о признании права на надбавку к заработной плате



Дело №2-949 решение не вступило в законную силу                                                                          03 августа 2011 года

г. Архангельск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд г. Архангельска

в составе председательствующего судьи Федюк Т.С.,

при секретаре Лосевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 03 августа 2011 года гражданское дело по иску Попова С.А. к войсковой части ***, ФБУ - Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу о признании права на надбавку к должностному окладу за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Попов С.А. обратился в суд с иском к войсковой части ***, ФБУ- Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу о признании права на надбавку к должностному окладу за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы.

В исковом заявлении истец указал, что работает в войсковой части *** по бессрочному трудовому договору в должности старшего моториста гидрографического судна «ГС-260», которое входит в состав судов обеспечения отделения гидрографической службы Беломорской военно-морской базы (в/ч 90384). Система оплаты труда истца регулируется «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 (в ред. Приказов министра обороны РФ от 05.05.2009 года № 333, от 15.07.2010 года № 888). Истец занят на работах, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда. Согласно п. 50 Положения гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени, предусмотрено повышение оклада на 12%. В силу пункта 17 Раздела 1 приложения №3 к Положению, к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок. Эти работы исполняются истцом, его должностными обязанностями, закрепленными в Уставе службы на судах Военно-морского флота, это подтверждается. Факт работы истца подтверждается табелем учета рабочего времени.

С 01.01.2011 истцу начисляется заработная плата через созданное в декабре 2010 года ФБУ-Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу.

Истец полагает, что ответчики грубо нарушают его трудовые права и просит суд взыскать с войсковой части *** за счет средств ФБУ - Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу в его пользу невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12 % в связи с работой в тяжелых вредных условиях труда за апрель, май 2011 года в сумме *** руб. *** коп., обязать войсковую часть *** установить и выплачивать истцу с 01 июня 2011 года за счет средств Управления финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12 % за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФБУ - войсковая часть *** Елизаров Д.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился. В частности, указал, что согласно Положению и Уставу, работа истца регламентирована п.17 раздела 1 Приложения 3, она не связана с тяжелыми и вредными условиями труда, поскольку указанные условия труда могут распространяться только на п.п.18-34 раздела 1 Приложения 3, дифференцирующие п. 17 Приложения № 3. Кроме того, нормами Трудового законодательства предусмотрено, что гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест. Результаты аттестации используются при определении компенсации, рассчитываемой в процентном отношении к должностному окладу, работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от условий труда во вредных условиях. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме человека подразделяются на 4 степени вредности. Аттестация производится специализированными исследовательскими лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию. Поэтому согласно Положению должностные оклады для гражданского персонала повышаются в зависимости от вредности и степени тяжести условий труда до 12% и до 24 %. Ответчик полагает, что истец осуществлял свою деятельность в условиях труда, при которых воздействие на него тяжелых, вредных и (или) опасных производственных факторов исключено.

Ответчик ФБУ-Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явилось, надлежащим образом было извещено о дате, месте и времени проведения судебного заседания, представило отзыв.

Согласно отзыву Управление с иском не согласно, полагает, что по договору на обслуживание № 94/ОБСЛ, по заказу войсковой части 90384 Управление осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части и её структурных подразделений, в отношении личного состава которых Заказчик обладает полномочиями по изданию приказов, определяющих штатно-должностное предназначение, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной системе. В остальном мнение Управления по иску полностью совпадает с возражениями по иску, представленными войсковой частью ***.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Попов С.А. с 16.09.2009 работает старшим мотористом гидрографического судна «ГС-260» (л.д.9-10, 33).

Истец в должности старшего моториста исполняет трудовые обязанности на основании Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденного приказом Министерства Обороны РФ от 22.07.2010 № 999.

Согласно должностной инструкции старший моторист гидрографического судна «ГС-260» отвечает за обслуживание главных двигателей и вспомогательных механизмов, обеспечивающих их работу (л.д.32).

В силу п.17 раздела 1 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ (приложение № 3 к Положению, (далее - Перечень) обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.

Работа, выполняемая истцом в силу своих должностных обязанностей, относится к работе по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна ГС-260, что сторонами не оспаривается, поэтому суд считает данные обстоятельства установленными.

Суд не может согласиться с доводами ответчиков о том, что пункте 17 раздела 1 Перечня дано общее определение работ с тяжелыми и вредными условиями труда по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, которое затем конкретизируется в пунктах 18-24 Перечня, и только работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, предусмотренные в пунктах 18-24 Перечня, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.

Раздел 1 Перечня содержит список работ, которые относятся к работам с тяжёлыми и вредными условиями труда, каждый пункт Перечня, в том числе пункт 17, содержит отдельный класс работ, и оснований усматривать в последующих пунктах более подробную классификацию данных работ не имеется.

