Дело № 1-302/10
П Р И Г О В О Р
именем Российской Федерации
г. Архангельск 28 декабря 2010 года
Соломбальский районный суд г. Архангельска
в составе председательствующего судьи Журавлёвой И.П.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Л.Н.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Соломбальского района г. Архангельска Дудакова В.А.,
подсудимого Буркова Д.В., и его защитников – адвокатов Малициной О.П. и Медведева И.В.,
потерпевшего Л.1,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда уголовное дело в отношении БУРКОВА Д.В., содержащегося под стражей в ФБУ ИЗ-29/1 УФСИН России по АО с 09 октября 2010 года; обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Исследовав материалы дела, суд
установил:
Бурков Д.В. виновен в покушении на убийство, т.е. совершении умышленных действий, непосредственно направленных на умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
Бурков Д.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в кв. № *** дома № *** по ул. *** в г. Архангельске, в ходе ссоры с Л.1, возникшей по почве личных неприязненных отношений из-за оскорблений потерпевшего, в период времени с 16 часов 00 минут до 18 часов 30 минут 26 сентября 2010 года, нанес один удар кулаком в лицо Л.1, а затем умышленно, с целью лишения его жизни, нанес один удар ножом в область груди потерпевшего слева, и один удар ножом в область левого бедра, причинив телесные повреждения, расценивающиеся по квалифицирующему признаку как тяжкий вред здоровью; после чего противоправные действия Буркова Д.В. были пресечены Л.А.В., который отнял у него нож, и потерпевшему своевременно была оказана медицинская помощь, поэтому умысел, непосредственно направленный на убийство Л.А.В., Бурков Д.В. не довел до конца, по причинам от него не зависящим.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бурков Д.В. вину свою признал частично и показал, что 26 сентября 2010 года с Л.1, Л.А.В. и Е.Т.А. вечером находились в квартире последнего по адресу: ***, и распивали спиртные напитки. В какое-то время у него с Л.1 произошла ссора, т.к. потерпевший его оскорблял, говорил, что в детстве физически он был сильнее его, на что он, разозлился, и нанес один удар кулаком в лицо Л.1, после чего схватил со стола раскладной нож, и ударил им один раз в область груди потерпевшего, к нему сразу же подбежал Л.А.В., и отнял у него нож, выкинув его в окно. С места преступления скрылся, т.к. боялся, что его задержат сотрудники милиции, но убивать Л.1 не хотел, угроз в его адрес не высказывал, наносил удары, молча; а футболку, надетую на нем и которую он запачкал кровью потерпевшего, впоследствии выкинул.
Кроме частичного признания подсудимым своей вины, его вина полностью подтверждается показаниями потерпевшего, свидетелей и совокупностью доказательств, представленных стороной обвинения и исследованных в судебном заседании.
Так, потерпевший Л.1 суду показал, что в вечернее время 26 сентября 2010 года он со своим знакомым Бурковым Д.В., и его двумя друзьями, которых он ранее не знал – Л.А.В. и Е.Т.А., распивали спиртные напитки в квартире последнего, расположенной по адресу: г. Архангельск, ***. В ходе распития спиртного между ним и Бурковым Д.В. произошла ссора, после чего подсудимый замахнулся и нанес ему удар кулаком в переносицу, потом схватил со стола нож, и нанес им удар в бедро левой ноги, и сразу же после этого, нанес ему удар ножом в грудь. Он понял, что Бурков Д.В. хотел еще нанести ему удары ножом, потому что он опять замахнулся на него рукой, в которой находился нож, но в этот момент его остановил Л.А.В., подбежав к подсудимому, и, выхватив у него из руки нож. В момент нанесения ударов, он сидел на диване, ударов подсудимому не наносил, угроз в его адрес не высказывал. Затем он стал терять сознание от полученных телесных повреждений, и его госпитализировали в больницу.
Свидетель Л.А.В. в судебном заседании пояснил, что 26 сентября 2010 года он в компании Буркова Д.В., Л.1. и Е.Т.А. распивал спиртные напитки в кв. № *** д. ***, по ул. *** в г. Архангельске, в которой проживает Е.Т.А.. В процессе распития спиртных напитков, между Л.1 и Бурковым Д.В. произошла ссора, при этом Л.1 оскорблял подсудимого, затем он увидел, как Бурков Д.В. замахивается на Л.1 рукой, в которой находился раскладной нож, Л.1 закричал: «Не убивай меня!». Бурков Д.В. находился в агрессивном состоянии, а потерпевший был испуган, сопротивления не оказывал. Он подбежал к подсудимому, и выхватил из руки Буркова Д.В. нож, выкинув его в форточку окна, чтобы предотвратить нанесение им еще ударов потерпевшему. Кто-то вызвал скорую помощь, и, выйдя на улицу, он разговаривал с врачом, который сообщил, что пострадавшего необходимо срочно госпитализировать в больницу для оказания квалифицированной медицинской помощи, т.к. у него серьезное ножевое ранение, и он может умереть.
