№ 1-63/2011 Обвинительный приговор по ч. 1 ст. 105 УК РФ



Дело № 1-63/2011

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 27 апреля 2011 года

Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего Лоскутова А.Н.,

при секретарях судебного заседания Аболишиной М.С., Ждановой О.А.,

с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Соломбальского района г. Архангельска Шестериковой С.Н.,

подсудимого – Скоморохова М.Ю.,

защитника – адвоката Кремелиной Г.П.,

потерпевшего – К.В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Скоморохова М.Ю., несудимого,

содержавшегося под стражей с 28 по 30 декабря 2010 года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Скоморохов совершил убийство при следующих обстоятельствах.

28 декабря 2010 года в период с 7 до 10 часов в комнате квартиры *** дома *** корпус *** по улице *** в городе Архангельске, Скоморохов в состоянии алкогольного опьянения во время ссоры из личной неприязни умышленно с целью убийства нанес К. удар ножом в боковую поверхность грудной клетки справа, причинив ранение, проникающее в правую и левую плевральные полости со сквозными ранениями правого легкого и дуги аорты, слепым ранением левого легкого, сопровождавшееся кровоизлиянием в правую и левую плевральные полости, осложнившееся развитием острой кровопотери, опасное для жизни человека и оценивающееся как тяжкий вред здоровью, от которого наступила смерть К. на месте происшествия.

Подсудимый вину признал, сообщив об отсутствии умысла на причинение смерти, и показал, что утром 28 декабря 2010 года к нему домой пришел К., после совместного употребления спиртных напитков они стали в шутку бороться, К. несколько раз ударил его, схватил за шею, он (Скоморохов) испугался за свою жизнь, отбросил К., взял нож и нанес им удар в правый бок К., после чего вызвал «Скорую помощь», а когда К. скончался - милицию.

В момент нанесения удара он (Скоморохов) сидел на краю дивана, К. находился на полу около дивана, располагался боком, почти спиной к нему (Скоморохову), за шею его (Скоморохова) не держал, в его руках ничего не было, угрозы не представлял.

Допросив потерпевшего, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает Скоморохова виновным в совершении изложенного преступления.

К такому выводу суд пришел исходя из анализа, как показаний подсудимого, так и других следующих доказательств.

Потерпевший К.В.Л. показал, что 28 декабря 2010 года в квартире *** дома *** корпус *** по ул. *** в г.Архангельске обнаружил труп своего родного брата К.А.Л.

Свидетель Ш.А.Б., проживающая в квартире *** дома *** корпус *** по ул.*** в г.Архангельске, показала, что 28 декабря 2010 года около 8 часов к ним домой пришел К.А., который вместе с ее сыном Скомороховым М. стал употреблять спиртные напитки, между ними возникла драка, кто ударил первым сказать не может, у К. в руках каких-либо предметов не было, К.А. ударил М. в живот, они упали на пол, К.А. оказался внизу, а М. над ним, Скоморохов, сидя на диване, схватил нож и нанес один удар К. в район ребер справа. После этого сын пытался закрыть рану, вызвал «Скорую помощь», до приезда врачей К. умер.

Из показаний свидетеля Х.В.Р. следует, что 28 декабря 2010 года около 18 часов со слов Ш.А.Б. он узнал о том, что Скоморохов М. убил К.А. ударом ножа в область груди (т.1, л.д. 44-46).

Свидетель А.Е.М., проживающая в квартире *** дома *** корпус *** по ул.*** в г.Архангельске, показала, что 28 декабря 2010 года около 8 часов 30 минут услышала шум из квартиры №***, где проживают Скомороховы, позже в этой же квартире увидела труп К.. Через несколько дней Скоморохов рассказал ей о том, что он один раз ножом ударил К. (т.1, л.д. 50-54).

Свидетель С.В.В. показала, что 28 декабря 2010 года в квартире *** дома *** корпус *** по ул. *** в г.Архангельске, обнаружила мертвого К.