В силу ст.ст.5,6 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ) Министерство обороны РФ, как федеральный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, устанавливать особенности правового регулирования.

Положением предусмотрено, что работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок отнесены к тяжелым и вредным условиями труда, т.е. направлены на сохранение жизни и здоровья гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ. Следовательно, для этой категории работников уже предоставлены дополнительные гарантии в целях сохранения их жизни и здоровья, это продиктовано самой правовой нормой, иного порядка не предусмотрено, следовательно, доводы ответчика в этой части безосновательны.

В силу ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Ответчиком не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств того, что была проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда, в результате которой было выявлено отсутствие на рабочем месте истца вредных и (или) опасных производственных факторов.

Вместе с тем правовой нормой (вышеуказанным Положением) предусмотрено, что истец имеет право на получение заработной платы в повышенном размере при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда, к которым в соответствии с п. 17 Перечня относятся работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судов. Таким образом, надбавка должна выплачиваться независимо от проведения аттестации рабочего места.

Истец работает в данной должности на судне ГС-260 с 2009 года, в настоящее время продолжает там работать, это подтверждается табелем учета рабочего времени (л.д.11).

Ответчиком представлены доказательства, что в апреле и мае 2011 года истцом отработано более половины установленной нормы рабочего времени в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях, расчет истца также подтверждает эти данные (л.д.11-12). В марте 2011 года истец находился в отпуске, поэтому им отработано менее половины установленной нормы рабочего времени в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях.

Порядок повышения должностных окладов на работах с тяжелыми и вредными условиями труда до 12 % регламентирован ст. 50 Положения.

На основании приказа Министерства обороны РФ от 29.04.2011 года №611 п.17 Перечня исключен, новая редакция документа действует с 24.07.2011 года, следовательно, действие п. 17 Перечня в старой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до 23.07.2011 года включительно.

Таким образом, нахожу, что истец в силу ст.ст. 22, 129, 147 ТК РФ, п. 50 Положения и п.17 Перечня имеет право на оплату труда в повышенном размере с учетом 12% надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за указанный в исковом заявлении период с марта 2011 года и по 23 июля 2011 года включительно.

Суд признает правомерным начисление надбавки именно в размере 12%, поскольку иной размер не установлен работодателем.

Согласно представленному истцом расчету, размер выплаченной заработной платы за апрель и май 2011 года составляет *** руб. *** коп., размер заработной платы за указанный в исковом заявлении период с учетом 12% надбавки за вредные условия труда составляет *** руб. *** коп. По расчетам истца разница в заработной плате составила *** руб. *** коп. (л.д.12).

По расчету ответчика разница в заработной плате для истца составила *** руб. *** коп.

Суд принимает за основу расчет, представленный ответчиком, поскольку он выполнен специалистом, оснований не доверять данному расчету у суда не имеется.

Суд при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что указанная надбавка должна выплачиваться истцу до 23.07.2011 года включительно.

При данных обстоятельствах суд находит, что за вышеуказанный период возможно удовлетворить требования истца в части возложения обязанности на ответчиков по начислению и выплате указанной надбавки истцу. В данной части исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Таким образом, суд взыскивает с в/ч *** в пользу истца невыплаченную заработную плату с учетом надбавки в размере 12% за работу с тяжёлыми и вредными условиями труда за апрель и май 2011 года в размере *** руб. *** коп., а также обязывает в/ч *** установить и выплатить истцу указанную надбавку за период с 01 июня 2011 и по 23 июля 2011 года включительно.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что финансирование в/ч *** осуществляется ФБУ - Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу, уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ, на которое возложены обязанности по финансовому обеспечению воинских частей и организаций по финансово-экономическому обеспечению воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, по начислению и своевременному обеспечению личного состава положенным денежным довольствием, заработной платой и другими выплатами (п. 13-15Устава). Согласно договору на обслуживание № 94/ОБСЛ от 30.12.2010, заключенному между УФО и войсковой частью ***, финансово-экономическое обеспечение воинской части в отношении личного состава осуществляет УФО, а полномочиями по изданию приказов обладает войсковая часть.

Таким образом, суд полагает, что удовлетворение требований истца должно осуществляться за счет средств ФБУ - Управление финансового обеспечения МО РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу как уполномоченного органа.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части № *** за счет средств ФБУ - Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу в пользу Попова С.А. невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за апрель и май 2011 года в размере *** руб. *** коп.

Обязать войсковую часть № *** установить и выплатить Попову С.А. за счет средств ФБУ - Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за период с 01 июня 2011 и по 23 июля 2011 года включительно.

В части выплаты надбавки за период с 24 июля 2011 года отказать.

Решение в течение 10 дней быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                   Т.С. Федюк