Свои показания свидетель Л.А.В. подтвердил в ходе проверки показаний на месте 31 октября 2010 года (л.д. 70-77).
Из показаний свидетеля Е.Т.А., оглашенных в порядке ст. 281 ч. 1 УПК РФ следует, что 26 сентября 2010 года он в своей квартире № *** д. № *** по ул. *** в г. Архангельске вечером распивал спиртные напитки с Бурковым Д.В., Л.1, Л.А.В.. В какой-то момент он вышел на кухню, и услышал, как Бурков Д.В. и Л.1, стали между собой ругаться, потом подсудимый сказал: «Убью», а потерпевший закричал, тогда он понял, что что-то произошло. Когда он зашел в комнату, то увидел, что Бурков Д.В. выходит из квартиры, надетая на нем футболка, запачкана кровью, а Л.1 сидит на диване весь в крови, и на груди у него была рана, и очень сильное кровотечение, тогда он понял, что потерпевшего ударил подсудимый своим раскладным ножом, который он принес с собой. Он сразу же стал звонить в скорую помощь, когда врачи приехали, они увезли в больницу Л.1.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Г.В.С. пояснил, что работает врачом выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», 26 сентября 2010 года был на дежурстве. От диспетчера поступил вызов о ножевом ранении в квартире № *** дома *** по ул. *** в г. Архангельске, прибыв по указанному адресу, он увидел молодого человека – Л.1, он был весь в крови, находился в сознании, но был сильно пьян. Состояние пострадавшего было очень тяжелое, т.к. у него в груди было проникающее ранение, такое ранение было и в области бедра. Л.1 сразу же была оказана первая медицинская помощь – поставлена капельница, и он госпитализирован в больницу. В случае промедления с оказанием потерпевшему медицинской помощи, он бы скончался от полученных телесных повреждений.
Из показаний свидетеля Б.Л.А. оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 ч.1 УПК РФ, усматривается, что Бурков Д.В. ее сын, в конце сентября 2010 года не жил дома около недели, и она переживала по этому поводу, т.к. ей позвонила знакомая, и сообщила, что ее сын кого-то ударил ножом. После этого сын позвонил ей по телефону, сказав, что если он сядет в тюрьму, то за дело.
Кроме вышеизложенных доказательств вина подсудимого подтверждается исследованными в судебном заседании допустимыми доказательствами, полученными в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Так, из протокола осмотра места происшествия, плана-схемы и фототаблицы к нему от 26 сентября 2010 года (л.д. 14-17) усматривается, что в квартире № ***, дома № ***, по ул. *** в г. Архангельске обнаружены многочисленные пятна с веществом бурого цвета, похожие на кровь.
Из копии карты вызова МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д. 29), вызов по адресу: г. Архангельск, *** поступил в 18 часов 13 минут 26 сентября 2010 года, указано время прибытия бригады скорой помощи на место: в 18 часов 18 минут; после оказания первой медицинской помощи Л.1, он в срочном порядке доставлен в больницу с диагнозом: проникающее ножевое ранение грудной клетки слева, и ножевое ранение левого бедра.
Согласно рапорту об обнаружении признаков состава преступления от 26 сентября 2010 года (л.д. 25), Л.1 в кв. № *** д. ***, по ул. *** в г. Архангельска причинены проникающие ножевые ранения, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью.
На основании заключения судебно-медицинского эксперта № 6226 от 17 ноября 2010 года (л.д. 40-41) у Л.1 обнаружены телесные повреждения характера: раны передней поверхности левого бедра в верхней трети, повлекшей за собой кратковременное расстройство здоровья продолжительностью до 3-х недель (до 21 дня включительно) и оценивается как легкий вред здоровью; а также проникающего в левую плевральную полость ранение левых отделов передней поверхности груди (в проекции 3-го межреберья между окологрудинной и среднеключичной линиями) со сквозным ранением 3-го сегмента левого легкого, сопровождающееся развитием левостороннего гемопневмоторакса (наличие в левой плевральной полости крови и воздуха), которые по квалифицирующему признаку вреда здоровью, опасного для жизни человека, согласно п. 6.1.9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 194н от 24 апреля 2008 года «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», оцениваются как тяжкий вред здоровью. Данные повреждения могли образоваться в результате воздействия колюще-режущего предмета в срок 26 сентября 2010 года.
Таким образом, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает, что вина подсудимого Буркова Д.В. нашла свое полное подтверждение в судебном заседании и его действия суд квалифицирует по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, т.к. он совершил покушение на убийство, т.е. умышленные действия, непосредственно направленные на умышленное причинение смерти потерпевшему Л.1, однако, преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
Об умысле подсудимого на покушение на лишение жизни потерпевшего Л.1, свидетельствуют характер и локализация нанесенных ему телесных повреждений: одно расположено в области жизненно важных органов – проникающее в левую плевральную полость ранение левых отделов передней поверхности груди со сквозным ранением 3-го сегмента левого легкого, сопровождавшееся развитием левостороннего гемопневмоторокса, а также рана передней поверхности левого бедра в верхней трети, применением орудия – ножа, несомненно пригодного для причинения травм, а также все последующие его действия после совершения преступления, а именно после нанесения ударов не пытался оказать помощь Л.1, а с места преступления скрылся и если бы потерпевшему не была своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь, то это бы привело к смерти потерпевшего, и это подтвердил в судебном заседании свидетель Г.В.С., который пояснил, что у потерпевшего имелись ножевые ранения в области бедра и груди, и в случае неоказания ему своевременной медицинской помощи, то Л.1 бы скончался.
