Решение об удовлетворении иска прокурора к Совету народных депутатов Солонешенского сельсовета о признании бездействия незаконным и понуждении к действию



Дело № 2-117/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Солонешное 06 июня 2011 г.

Солонешенский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Стрельченя Л.В.,

при секретаре Беляновой Н.И.,

с участием заместителя прокурора Солонешенского района Алтайского края Голенко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Солонешенского сельсовета о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солонешенского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждению к действию. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Солонешенского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что Советом народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

На основании требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» просит суд признать бездействие Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов незаконным, обязать Совет народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов.

В судебном заседании заместитель прокурора Солонешенского района Голенко М.А. на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика Мартынова Т.Н. исковые требования признала в полном объеме. Просит приобщить к материалам дела письменное заявление о признании иска. Последствия признания иска ей понятны.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Материалами дела установлено, что решением Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета от 27.08.2009 г. № 68/1 утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в муниципальном образовании Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края. Советом народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района от 17.03.2010 года № 90 утверждена комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в муниципальном образовании Солонешенский сельсовет Солонешенского района Алтайского края. 17.03.2010 года № 91 Советом народных депутатов принято решение о внесении дополнений в решение Советов народных депутатов от 27.08.2009 года № 68/1. 16.03.2011 года за № 149 Советом народных депутатов внесены изменения в решение от 17.03.2010 года № 90 «Об утверждении комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов в муниципальном образовании Солонешенский сельсовет». Данным решение избрана комиссия в новом составе, которая в 2011 году начала работу по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов. Представленным протоколом № 1 от 22.03.2011 года установлено, что на заседание комиссии в отношении пяти муниципальных нормативных правовых актов проведена антикоррупционная экспертиза. На л. д. 10 имеется список действующих нормативно-правовых актов администрации Солонешенского сельсовета, в отношении которых антикоррупционная экспертиза не проведена.

Представитель ответчика Мартынова Т.Н. пояснила о том, что в связи с принятием решения от 17.03.2011 года № 91 о дополнении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов пунктом 17, она полагала, что нормативные акты необходимо направлять в прокуратуру, которая будет проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов.

На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы (п.п. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона).

Советом народных депутатов Солонешенского сельского совета Солонешенского района Алтайского края при оценке проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы ответчиком не исполняется. Проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты. Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 определены основные коррупционные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связанные с ограничением или умалением прав и свобод человека. Таким образом, в связи с бездействием Совета народных депутатов Солонешенского сельского совета Солонешенского района, выразившимся в не проведении антикоррупционной экспертизы и не выявлении в нормативных актах коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц в результате которого нарушены права и свободы человека и гражданина.

В судебном заседании нашло подтверждение позиция представителя ответчика о том, что в настоящее время комиссия по проведению анткоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в МО Солонешенский сельсовет действует, предоставлен протокол заседания комиссии. Поэтому требования прокурора о проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов в будущем суд считает излишним.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в течение месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Солонешенского сельсовета удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать Совет народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом.

Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в месячный срок со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Алтайскую краевую коллегию по гражданским делам через Солонешенский районный суд со дня принятия решения.

Мотивированное решение изготовлено 07.06.2011 года.

Судья Л.В. Стрельченя