Свидетель Л.С.А., сотрудник милиции, показал, что К. был неконфликтным, неагрессивным человеком, в состоянии алкогольного опьянения его состояние не изменялось.

Согласно протоколу осмотра места происшествия (т.1, л.д. 8-15) 28 декабря 2010 года в 10 час. 00 мин. в комнате квартиры *** дома *** корпус *** по улице *** в г. Архангельске возле дивана обнаружен труп К.А.Л. с раной груди, также обнаружены и изъяты: бутылка из-под водки, стопки, нож.

Согласно заключению эксперта (т.1, л.д. 121-127, 129-130, 132-133,135-136, 137-139, 155-159) у К.А.Л. обна­ружено проникающее в правую и левую плевральные полости колото-резаное ранение боковой поверхности груди справа (кожная рана располагалась в проекции 4-го межреберья между передней и средней подмышечными линиями в 125 см от подошвенной поверхности стоп в 21 см от передней условной срединной линии тела) со сквозным ранением верхней доли правого легкого, сквозным ранением дуги аорты, слепым ранением верхней доли левого легкого.

Указанное телесное повреждение является прижизненным, и образовалось незадолго до наступления смерти пострадавшего от воздействия колюще-режущего предмета, направление раневого канала несколько сзади наперед, несколько снизу вверх и справа налево. Наибольшая длина погружавшейся части плоского клинка типа ножа составила не менее 20,5 см.

Смерть К. наступила в период 1-4 часа до осмотра трупа на месте происшествия в результате проникающего в правую и левую плевральные полости колото-резаного ранения боковой поверхности груди справа со сквозным ранением верхней доли правого легкого, сквозным ранением дуги аорты, слепым ранением верхней доли левого легкого, сопровождающееся кровоизлиянием в правую и левую плевральные полости, осложнившееся развитием острой кровопотери, которое по квалифицирующему признаку вреда здоровью, опасного для жизни человека, оценивается как тяжкий вред здоровью и имеет прямую причинно-следственную связь с наступлением смерти К.

Смерть К. после причинения колото-резаного ранения груди наступила быстро, в течение нескольких минут.

При судебно-химическом исследовании крови и мочи от трупа К. обнаружен этиловый спирт, что свидетельствуют о том, что перед смертью К.принимал алкоголь.

У К. также обнаружены телесные повреждения:

- ссадина подбородочной области и кровоизлияния слизистых оболочек верхней и нижней губы,

- ссадина передней поверхности правой голени в средней трети,

- два кровоподтека левой голени.

Указанные телесные повреждения являются прижизненными, образовались незадолго до наступления смерти пострадавшего от ударно-тангенциальных (под углом) воздействий твердого тупого предмета и не имеют прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти К.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта (т.1, л.д. 144-145) у Скоморохова М.Ю. каких-либо повреждений не обнаружено.

Из сведений, содержащихся в протоколах осмотра места происшествия, выемки, осмотров предметов и заключениях экспертов следует, что:

- на кофте и брюках, изъятых у Скоморохова, на смыве с пола квартиры подсудимого, обнаружена кровь человека, происхождение которой от потерпевшего К. не исключается (т. 1 л.д. 8-15, 105-107, 113-116, 169-173),

- на ноже, изъятом в ходе осмотра квартиры *** дома *** корпус *** по улице *** в г. Архангельске обнаружена кровь человека, происхождение которой от К. не исключается (т. 1 л.д. 8-15, 163-165), кроме того, не исключается причинение колото-резаного ранения груди клинком данного ножа (т. 1 л.д.155-159),

- след пальца руки, изъятый при осмотре места происшествия, оставлен Скомороховым М.Ю. (т.,1 л.д. 8-15, 177-179).

Заключения экспертов соответствует требованиям ст. 204 УПК РФ. Оснований сомневаться в квалификации экспертов и обоснованности выводов экспертиз у суда не имеется.

