Дело № 2-179/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Солонешное 20 декабря 2010 г.
Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Стрельченя Л.В.,
при секретаре Беляновой Н.И.,
помощника прокурора Солонешенского района Алтайского края Крутько В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Солонешенского района в интересах Новиковой Н.С. к администрации Солонешенского района, администрации Тумановского сельсовета о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солонешенского района обратился в Солонешенский районный суд с указанным иском. В обосновании исковых требований прокурор указывает на то, что в прокуратуру Солонешенского района обратилась Новикова Н.С. – вдова участника Великой Отечественной войны с заявлением о незаконном отказе ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Законом Алтайского края от 14.09.2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», принятым во исполнение ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», переданными Российской Федерацией Алтайскому краю полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В силу ст. ст. 3, 4 названного закона органы местного самоуправления муниципального района при осуществлении государственных полномочий, в том числе, ведут в установленном порядке учет ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Новикова Н.С. проживает одна в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ дом имеет печное отопление, отсутствует водоснабжение, не имеется горячей воды, канализации. Основание и фундамент – ленточные бутобетонные, имеют массовые трещины, разрушения цоколя. Наружные стены и перегородки рубленные из бревен, имеющие глубокие трещины в венцах, поражение гнилью нижних окладных венцов, неравномерная осадка капитальных стен и перегородок, трещины в штукатурном слое, перекос дверных и оконных косяков. Перекрытие деревянное по балкам, заметный прогиб настила. Крыша чердачная стропильная с обрешетки.
Кроме того, Новикова Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> в <адрес>. На данный дом у Новиковой Н.С. имеется свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющее передачу (продажу) государственной (муниципальной) собственности в частную собственность. Договор на передачу данного дома в безвозмездную собственность, государственная регистрация на данный дом не оформлена. Данное строение, общей площадью 48,2 квадратных метров, введено в эксплуатацию с 1976 года. В данном доме имеется печное отопление, в квартире отсутствует водоснабжение, не имеется горячей воды, канализации.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Новикова Н.С. снята с очереди на улучшение жилищных условий на основании п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с обеспеченностью общей жилой площадью.
Жилищной комиссией взято во внимание лишь общая площадь жилого дома, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны. Дом не пригоден для проживания, капитальный ремонт Новикова Н.С. не в силах провести, в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья.
Согласно п. 1 подпункта 3 ст. 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. Таким образом, прокурор полагает, что Новикова Н.С. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Прокурор Солонешенского района просит признать решение жилищной комиссии администрации Солонешенского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе признать Новикову Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условиях незаконным.
Обязать администрацию Солонешенского района поставить Новикову Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 года.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Солонешенского района Крутько В.А. исковые требования поддерживает в полном объеме. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что истица Новикова Н.С. проживает по адресу: <адрес>, а зарегистрирована по адресу: <адрес>. По указанному адресу Новикова Н.С. не проживает, в жилом доме живет ее сын с семьей. Новикова Н.С. фактически подарила дом сыну. На жилой дом по адресу: <адрес> документов нет. Исходя из акта обследования жилищных условий, дом к проживанию не пригоден. Нет горячей воды, канализации, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Новикова Н.С. в судебном заседании просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснила, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны – ФИО1 Жилой дом по адресу: <адрес> они купили в ДД.ММ.ГГГГ и стали в нем проживать, документов на данный дом нет, имеется домовая книга. В ДД.ММ.ГГГГ при передачи жилых домов в собственность граждан, ФИО1 <данные изъяты> передал жилой дом по адресу: <адрес>, в котором они прописаны, но в указанном доме не проживали. Сын пришел со службы в вооруженных силах Российской Федерации, зарегистрировал брак, и они с супругой стали проживать в этом доме. Истица в доме прописана, но не проживает. Документы на жилой дом по адресу: <адрес> оформлены на нее. Жилищная комиссия приходила по адресу: <адрес>, осмотрели дом и затем поставили ее в известность, что ее сняли с учета как нуждающуюся в жилом помещении, считает данное решение незаконным.
