Решение не вступило в законную силу. Дело № 2-1087 14 сентября 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего Кривуля О.Г., при секретаре Леонтьевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шидловской С.В. к мэрии гор.Архангельска, ТСЖ "С" о понуждении к производству ремонтных работ и компенсации морального вреда, установил: Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о понуждении к производству ремонтных работ и компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Управление жилым домом <адрес> осуществляет ТСЖ "С" Ответчики ненадлежащим образом принимают участие в содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Цоколь дома сгнил, бетонное основание около цоколя разрушилось, подвал дома затоплен фекальными водами, прогнило крыльцо, в подъезде требуется текущий ремонт. Жильцы дома неоднократно обращались к ответчикам с просьбой произвести ремонтные работы. Просит обязать ответчиков произвести капитальный ремонт цоколя, бетонного основания у цоколя, отремонтировать крыльцо, произвести текущий ремонт подъезда. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. В судебном заседании 01 сентября 2010 года истец уточнила требования в части проведения капитального ремонта и просит суд провести работы по капитальному ремонту отмостки и цоколя в <адрес>. В судебном заседании истец отказалась от исковых требований в части понуждения к производству ремонта крыльца <адрес>. Отказ истца от части иска принят судом, производство по делу в этой части исковых требований прекращено, о чем судом вынесено определение. В судебном заседании истец и ее представитель Ш., выступающий по доверенности, требования о понуждении к производству капитального ремонта отмостки и цоколя, косметического ремонта лестничных клеток подъезда <адрес> поддержали. Истица суду пояснила, что последний раз капитальный ремонт дома проводился 15 лет назад. С июля 2008 года управление домов осуществляет ТСЖ «С». В результате бездействия ответчиков ей причинен моральный вред, у нее начались проблемы со здоровьем, стала часто болеть, в квартире холодно, пол холодный. Представитель ответчика ТСЖ «С» И. с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, в судебном заседании ссылалась на доводы, изложенные в этом отзыве. Указала, что ТСЖ является ненадлежащим ответчиком, доля муниципальной собственности в указанном жилом доме составляет 41,67 %, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме должен проводиться за счет собственника жилищного фонда - мэрии гор.Архангельска, которая несет бремя содержания принадлежащего ей имущества. Представитель ответчика мэрии г.Архангельска Т. с исковыми требованиями не согласилась, также представила отзыв на заявление, в котором указано, что заявленные требования являются необоснованными. Согласно ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателям за плату необходимые коммунальные услуги, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Таким образом, Закон не возлагает на наймодателя в обязательном порядке лично содержать жилое помещение (в целом дом). Многоквартирный жилой <адрес> передан в управление ТСЖ «С». ТСЖ несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме. Обязанность мэрии гор.Архангельска по обеспечению проведения ремонта общего имущества исполнена путем передачи многоквартирного дома в управление ТСЖ. В настоящее время нет решения общего собрания собственников жилых помещений о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома, поэтому требование о возложении такой обязанности является незаконным. Мэрия гор.Архангельска не имеет законных оснований для включения жилого дома в план капитального ремонта на 2012 года, поскольку такой заявки от ТСЖ в мэрию гор.Архангельска не поступало. До момента постановки жилого дома на капитальный ремонт, все необходимые работы по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме должно проводить ТСЖ. В судебном заседании доводы, указанные в отзыве поддержала. Выслушав истца, представителя истицы, представителей ответчиков, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.210 ГК РФ, ч.3, 4 ст.30 ЖК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, обязан поддерживать это имущество в надлежащем состоянии. Согласно п.2 ст.676 ГК РФ в обязанности наймодателя жилого помещения входит осуществление надлежащей эксплуатации жилого дома, обеспечение проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В соответствии с п.п.2, 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наём жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В силу ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Согласно п.2 п.п. «а», «в», «г» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее по тексту - Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции). В соответствии с п.10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геофизических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в силу пункта 11 данных Правил, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества. Согласно ст. 44 ЖК РФ, п. 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества. Судом установлено, что Шидловсккая С.