Кроме этого показания свидетеля Г.В.С. также опровергают показания Буркова Д.В., что им нанесен лишь один удар ножом потерпевшему – в область груди, тогда, как и свидетель Г.В.С., прибывший на место преступления для оказания помощи, сразу же установил, что у потерпевшего два ножевых ранения и эксперт это подтвердил в своем заключении.
Нанося удары ножом в область левой груди потерпевшего, с силой, достаточной для причинения проникающего сквозного ранения, задевшего жизненно-важный орган человека – легкое, Бурков Д.В. осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления смерти Л.1, и желал ее наступления.
Количество, характер и локализация телесных повреждений, нанесенных потерпевшему, подтверждается заключением эксперта, а именно, что потерпевшему было причинено проникающее колото-резанное ранение груди слева со сквозным ранением 3-го сегмента левого легкого и расценивается как тяжкий вред здоровью, а также рана передней поверхности левого бедра в верхней трети.
Суд также не находит в поведении потерпевшего Л.1 таких противоправных действий, которые могли бы вызвать у подсудимого состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, и говорить о том, что подсудимый совершил преступление в состоянии необходимой обороны и физиологического аффекта у суда нет оснований, т.к. потерпевший сопротивления не оказывал, физической силы к подсудимому не применял. Все действия Буркова Д.В. были последовательные и направлены на причинение смерти потерпевшему, и после того, как он нанес удары ножом потерпевшему, и Л.А.В. отобрал у него и выкинул нож, Бурков Д.В. покинул квартиру, не пытаясь даже оказать помощь потерпевшему.
При определении вида и размера наказания подсудимому за содеянное, в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ, суд учитывает общественную опасность совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства смягчающие и отягчающие его вину, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Согласно справке ИЦ УВД АО (л.д. 135) Бурков Д.В. юридически не судим, на учете у нарколога и психиатра не состоит (л.д. 152, 153), в быту характеризуется отрицательно, состоял на учете у участкового уполномоченного милиции, как ранее судимый, хотя в настоящее время судимость у него снята и погашена; на него поступали устные жалобы от родственников, в связи с чем, с ним проводились беседы о недопустимости антиобщественного поведения; привлекался к административной ответственности (л.д. 148); нигде не работает.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом по делу не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Буркова Д.В., в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ суд признает противоправное поведение потерпевшего, явившегося поводом для преступления.
На основании изложенного, учитывая, что Бурков Д.В. совершил преступление против жизни и здоровья человека, которое в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, возможно лишь в условиях изоляции от общества, с назначением ему наказания в виде реального лишения свободы, без ограничения свободы. При этом суд учитывает наличие смягчающего вину Буркова Д.В. обстоятельства, и отсутствие отягчающих обстоятельств, а также и личность потерпевшего Л.1, который материалами дела характеризуется отрицательно.
Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления и позволяющих назначить подсудимому наказание с применением ст. 64, ст. 73 УК РФ судом не установлено.
Меру пресечения Буркову Д.В. в виде заключения под стражу – оставить прежней.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ местом отбытия наказания подсудимому следует определить исправительную колонию строгого режима.
Согласно ст. 81 УПК РФ вещественные доказательства, хранящиеся при уголовном деле: бейсболку, кроссовки и связку ключей, по вступлении в законную силу приговора подлежат возврату потерпевшему Л.1.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 131; ч. 1 ст. 132 УПК РФ суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению, относятся к процессуальным издержкам и взыскиваются с осужденных. Поэтому в федеральный бюджет с Буркова Д.В. следует взыскать 6593 руб. 99 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 304, 307, 308, 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
БУРКОВА Д.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание по данной статье в виде 6 лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения ему оставить заключение под стражу. Срок наказания исчислять с 28 декабря 2010 года, засчитав в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 09 октября 2010 года по 27 декабря 2010 года включительно.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу: бейсболку, кроссовки и связку ключей, вернуть потерпевшему Л.1.
Взыскать с Буркова Д.В. в счет возмещения процессуальных издержек в федеральный бюджет 6593 руб. 99 копеек.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный, содержащийся под стражей, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе, а в случае подачи кассационного представления или жалобы другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу (представление) в течение 10 суток со дня вручения копии жалобы (представления).
Осужденный также вправе ходатайствовать о кассационном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на кассационные жалобы (представление).
Председательствующий: И.П.Журавлёва