Дело 2-89/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2011 года с. Солонешное
Судья Солонешенского районного суда Алтайского края Степанов А.А.,
при секретаре Гога Е.Н.,
с участием прокурора района Королева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солонешенского района в интересах неопределенного круга лиц к филиалу МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевский фельдшерско-акушерский пункт, муниципальному учреждению здравоохранения «Солонешенская ЦРБ» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солонешенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к филиалу МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевский фельдшерско-акушерский пункт, муниципальному учреждению здравоохранения «Солонешенская ЦРБ» о понуждении к совершению действий, а именно обязать в помещении филиала муниципального учреждения здравоохранения «Солонешенская ЦРБ» Лютаевском фельдшерско-акушерском пункте установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей. Срок совершения данных действий установить до 01.08.2011 года.
В судебном заседании прокурор Солонешенского района Королев М.В. в полном объеме поддержал исковые требования, по существу иска пояснил, что прокуратурой Солонешенского района с привлечением государственного инспектора по пожарному надзору Солонешенского района проведена проверка филиала МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевский ФАП по исполнению Правил пожарной безопасности РФ. В связи с этим инспектором ГПН № 3 по Солонешенскому району был составлен АКТ от 24.02.2011 года, которым установлено, что в Лютаевском фельдшерско-акушерском пункте отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения. Считает, что ответчиками нарушаются требования НПБ 110-03 таблица № 1, п. 3 ППБ-01-03 – Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об учреждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденный Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, что в свою очередь нарушается право неопределенного круга лиц, как работников учреждения здравоохранения, так и людей, находящихся в учреждении на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а поэтому просит исковые требования удовлетворить. Уточнил требования, просил исполнить обязательства до 01.09.2011 года.
Представитель ответчика главный врач МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Кваскова Н.М. в судебном заседании в полном объеме признала исковые требования о том, что необходимо устанавливать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей.
Представитель третьего лица администрации Солонешенского района ФИО1 исковые требования признала в полном объеме.
Государственный инспектор по пожарному надзору Солонешенского района ФИО2 в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Солонешенского района с привлечением государственного инспектора по пожарному надзору Солонешенского района проведена проверка муниципального учреждения здравоохранения «Солонешенская ЦРБ», филиала МУЗ Лютаевский ФАП. По результатам проверки инспектором ГПН № 3 по Солонешенскому району был составлен АКТ от 24.02.2011 года в области пожарной безопасности, которым, помимо других нарушений, было установлено, что в помещении филиала МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевском фельдшерско-акушерском пункте отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения, что является нарушением требований НПБ 110-03 таблица № 1, п. 3 ППБ-01-03 – Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об учреждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденный Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со ст. ст. 20, 34, 36 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На момент рассмотрения дела в суде указанные недостатки руководством МУЗ «Солонешенская ЦРБ» устранены не были.
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Органы (должностные лица) здравоохранения в пределах свой компетенции в подведомственных учреждениях обязаны организовать разработку и обеспечить реализацию мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения, установлены в правилах пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03 п. 3 утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313).
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 38 закона «О пожарной безопасности» несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
П. 10 «Правил пожарной безопасности» также установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 4.4 Устава МУЗ «Солонешенская ЦРБ» в обязанности учреждения здравоохранения входит обеспечение своих работников и пациентов безопасными условиями труда и пребывания.
Учреждение здравоохранения несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за нарушение правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников и пациентов.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 г. № 4837) утверждены нормы пожарной безопасности и проектирования системы оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03), п. п. 7 п. 5.1 которых установлены конкретные типы СОУЭ и определены перечни зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 г. № 4836) утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ-110-03). В приложении к данным правилам указан перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что требования процессуального истца (прокурора района), указанные в исковом заявлении, являются законными в виду того, что не исполнение данных требований нарушает интересы неопределенного круга лиц: работников МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевского ФАПа и пациентов, так как отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей в помещении филиала МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевском ФАПе препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, каждодневно ставит под угрозу их здоровье и жизнь в случае возникновения пожарной ситуации.
Так как, согласно Устава, МУЗ «Солонешенская ЦРБ» самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, целевые взносы физических и юридических лиц, кредиты банков и других кредиторов и т.д., в связи с чем суд считает, что ответчик МУЗ «Солонешенская ЦРБ» в соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Уставе, может и должен устранить выявленные нарушения, так как стоимость установки автоматической сигнализации и системы оповещения людей в помещении филиала МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевском ФАПе является умеренной.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (с изменениями от 26 июня 2008 г.) основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Рассматривая целесообразность срока устранения нарушений правил ППБ 01-03 п. 3 указанных в исковом заявлении до 01.09.2011 года, суд считает, что данный срок является разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Солонешенская ЦРБ», установить в помещении МУЗ «Солонешенская ЦРБ» Лютаевский фельдшерско-акушерский пункт автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солонешенский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке.
Судья: А.А. Степанов