В.. является нанимателем <адрес> (л.д. 6-11, 81-88 - договор социального найма, л.д. 62 - поквартирная карточка). Жилой дом <адрес> зачислен в реестр имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск» на основании решения малого совета Архангельского облсовета народных депутатов от 30.09.1992 №. По состоянию на 06.09.2011 в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск», числятся квартиры №№ <данные изъяты> общей жилой площадью 177,7 кв.м., что составляет 42%. Общее количество квартир в доме - 8. (л.д. 42 - сообщение департамента муниципального имущества). По сообщению МУ «ИРЦ» общая площадь жилых помещений дома <адрес> составляет 426,4 кв.м., из них 177,7 кв.м. жилой площади находится в муниципальной собственности ( сообщение МУ «ИРЦ» от 22.08.2011). В ходе прокурорской проверки по коллективному обращению жильцов дома <адрес> была установлена в частности неисправность цоколя по периметру дома (гниение), неисправность (разрушение) отмостки по периметру дома, что отражено в акте проверки от 03 июня 2009 года на л.д. 64. Из акта от 23 июня 2011 года следует, что жилой дом <адрес> 1962 года постройки, физический износ дома на 1996 год составил 16% (л.д. 87). Во время проведения представителями МУ «ИРЦ» обследования дома выявлено (акт технического обследования от 06 сентября 2011 года), что цоколь - в деревянном исполнении, в связи с ежегодным подтоплением основания и придомовой территории грунтовыми водами наблюдается загнивание нижней части цоколя по всему периметру здания на высоту 15 см. Отмостка - бетонная, шириной 1 метр, при осмотре наблюдается просадка, выбоины, трещины, щели, отсутствие поперечного уклона от стены здания по всему периметру. Лестничные клетки - обивка стен листами сухой штукатурки, наблюдаются трещины в швах между листами, загрязнение поверхностей стен и потолков, стертость окрасочного слоя полов этажных и междуэтажных площадок, ступеней, входных и тамбурных дверей. Комиссией сделан вывод, что требуется проведение работ по капитальному ремонту отмостки и цоколя, требуется проведение косметического ремонта лестничных клеток за счет средств текущего ремонта. Наличие всех перечисленных дефектов и необходимость проведение ремонта ответчиками не оспаривается. На основании п.2 ч.1 ст.154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда. Жилой дом <адрес> числится в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск», что подтверждается выпиской из реестра имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск». Мэрия г.Архангельска, осуществляя от имени муниципального образования права собственника (ст.210 ГК РФ несёт бремя содержания принадлежащего ей имущества. Обязанность проведения капитального ремонта лежит на собственнике дома, то есть на мэрии г.Архангельска. При рассмотрении дела судом установлено, что обязательств по капитальному ремонту отмостки и цоколя дома <адрес> мэрия г.Архангельска не исполнила. Поскольку мэрия г.Архангельска устранилась от выполнения своих обязательств по капитальному ремонту отмостки и цоколя жилого дома, что влечёт нарушение прав истца на достойное коммунально-бытовое обслуживание, суд считает необходимым обязать мэрию г.Архангельска выполнить работы по капитальному ремонту отмостки и цоколя дома. Кроме того, в соответствии ст.249 ГК РФ, ст.39, ст.158 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирных домах несут расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Доказательств того, что наймодателем выполнены условия вышеуказанных норм закона о проведении капитального ремонта отмостки и цоколя ответчиком мэрией г.Архангельска суду не представлено. В силу ч.1 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, при этом наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно п.5 которого Наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору найма жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истец исполняет надлежащим образом, доказательств обратного суду не представлено, и вправе как наниматель предъявлять требование о проведении капитального ремонта дома к наймодателю. Указанные обязанности наймодателя жилого помещения отражены в договоре социального найма, заключённого между МО «Город Архангельск» и истцом. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК собственниками жилых помещений, мэрией г.Архангельска в данном случае, выбран способ управления домом - управление ТСЖ «С». Документом, регламентирующим взаимоотношения между ТСЖ «С» и членами ТСЖ является Устав ТСЖ. Между истцом и ответчиком ТСЖ «С» письменных договоров не заключалось. Необходимость проведения капитального и текущего ремонта дома представителями ответчиков не оспаривалась, однако представитель мэрии гор.