Дело 2-121/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 мая 2011 года с. Солонешное Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Степанов А.А., при секретаре Гога Е.Н., с участием помощника прокурора Солонешенского района Крутько В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к Совету народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Солонешенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении к действию, а именно о признании незаконным бездействия Совета народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. Прокурор обосновывает исковые требования тем, что ответчиком, в нарушение ст. 1, п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», при оценке проектов нормативных правовых актов не проводится антикоррупционная экспертиза, не составляются заключения о проведении данной экспертизы. Кроме этого, антикоррупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Совета народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края. В судебном заседании помощник прокурора Солонешенского района Крутько В.А. в полном объеме поддержал исковые требования, по существу иска пояснил, что прокуратурой Солонешенского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Солонешенского района законодательства о противодействии коррупции. Как установлено при проверке, Советом народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края не исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционной экспертизы представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Совет народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края» не исполняется. Вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативные правовые акты. Представитель ответчика глава Тумановского сельского совета А.И. Неверов в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что прокуратурой Солонешенского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Солонешенского района законодательства о противодействии коррупции. При проверке установлено, что Советом народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края не исполняется обязанность, установленная федеральным законодательством, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, проверка которых является обязанностью организаций, принимающих нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В соответствии с ч. 5 ст. 7 закона Алтайского края от 03 июня 2010 года № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими муниципальных нормативных правовых актов и их проектов при проведении правовой экспертизы и мониторинге применения в порядке, установленном Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и муниципальными правовыми актами. Следовательно, из вышеуказанных норм закона следует, что Совет народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района обязан проводить антикоррупционную экспертизу принятых им муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что требования процессуального истца (прокурора района), указанные в исковом заявлении, являются законными ввиду того, что не исполнение данных требований нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека, что нарушает права граждан и Российской Федерации в целом. Руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Совета народных депутатов Тумановского сельсовета Солонешенского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, принятых данным органом и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных актов. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке. Судья: А.А. Степанов