О взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12%, об установлении и выплате надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу в тяжелых и вредных условиях труда



Решение вступило в законную силу 20.08.2011

Дело № 2-962/2011                                                                        город Архангельск

09 августа 2011 года                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего Корниловой Л.П.,

при секретаре Аболишиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Шлыковой В.В. к ФБУ "ЮЛ-1", ФБУ "ЮЛ-2" о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12%, об установлении и выплате надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу в тяжелых и вредных условиях труда,

УСТАНОВИЛ:

Шлыкова В.В. (далее - истец) обратилась в суд с иском к ФБУ "ЮЛ-1", ФБУ "ЮЛ-2" (далее - ответчики) о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12%, об установлении и выплате надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

В обоснование заявленных требований указала, что работает в ФБУ "ЮЛ-1" в должности <....> гидрографического судна <....>. Гидрографическое судно <....> входит в состав судов обеспечения отделения гидрографической службы Северного флота Беломорской военно-морской базы (ФБУ "ЮЛ-1"). Выплата заработной платы экипажу судна до 31.12.2010 производилась через ФБУ "ЮЛ-1", а с 01.01.2011 заработная плата работникам судна выплачивается ФБУ "ЮЛ-2". Система оплаты труда работников судов с 01.12.2008 регламентируется «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 (в ред. Приказов министра обороны РФ от 05.05.2009 года № 333, от 15.07.2010 года № 888). Согласно п. 50 Положения гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени, предусмотрено повышение оклада на 12%. В силу пункта 17 Раздела 1 приложения № 3 к Положению, к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок. Эти работы исполняются истцом и входят в его должностные обязанности, закрепленные в Уставе службы на судах Военно-морского флота. Факт работы истца подтверждается табелем учета рабочего времени, в связи с чем считает, что имеет право на выплату ему надбавки к окладу в размере 12 % и просит суд взыскать с ФБУ "ЮЛ-1" за счет средств ФБУ ФБУ "ЮЛ-2" в его пользу невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12 % в связи с работой в тяжелых вредных условиях труда за март, апрель, май 2011 года в сумме ххх руб. хх коп., обязать ФБУ "ЮЛ-1" установить и выплачивать истцу с 01 июня 2011 года за счет средств ФБУ "ЮЛ-2" заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12 % за работу в тяжелых и вредных условиях труда.

В судебное заседание истец Шлыкова В.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФБУ "ЮЛ-1" Елизаров Д.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно суду пояснил, что согласно Положению и Уставу, работа истца регламентирована п.17 раздела I Приложения 3, она не связана с тяжелыми и вредными условиями труда, поскольку указанные условия труда могут распространяться только на п.п.18-34 раздела I Приложения 3, дифференцирующие п. 17 Приложения № 3. Кроме того, нормами Трудового законодательства предусмотрено, что гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваются по результатам аттестации рабочих мест. Результаты аттестации используются при определении компенсации, рассчитываемой в процентном отношении к должностному окладу, работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от условий труда во вредных условиях. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме человека подразделяются на 4 степени вредности. Аттестация производится специализированными исследовательскими лабораториями, имеющими соответствующую аккредитацию. Поэтому согласно Положению должностные оклады для гражданского персонала повышаются в зависимости от вредности и степени тяжести условий труда до 12% и до 24 %. Ответчик полагает, что истец осуществляет свою деятельность в условиях труда, при которых воздействие на него тяжелых, вредных и (или) опасных производственных факторов исключено.

Представитель ответчика ФБУ "ЮЛ-2" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление истца, в котором не согласились с исковыми требованиями в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФБУ "ЮЛ-2".

Выслушав истца, представителя ответчика ФБУ "ЮЛ-1", исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Как установлено в судебном заседании Шлыкова В.В. с 27.04.2010 работает в ФБУ "ЮЛ-1" в должности <....>, которое входит в состав судов обеспечения отделения гидрографической службы Северного флота Беломорской военно-морской базы (л.д.9-10, 54-55).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем, суд считает их установленными.

В соответствии с частью 3 статьи 37, статьей 18 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особо климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу положений ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Система оплаты труда работников гидрографических судов войсковой части 90384 с 01.12.2008 определена «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Положение), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10.11.2008.

В пункте 12 данного Положения определено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно пункту 50 Раздела III Положения гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются до 12 процентов. Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчётном периоде в тяжелых и вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда гражданского персонала воинских частей Министерства обороны Российской Федерации установлен приложением № 3 к Положению.

В соответствии с п. 17 приложения № 3 к Положению к таким видам работ относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок.

По смыслу вышеприведенных норм, указанная доплата к окладу носит компенсационный характер, и право работника на указанную доплату законодатель связывает с фактом работы в тяжелых и вредных условиях труда, предусмотренных вышеуказанным нормативным актом, в течение не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Таким образом, поскольку право на данную доплату возникает в силу указанных обстоятельств и не отнесено к усмотрению работодателя, то при выполнении работником вышеуказанных условий он приобретает право на доплату за работу в тяжелых и вредных условиях труда в размере 12%.

Изложенное прямо следует из правового смысла и буквального лингвистического содержания официального текста вышеприведенных норм и иного толкования не предусматривает.

Истец исполняет трудовые обязанности на основании Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденных приказом Министерства Обороны РФ от 22.07.2010 № 999 (далее -Устав).

Согласно Уставу, основные обязанности <....> отвечает за наличие и качественное состояние оборудования и имущества буфета и кают-компании (л.д.79).