Действия Скоморохова суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, по следующим основаниям.

Место, время совершения преступления, нанесение Скомороховым удара ножом К. в грудь, наступление смерти от данного ранения установлены судом на основании совокупности приведенных доказательств, подсудимым не отрицаются, подтверждаются его показаниями в ходе судебного заседания и сведениями, изложенными в протоколе явки с повинной (т.,1 л.д. 58)

Скоморохов из личной неприязни нанес К. удар ножом в жизненно важную часть тела – грудную клетку, причинив проникающее в плевральные полости ранение груди справа со сквозными ранениями правого легкого и дуги аорты, слепым ранением левого легкого, что, с учетом орудия преступления, несомненно пригодного для причинения травм, влекущих смертельный исход и локализации телесных повреждений, свидетельствует о направленности умысла виновного на убийство. Между действиями подсудимого и наступившими последствиями наличествует причинная связь.

Из приведенных доказательств, в том числе показаний Скоморохова, следует, что в состоянии необходимой обороны подсудимый не находился, поскольку после взаимных ударов и вслед за тем, как подсудимый освободился от захвата шеи, К. оказался на полу спиной к Скоморохову, ему не угрожал, насилия не применял, и Скоморохов, не находясь в положении обороняющегося лица, нанес удар ножом К., который какой-либо опасности для него не представлял.

Как следует из показаний свидетелей Х.В.Р. и А.Е.М. (т.1, л.д.44-46, 50-54), со слов Скоморохова и его матери им стало известно о нанесении удара ножом, поскольку К. схватил Скоморохова за горло, причинив боль. Эти сведения не свидетельствуют о невиновности подсудимого, поскольку обстоятельства дела, как они установлены судом, свидетельствуют о том, что Скоморохов не находился в состоянии необходимой обороны.

Согласно заключению комиссии экспертов (т.1, л.д. 184-186) Скоморохов в период совершения деликта не находился в состоянии физиологического аффекта, так как в его поведении не прослеживаются характерные феномены, свойственные аффективной реакции, ее 3-х фазной динамики протекания. Заключение дано компетентными экспертами, научно обоснованно и подтверждается представленными суду доказательствами, из которых видно, что подсудимый находился в спокойном состоянии, правильно ориентировался в окружающей обстановке и сохранял адекватный контакт с окружающими, при этом его действия, направленные на лишение жизни потерпевшего, носили спланированный и целенаправленный характер, поэтому оснований для квалификации действий Скоморохова как совершенных в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) нет.

Сведений о длительной психотравмирующей ситуации, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, характерной для кумулятивного аффекта, не имеется.

К. злоупотреблял спиртным, не имел определенных занятий, на диспансерном наблюдении у нарколога и психиатра не состоял (л.д. 216-217, 218).

Скоморохов на диспансерном наблюдении у психиатра и нарколога не состоит (т.1, л.д. 198-199), согласно заключению комиссии экспертов Скоморохов страдал во время преступления психическим расстройством в форме «***», находился в состоянии простого алкогольного опьянения, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время Скоморохов страдает данным психическим расстройством, которое не сопровождается нарушениями интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов и критики, он может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать по ним показания и принимать участие в судебно-следственных действиях, в принудительных мерах медицинского характера в настоящее время не нуждается (т.1, л.д. 184-186). Заключение дано компетентными экспертами, научно обоснованно, поэтому с учетом всех обстоятельств дела, суд признает подсудимого полностью вменяемым.

За совершенное преступление Скоморохов подлежит наказанию, при назначении которого суд руководствуется принципом справедливости, учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, мнение потерпевшего о реальном лишении свободы.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, признаются в соответствии с пп.«з,и,к» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание медицинской помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, молодой возраст, состояние здоровья подсудимого, который согласно материалам дела страдает хроническим «***», имеет ряд заболеваний, в том числе ***, ***, ***.

