Решение не вступило в законную силу Дело № 2-829/2011 03 августа 2011 года город Архангельск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломбальский районный суд города Архангельска в составе председательствующего Корниловой Л.П., при секретаре Мажура Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Ульяновской З.И. к мэрии города Архангельска, ООО "ЮЛ" о понуждении организовать проведение капитального ремонта жилого дома, УСТАНОВИЛ: Ульяновская З.И. (далее - истец) обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении ответчика организовать проведение капитального ремонта кровли, парапетов и вентиляционных шахт жилого дома в г.Архангельске. В обоснование иска указала, что является нанимателем по договору социального найма комнаты в г.Архангельске. Кровля в доме в г.Архангельске требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования, составленным Государственной жилищной инспекцией. При проверке установлено, что кровельное покрытие крыши в районе 1 и 2 подъездов имеет отслоения основания, разрывы, расслоение в швах, вздутие, неисправны парапеты, вентиляционные шахты (разрушена кирпичная кладка, бетонный слой). Ответчиком не предпринимается никаких мер по организации проведения капитального ремонта кровли. Занимаемая истцом комната находится на пятом этаже и ввиду протечек с крыши на потолке в кухне и коридоре имеются многочисленные протечки. В период большого выпадения осадков протечки увеличиваются и вода течет по стенам на электрические провода, из-за чего коммунальную квартиру неоднократно отключали от электричества. Истец своевременно оплачивает содержание и ремонт дома, задолженности не имеет. Однако, несмотря вышеизложенные факты, ремонтные работы в доме не производятся. Определением суда от 27.07.2011 в качестве соответчика по делу привлечено ООО "ЮЛ". В судебное заседание истец Ульяновская З.И. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя Волковой О.В. Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Представитель истца Волкова О.В. требования искового заявления поддержала в полном объеме по указанным в нем основаниям, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска - Кулаева А.С., действующая на основании доверенности в судебном заседании с иском не согласилась по тем основаниям, что вопрос капитального ремонта дома должен решаться собранием собственников дома, которое не проводилось. Указала, что необходимость проведения капитального ремонта дома в г.Архангельске не оспаривает, однако, при отсутствии решения общего собрания собственников жилого дома о проведении капитального ремонта жилого дома, мэрией г.Архангельска капитальный ремонт проведен быть не может, как и не может быть принято данное решение самостоятельно, так как в муниципальной собственности находится всего 37% жилых помещений. Считает, что надлежащим ответчиком является ООО "ЮЛ". Просила в удовлетворении исковых требований к мэрии города Архангельска отказать. Представитель ответчика ООО "ЮЛ" - Алсуфьева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца. Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, оценив их доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Права и обязанности наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения определены статьями 65, 67, 69 - 72, 76 и 81 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в утвержденном в соответствии с пунктом 2 статьи 63 ЖК РФ постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения». В соответствии со статьями 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения. В целях надлежащего исполнения указанных обязанностей наймодатель должен принимать все необходимые организационные меры. Статьей 66 ЖК РФ установлена ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма. В силу ст. 15 ЖК РФ пригодность жилого помещения для проживания определяется по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения его сохранности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Согласно данных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту. Как установлено в судебном заседании, истец Ульяновская З.И. является нанимателем комнаты в г.Архангельске (л.д.11 -карточка квартиросъемщика). Сторонами не оспаривается, что комната в г.Архангельске относится к имуществу, принадлежащему МО «Город Архангельск». По состоянию на 01.06.2011 квартиры общей площадью 1372,9 кв.м., что составляет 37%, числятся в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск» (л.д.59). Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, и потому признаются судом установленными. Поскольку наймодателем комнаты в г.Архангельске является собственник - мэрия г. Архангельска, то мэрия г. Архангельска как собственник жилого помещения и как наймодатель обязана содержать жилое помещение в надлежащем состоянии в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, а именно, на наймодателя возложены обязанности по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем); наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме. Доводы истца о необходимости проведения работ капитального характера, а именно ремонта кровли, парапетов и вентиляционных шахт подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно, актом проверки Государственной жилищной инспекции Архангельской области (л.д.19), актом обследования технического состояния кровли (л.д.57), дефектной ведомостью на выполнение работ по капитальному ремонту кровли (л.д. 82), локальным ресурсным сметным расчетом (л.д.83 - 90) и не оспариваются ответчиками в судебном заседании. 10.05.2011 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области проводилось обследование жилого дома в г.Архангельске, в результате которого было установлено в том числе, неисправность кровельного покрытия в районе 1 и 2 подъездов (отслоение от основания, разрывы, расслоение в швах, вздутие), парапета, вентиляционных шахт (разрушение кирпичной кладки, бетонного слоя) и требуется проведение капитального ремонта кровельного покрытия, парапета и вентиляционных шахт (л.д.19). Так на л.д. 57 имеется акт обследования технического состояния кровли жилого дома в г.Архангельске выявлено: вытяжные вентиляционные шахты, выполненные из кирпича, в количестве 10 штук находятся в разрушенном состоянии. Один металлический дефлектор отсутствует. Металлическое покрытие на парапетных плитах по периметру жилого дома отсутствует. В рубероидном ковре примыкания к парапету, вытяжным шахтам, шахтам выхода на кровлю имеются многочисленные разрывы, пузыри, отставание от цементной стяжки. В рубероидном покрытии, в центре кровли, на полосе 6 м по всей длине кровли имеются многочисленные вспучивания, разрывы, разрушения. На шахтах выхода на кровлю гидроизоляционный ковер отсутствует. Наблюдается разрушение кирпичной кладки шахт выхода на кровлю. В выводах комиссии указано, что требуется капитальный ремонт мягкой кровли и вытяжных вентиляционных шахт. Таким образом, суд считает, что доводы истца о необходимости проведения капитального ремонта дома обоснованны. Кроме ГК РФ и ЖК РФ отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила). Согласно данных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Частью 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений. Как установлено в судебном заседании, общее собрание собственников жилого дома в г.Архангельске с целью решения вопроса о проведении капитального ремонта дома не проводилось и не инициировалось (л.д.58). Так, п. 21 Правил предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (п. 37 Правил). Исходя из системного толкования приведенных норм, обязанность нести расходы по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений. Между тем, в п. 12 Правил указано, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д(1)» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов (п. 20 Правил). С целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, МО «Город Архангельск», как сособственник помещений дома 01.07.2010 заключило с ООО "ЮЛ" договор управления многоквартирными домами, по условиям которого управляющая организация по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в этих домах, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (л.д.38-41). Соглашением №ХХХ от 01.11.2010 в указанный договор включен дом в г.Архангельске (л.д.45-48). В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. На основании изложенного, а также учитывая, что до настоящего времени собственниками не принято решение по проведению капитального ремонта кровли, парапетов и вентиляционных шахт дома в г.Архангельске, а производство данных работ необходимо и не оспаривается ответчиками в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г.Архангельска и ООО "ЮЛ" обязанность организовать проведение таких работ. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ООО "ЮЛ" подлежит взысканию госпошлина в бюджет в размере ххх руб. хх коп. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Ульяновской З.И. к мэрии города Архангельска, ООО "ЮЛ" о понуждении организовать проведение капитального ремонта жилого дома, удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска и ООО "ЮЛ" организовать проведение капитального ремонта кровли, парапетов и вентиляционных шахт дома в г.Архангельске. Взыскать с ООО "ЮЛ" госпошлину в доход бюджета в размере ххх руб. хх коп. На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней. Судья Л.П. Корнилова