Из справки, выданной капитаном <....> следует, что Шлыкова В.В. в процессе своей работы эксплуатирует камбузную плиту, духовой шкаф, электрокипятильник, что входит в штатное судовое оборудование, а также исполняет обязанности повара при его отсутствии.

Таким образом, работа, выполняемая истцом в силу своих должностных обязанностей, относится к работе по обслуживанию, ремонту и эксплуатации гидрографического судна <....>, что сторонами не оспаривается, поэтому суд считает данные обстоятельства установленными.

Вместе с тем, суд не принимает доводы представителя ответчика, что истец не работает в тяжелых либо вредных условиях труда, в силу следующего.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений в иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из указанных норм ТК РФ следует, что Министерство обороны РФ как федеральный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, устанавливать особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Отнесение Положением работ по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок к работам с тяжелыми и вредными условиями труда направлено на сохранение жизни и здоровья, предоставление дополнительных гарантий отдельной категории работников - гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ.

Поэтому судом не принимается довод ответчика о том, что тяжелый либо вредный характер работы, выполняемой работником, может быть определен только по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, т.к. отдельные работы в силу указанных выше норм законодательства могут быть отнесены к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в силу прямого указания нормативного правового акта.

В силу ст.147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Ответчиком не представлены в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательства того, что была проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда, в результате которой было выявлено отсутствие на рабочем месте истца вредных и (или) опасных производственных факторов.

Вместе с тем правовой нормой (вышеуказанным Положением) предусмотрено, что истец имеет право на получение заработной платы в повышенном размере при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда, к которым в соответствии с п. 17 приложения № 3 к Положению относятся работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судов. Таким образом, надбавка должна выплачиваться независимо от проведения аттестации рабочего места.

Истец работает в данной должности на судне <....> с 27.04.2010 по настоящее время, как установлено судом выше.

Ответчиком представлены суду доказательства, что в марте 2011 года истцом отработано менее половины установленной нормы рабочего времени в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях, в апреле и мае 2011 года истцом отработано более половины установленной нормы (л.д.51-расчет ответчика), что также подтверждается табелем учета рабочего времени на л.д.11 и не оспаривается истцом.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу, что истец в силу ст.ст. 22, 129, 147 ТК РФ, п.50 Раздела III Положения, п.17 приложения № 3 к Положению имеет право на оплату труда в повышенном размере с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда

Суд признает правомерным начисление надбавки именно в размере 12%, поскольку иной размер не установлен работодателем.

Порядок повышения должностных окладов на работах с тяжелыми и вредными условиями труда до 12 % регламентирован п.50 Раздела III Положения.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29.04.2011 № 611 п. 17 приложения № 3 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации признан утратившим силу, новая редакция Положения действует с 24.07.2011, следовательно, действие пункта 17 Положения в старой редакции распространяется на правоотношения, возникшие по 23.07.2011 включительно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право на оплату труда в повышенном размере с учетом 12% надбавки у истца возникает за период указанный истцом в иске с 01.04.2011 по 31.05.2011 включительно.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на день рассмотрения иска, истцу начислена и выплачена заработная плата за апрель и май 2011 года.

Согласно предоставленному ответчиком расчету на л.д. 51, разница в выплаченной заработной плате истцу за апрель, май 2011 и подлежащей выплате с учетом 12% надбавки за вредные условия труда составляет ххх руб. хх коп.

Суд принимает данный расчет ответчика, поскольку он составлен соответствующим специалистам (бухгалтером учреждения) с учетом фактически отработанной истцом установленной нормы рабочего времени в расчетном периоде с тяжелых и вредных условиях труда, расчет судом проверен, является арифметически верным.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию невыплаченная заработная плата с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за апрель, май 2011 года в сумме ххх руб. хх коп., а также на ответчика возлагается обязанность по установлению и выплате заработной платы истцу с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за период с 01.06.2011 по 23.07.2011 включительно.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что финансирование ФБУ "ЮЛ-1" осуществляется ФБУ "ЮЛ-2", уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ, на которое возложены обязанности по финансовому обеспечению воинских частей и организаций по финансово-экономическому обеспечению воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, по начислению и своевременному обеспечению личного состава положенным денежным довольствием, заработной платой и другими выплатами (п. 13-15 Устава). Согласно договору на обслуживание №<....> от 30.12.2010, заключенному между ФБУ "ЮЛ-2" и ФБУ "ЮЛ-1", финансово-экономическое обеспечение воинской части в отношении личного состава осуществляет ФБУ "ЮЛ-2", а полномочиями по изданию приказов обладает войсковая часть.

Таким образом, суд полагает, что удовлетворение требований истца должно осуществляться счет средств ФБУ "ЮЛ-2" как уполномоченного органа.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шлыковой В.В. к ФБУ "ЮЛ-1", ФБУ "ЮЛ-2" о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12%, об установлении и выплате надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу в тяжелых и вредных условиях труда, удовлетворить частично.

Взыскать с ФБУ "ЮЛ-1" за счет средств ФБУ "ЮЛ-2" в пользу Шлыковой В.В. невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за апрель, май 2011 года в сумме ххх руб. хх коп.

Обязать ФБУ "ЮЛ-1" установить и выплатить Шлыковой В.В. за счет средств ФБУ "ЮЛ-2" заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за период с 01.06.2011 по 23.07.2011 включительно.

В части требований об установлении и выплате надбавки за период с 24.07.2011 отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней.

    

      

Судья                                                                            Л.П. Корнилова