Обстоятельств, отягчающих наказание, нет.

Скоморохов впервые привлекается к уголовной ответственности (т.1, л.д.197), за период обучения в МОУ «***» зарекомендовал себя старательным, ответственным учеником, обладающим хорошими организаторскими способностями, творческой инициативой (т.1, л.д.200), обучаясь в МОУ «***» регулярно посещал учебные занятия, имеет оценки «4» и «5», участвовал во всех внешкольных мероприятиях (т.1, л.д. 202), по месту жительства жалоб и заявлений на его поведение не поступало (т.1, л.д. 201), соседями характеризуется положительно, ухаживает за отцом, признанным инвалидом 1 группы.

С учетом всех обстоятельств, в том числе смягчающих наказание, данных о личности подсудимого, принимая во внимание, что Скоморохов совершил умышленное особо тяжкое преступление, связанное с лишением жизни другого человека, суд приходит к выводу, что цели наказания, предусмотренные ч. 2 ст. 43 УК РФ: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, в отношении Скоморохова достижимы лишь при реальном лишении свободы.

Учитывая признание вины и раскаяние, суд считает возможным не назначать Скоморохову дополнительное наказание.

Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления и позволяющих назначить подсудимому наказание с применением ст. 64 УК РФ, нет.

При назначении наказания учитываются положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывать лишение свободы Скоморохов должен в исправительной колонии строгого режима.

Для обеспечения исполнения приговора меру пресечения подсудимому следует изменить на заключение под стражу.

Срок наказания следует исчислять с 27 апреля 2011 года, в срок лишения свободы необходимо засчитать время содержания под стражей до судебного разбирательства с 28 по 30 декабря 2010 года.

В силу ч. 1 ст. 313 УПК РФ отец осужденного - Скоморохов Ю.А. подлежит передаче органу опеки и попечительства для установления над ним попечительства либо помещения в социальные учреждения, о чем судом вынесено отдельное постановление.

В соответствии с пп. 1, 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ вещественные доказательства:

- стеклянную бутылку, 4 стопки - следует передать Ш.А.Б.,

- нож с чехлом – подлежат уничтожению,

- рубаху, свитер, брюки шерстяные черного цвета, брюки спортивные – следует передать потерпевшему К.В.Л.,

- брюки черного цвета, кофту – необходимо передать Скоморохову М.Ю.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УПК РФ в доходную часть федерального бюджета РФ подлежит взысканию со Скоморохова 5072 руб. 42 коп., выплаченные его адвокату за счет государства. Скоморохов молод, трудоспособен, поэтому суд не находит оснований для возмещения процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета или освобождения от уплаты процессуальных издержек полностью или частично.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Скоморохова М.Ю. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет в исправительной колонии строгого режима.

Изменить Скоморохову М.Ю. меру пресечения на заключение под стражу, взять его под стражу в зале суда.

Срок наказания исчислять с 27 апреля 2011 года.

Засчитать Скоморохову М.Ю. в срок лишения свободы время содержания под стражей с 28 по 30 декабря 2010 года.

Вещественные доказательства:

- стеклянную бутылку, 4 стопки - передать Ш.А.Б.,

- нож с чехлом – уничтожить,

- рубаху, свитер, брюки шерстяные черного цвета, брюки спортивные –передать потерпевшему К.В.Л.,

- брюки черного цвета, кофту – передать Скоморохову М.Ю.

Взыскать со Скоморохова М.Ю. в доходную часть федерального бюджета РФ процессуальные издержки в размере 5072 руб. 42 коп.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный, содержащийся под стражей, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе, а в случае подачи кассационного представления или жалобы другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу (представление) в течение 10 суток со дня вручения копии жалобы (представления).

Осужденный также вправе ходатайствовать о кассационном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на кассационные жалобы (представление).

Председательствующий подпись А.Н. Лоскутов