Представитель истца по доверенности Новикова В.П. в судебном заседании просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что она проживает с сыном Новиковой Н.С. в зарегистрированном браке. В доме по адресу: <адрес> проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом родители Новиковы подарили сыну на свадьбу, дарственная не оформлена, так как юридически не грамотны. Документы на дом оформлены на Новикову Н.С. Жилой дом старый, фундамент сгнил, своими силами они облагораживают участок, жилой дом, постоянно его ремонтируют. Новикова Н.С. проживает рядом в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный жилой дом не благоустроен, нет воды, канализации, истице тяжело носить воду в дом, дрова и уголь. Если бы у Новиковой Н.С. был новый дом, ей бы было легче жить. Члены жилищной комиссии приходили, обследовали вначале жилой дом по адресу: <адрес>, а затем <адрес>, они посчитали, что жилые дома пригодны к проживанию, но члены жилищной комиссии не являются специалистами. Они не видели, что нижние бревна гнилые. Много недостатков комиссия не отразила в акте обследования жилищных условий.
Представитель истицы по доверенности Дудникова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что Новикова Н.С. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный дом не пригоден для проживания, так как двери и окна перекошены, двери не открываются. Новикова Н.С. является собственником жилого дома по адресу <адрес>. В данном доме проживает ее сын с семьей. Если Новикова Н.С. перейдет в указанный жилой дом, то ничего не измениться. Жилой дом сырой, он стоит на болоте. Фактически данный дом она подарила сыну, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Солонешенского района по доверенности Манушин А.П. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что доказательств о том, что указанные жилые дома не пригодны к проживанию, нет. Решением жилищной комиссии указано, что дома пригодны для проживания, необходим капитальный ремонт. Решения жилищной комиссии носит рекомендательный характер. Представителю ответчика известно, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» необходимо в комиссию включать специалистов. У администрации нет денег на оплату участия специалистов, члены жилищной комиссии специальных познаний не имеют, поэтому акт носит рекомендательный характер. Если истцы желают доказать о том, что жилые дома не пригодны к проживанию, пусть за свой счет назначают строительную экспертизу.
Представитель ответчика Тумановского сельсовета Солонешенского района Коробова Л.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах истицы признала в полном объеме. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что Новикова Н.С. имеет право на улучшение жилищных условий. 30.10.2009 года в связи с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Так же Законом Алтайского края от 14.09.2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», было проведено исследование жилищных условий вдовы ветерана Великой Отечественной войны Новиковой Н.С., проживающей по адресу: <адрес>. Новикова Н.С. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Она зарегистрирована в указанном жилом доме, но никогда в нем не проживала. В жилом доме живет ее сын с семьей. На жилой дом по адресу: <адрес> документов нет. Новикова Н.С. купила его с супругом в семидесятых годах и проживала в нем. Имеется похозяйственная книга с указанием собственников дома, как выбывших, так и новых. В жилом доме по адресу: <адрес> вдове ветерана Великой Отечественной войны условий для проживания нет. Это избушка, в котором окна и двери перекошены, нет воды и канализации, отопление печное. Ремонт в указанном доме так же невозможно провести, так как жилой дом не подлежит ремонту. По адресу: <адрес> так же нет условий для проживания Новиковой Н.С. Дом сырой, он стоит на болоте. В связи с этим Новикова Н.С. была поставлена администрацией Тумановского сельсовета на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и все документы переданы в жилищную комиссию администрации Солонешенского района. В марте 2010 года решением жилищной комиссии Новикова Н.С. снята с учета, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ. В настоящее время представителю ответчика известно, что администрация Тумановского сельсовета не имеет право самостоятельно ставить на учет жителей села, которые, по ее мнению, нуждаются в улучшении жилищных условий. Администрация собирает документы и передает их в администрацию Солонешенского района, жилищная комиссия администрации решает вопрос по существу.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора Солонешенского района Алтайского края подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что Новикова Н.С. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны (л. д. 8, 9, 16). Новикова Н.С. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Зарегистрирована в данном жилом доме. Проживает фактически по адресу: <адрес>. По адресу: <адрес> проживает ФИО2 с семьей. Зарегистрированы по адресу: <адрес> (л. д. 6, 17-27). Сторонами не оспаривается и представителем ответчика Коробовой Л.Д. предоставлена выписка из домовой книги о том, что собственником жилого дома по адресу: <адрес> является Новикова Н.С. (название улицы и номер дома отсутствует). По сообщению ФГУП «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ» и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю сведения о собственниках на жилой дом по адресу <адрес> и <адрес> не располагают (л. д. 15). В ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.С. подала заявление в администрацию Тумановского сельского совета о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л. д. 7). Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Тумановского сельского совета признала нуждающейся в улучшении жилищных условий Новикову Н.С. (л. д. 13). ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия, созданная в соответствии с постановлением главы Солонешенского района от 17.03.2010 года за № 167 «По обследованию условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны» вынесла заключение, что жилой дом по адресу: <адрес> пригодна для проживания. Для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания комиссия рекомендует провести капитальный ремонт квартиры в жилого дома (л. д. 14). ДД.ММ.ГГГГ за № жилищная комиссия при администрации Солонешенского района вынесла решение о снятии с очереди как гражданку, не нуждающуюся в улучшении жилищных условий, Новикову Н.С. в соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ (л. д. 12). По требованию суда представитель ответчика администрация Солонешенского района предоставила акт обследования жилищных условий Новиковой Н.С. по адресу: <адрес>. Актом обследования указанного жилого дома жилищная комиссия вынесла заключение: признать жилой дом пригодным для проживания, требуется ремонт.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» считать необходимым завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах») для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее так же – погибшие (умершие) предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 14.09.2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее –органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи. Органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан: граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года; граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 2 ч. 1 ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставляют в установленном порядке гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона субсидии для приобретения (строительства) жилья; распоряжаются переданными им финансовыми средствами; информируют органы местного самоуправления поселений, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по иным основаниям, о предоставлении гражданам субсидий для принятия решения о снятии граждан с учета.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее органы местного самоуправления). Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона, для рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и принятии по ним решений орган местного самоуправления вправе создать жилищную комиссию. Порядок формирования и работы жилищной комиссии устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В п. 1 Положения указано, что настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 1 п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а так же многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и домов установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно ч. 4, 5, 6 п. 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются так же представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поседениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается, с правом совещательного голоса, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Как установлено материалами дела, комиссия, созданная в соответствии с Постановлением главы Солонешенского района от 17.03.2010 года № 167 «По обследованию условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны», не соответствует п. 7 Положения. Представитель ответчика администрации Солонешенского района не отрицает, что комиссия создана в нарушении п. 7 указанного Положения, так как у администрации нет финансовых средств на приглашение специалистов.
Так как созданная комиссия не соответствует Положению, то ее акт и постановление так же не соответствуют закону.
Кроме того, в решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что согласно ЖК РФ п. 2 ст. 51 и на основании акта обследования жилищных условий районной комиссии Новикову Н.С. снять с очереди как гражданку, не нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учтенной нормы.
Прокурор просит признать незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия приняла решение, в том числе, на основании акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из акта обследования жилого дома в <адрес> жилищной комиссией не указано, какое обеспечение Новиковой Н.С. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи (л. д. 14). По представленному сообщению ФГУП «Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ» сведения о собственниках на жилой дом по адресу: <адрес> и <адрес> не располагают. Из представленной ксерокопии первого листа домовой книги (не указана улица и номер дома) указано, что в доме проживает Новикова Н.С., доказательств того, что Новикова Н.С. является собственником жилого дома по <адрес> в <адрес> жилищная комиссия не располагает. Решение жилищной комиссии не законно еще и на том основании, что не соответствует требованиям п. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Так как акты жилищной комиссии не соответствуют закону, в связи с тем, что она создана в нарушении п. 7 Положения, то жилищная комиссия в существующем составе не вправе поставить Новикову Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Новикова Н.С., так как в силу преклонного возраста, состояния здоровья она нуждается в защите прав и интересов.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение жилищной комиссии администрации Солонешенского района от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с очереди Новиковой Н.С., как гражданки, не нуждающейся в улучшении жилищных условий – незаконным.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено 23.12.2010 года.
Судья Л.В. Стрельченя