Архангельска указала, что нет решения общего собрания собственников дома о необходимости проведения капитального ремонта жилого дома. В соответствии с ч.2 ст.158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учётом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объёме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Из материалов дела следует, что общее собрание собственников жилых помещений дома <адрес> по вопросу капитального ремонта проводилось, но решение по данному вопросу принято не было из-за отсутствия кворума. Допрошенная в судебном заседании свидетель С. пояснила, что проживает в доме <адрес> с 1947 года, является собственником <адрес>, последний раз капитальный ремонт дома проводился 15 лет назад. Дому требуется капитальный ремонт отмостки и цоколя, косметический ремонт подъезда. У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля, поскольку ее пояснения согласуются с материалами дела, она предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Так как вопрос по капитальному ремонту собственниками не решён, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г.Архангельска обязанность по проведению капитального ремонта отмостки и цоколя в доме <адрес>. В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объёмах материальных и финансовых ресурсов. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций. В соответствии с п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учётом выбранного способа управления многоквартирным домом. Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается различными способами в зависимости от способа управления многоквартирным домом. Главой 13 ЖК РФ предусмотрены нормы, регламентирующие деятельность, права и обязанности товарищества собственников жилья. Исходя из смысла указанных норм, основной целью товарищества является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества дома, обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников. Согласно материалам дела, жилой дом <адрес> передан в управление ТСЖ «С». Этот факт установлен также из показаний сторон и никем не оспаривается. В силу ч.3 ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору. Пунктом 11 Правил определено, что понятие содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт. В соответствии с пунктом 2.2 Устава ТСЖ «С» товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирных домах, для этого оно в соответствии с пунктом 3.1. Устава вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, а на основании п. 4.1 Устава обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, а также обязанность по производству косметического ремонта дома <адрес> лежит на ТСЖ «С» в силу законодательных норм, акта приема передачи жилых домов,Устава ТСЖ «С». Жилищный кодекс Российской Федерации также не содержит запрета для ТСЖ самому инициировать проведение общего собрания собственников. При этом начисление и сбор платежей за содержание и ремонт общего имущества производится МУ «ИРЦ» в пользу ТСЖ «С» с 01 июня 2008 года согласно агентскому договору от 17 июня 2008 года. Перечисление собранных средств с населения по указанной статье производится в адрес ТСЖ «С». Согласно акту технического обследования дома, проведённому комиссией в составе представителей МУ «ИРЦ» установлено, что по данному дому требуется проведение косметического ремонта лестничных клеток за счет средств текущего ремонта. Учитывая изложенное и то, что ни один из собственников не проявил инициативу о созыве общего собрания для решения вопроса о производстве работ косметического характера, а косметический ремонт лестничных клеток необходим, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ТСЖ «С», как на надлежащего ответчика по данным требованиям, обязанность проведения указанных работ. В силу ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральные вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Являясь обязанными по отношению к истцу по решению вопросов о производстве капитального и косметического ремонта дома, мэрия гор.Архангельска и ТСЖ «С» ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по проведению и организации капитального и косметического ремонта, поэтому суд приходит к выводу о наличии вины ответчиков в ненадлежащем предоставлении услуг истцу. На основании изложенного, суд считает, что требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению, размер компенсации с учётом всех обстоятельств определяется судом в размере <данные изъяты> - с мэрии гор.Архангельска, <данные изъяты> - с ТСЖ «С». В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Согласно ст.333.36 ч.1 п.19 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. Таким образом, с ТСЖ «С» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере <данные изъяты> Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Шидловской С.В. к мэрии гор.Архангельска, ТСЖ «С» о понуждении к производству ремонтных работ и компенсации морального вреда удовлетворить. Обязать мэрию г.Архангельска произвести капитальный ремонт отмостки и цоколя дома <адрес> Взыскать с мэрии г.Архангельска в пользу Шидловской С.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> Обязать ТСЖ «С» произвести работы по косметическому ремонту лестничных клеток подъезда дома <адрес>. Взыскать с ТСЖ «С» в пользу Шидловской С.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. Взыскать с ТСЖ «С.» в бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме. Судья О.Г. Кривуля Мотивированное решение изготовлено 19.09.2011