов учета. Согласно Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, размер платы за отопление в жилом доме (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации Солтонского района Алтайского края от 23 сентября 2008 года № 472 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг» норматив потребления твердого топлива на отопление жилья установлен в размере: - 0,219 куб.м./кв.м. дров при использовании одного вида топлива; - 60 кг/кв.м. каменного угля при использовании обоих видов топлива; - 78,5 кг/кв.м. бурого угля при использовании обоих видов топлива; - 0,055 куб.м./кв.м. дров при использовании обоих видов топлива. Указанные выше нормативные правовые акты не ставят размер компенсации расходов на оплату твердого топлива в зависимость от социальной нормы площади жилья и количества проживающих с льготополучателем лиц, а ограничивают размер указанной компенсации лишь нормативом потребления твердого топлива, установленного органом местного самоуправления на территории Солтонского района, где постоянно проживает истец. На сегодняшний день на территории Алтайского края отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате расходов на твердое топливо данной категории граждан социальной нормой площади жилья, а действующее законодательство ставит размер данной компенсации в зависимость лишь от общей площади занимаемого истцом жилого помещения и установленного органом местного самоуправления норматива потребления твердого топлива. Таким образом, суд находит действия ответчика, выразившиеся в начислении компенсации расходов на оплату твердого топлива истцу исходя из социальной нормы площади жилья незаконными. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Не смотря на то, что в указанные в исковом заявлении периоды истец полностью получил причитающуюся ему денежную компенсацию расходов на оплату твердого топлива, угроза нарушения его права на указанный вид льгот остается. Учитывая, что действия ответчика, выражающиеся в применении при расчете компенсации расходов на оплату твердого топлива социальной нормы площади жилья, ставят размер компенсации в зависимость от количества проживающих с истцом лиц, его право может быть нарушено в случае совместного с ним проживания меньшего количества членов его семьи, либо в случае увеличения площади жилого помещения, в связи с чем и второе требование прокурора также подлежит удовлетворению путем возложения на Управление соцзащиты обязанности учитывать при расчете истцу компенсации расходов на оплату твердого топлива общую площадь жилого помещения, в котором он проживает. Доводы представителя третьего лица о том, что в 2011 году истцу указанный вид компенсации был выплачен в большем, чем положено, размере, также не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как требований имущественного характера прокурором не заявлено. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, к которым относится и Управление социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края, чьи не основанные на законе действия привели к нарушению прав истца, в связи с чем государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона освобожден прокурор, в доход местного бюджета не взыскивается. На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту нарушенного социального права Фоминой <данные изъяты> к Управлению социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края о признании незаконными действий по расчету и назначению компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из социальной нормы площади жилья и возложении обязанности производить расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из общей площади жилого помещения, удовлетворить полностью. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края, выразившиеся в расчете Фоминой <данные изъяты> компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из социальной нормы площади жилья. Обязать Управление социальной защиты населения по Солтонскому району Алтайского края производить расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива Фоминой <данные изъяты> исходя из общей площади жилого помещения с момента предъявления иска в суд, то есть с 19 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд (город Барнаул, проспект Ленина - 25) путем подачи апелляционной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края (село Солтон Солтонского района Алтайского края, улица Ленина - 15) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 07 февраля 2012 года. Председательствующий судья Е.А. Понамарева <данные изъяты>