Дело №2-1194/2011 решение не вступило в законную силу 17 октября 2011 года г. Архангельск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего Федюк Т.С., при секретаре Ждановой О.А., рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Варакиной Н.В. к ООО мэрии г.*** об обязании провести текущий и капитальный ремонт жилого дома, УСТАНОВИЛ: Варакина Н.В. обратилась в суд с иском к ООО, мэрии г. *** об обязании провести текущий и капитальный ремонт жилого дома. В обоснование иска указано, что истец является нанимателем комнаты № 10 в доме по адресу в г.Архангельске. Дому уже 40 лет, но в нём ни разу не проводился капитальный ремонт. Четыре года назад в доме сломалась канализация, в ходе ремонта которой под дом поставили городок, в связи с чем дом начал сходить со свай. В результате этого повредился пол, в доме стало холодно, в квартиру проникают крысы и комары. Общим собранием собственников квартир выбран способ управления многоквартирным домом через Управляющую компанию ООО В июне 2011 года комиссия ЖБИ направила в ООО предписание о ремонте дома, однако до настоящего времени ремонт не произведен. В ходе рассмотрения дела Варакина Н.В. уточнила исковые требования, просит суд обязать управляющую компанию ООО и мэрию *** обязать выполнить капитальный ремонт фундамента по по адресу провести текущий ремонт жилого дома, а именно: ремонт крыльца в тамбуре третьего подъезда (осадка пола), ремонт пола в тамбуре третьего подъезда, ремонт тамбурной двери (первой) третьего подъезда, ремонт двери входной (второй) третьего подъезда. В судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях к ответчикам настаивала. Представители ответчиков ООО и мэрии *** в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела, представитель мэрии просит рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании 29.09.2011 ответчиками не оспаривалась необходимость проведения капитального ремонта фундамента дома по адресу; необходимость ремонта крыльца 3-его подъезда, ремонта пола в тамбуре 3-его подъезда, ремонта тамбурной двери и ремонта входной двери 3-го подъезда. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков на основании ст. 167 ГПК РФ. Выслушав истца, оценив её доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Варакина Н.В. является нанимателем жилого помещения - квартиры № 10 по адресу в г.Архангельске., что подтверждается договором социального найма от 12.05.2010 (л.д.111-115). Согласно выписке из реестра имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск», 4 квартиры указанного дома (квартиры №№ 8,9,10,12), в том числе квартира истца, числятся в составе имущества МО «Город Архангельск» (л.д.35). Жильцы дома неоднократно обращались в мэрию ***, Управляющую компанию, депутатам Архангельского областного собрания с требованием решить вопрос с проведением ремонта жилого дома (л.д.7-18,20-25). Согласно актам обследования указанного жилого дома от 10.02.2010, от 08.07.2010, 29.09.2011 требуется проведение капитального ремонта по замене фундамента дома и печей (л.д19, 42, 95). В материалах дела имеется несколько актов Государственной жилищной инспекции Архангельской области № А-07/7-05/473 от 16.06.2011., №А-07/473/1 от 24.08.2011, согласно которым в доме выявлены неисправность пола в тамбуре 3 подъезда, неисправность входной тамбурной двери входа 1 и 3 подъездов, неисправность фундамента и кровельного покрытия дома, установлено, что требуется проведение капитального ремонта фундамента и кровли (л.д.36,40). В адрес ООО Государственной жилищной инспекцией Архангельской области 22.07.2011 вынесено предписание об устранении неисправности балки цокольного перекрытия в районе квартиры №10, устранении посторонних предметов (доски, брус) в техподполье в районе 3 подъезда, устранении неисправности крыльца (осадка пола, зыбкость) входа 3 подъезда (л.д.38,39,78). 25.08.2011 ООО привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, на юридическое лицо наложен административный штраф (л.д.70). Таким образом, судом установлено, и не оспаривается ответчиками, что в доме необходимо провести капитальный ремонт фундамента дома, а также текущий ремонт крыльца третьего подъезда, ремонта пола в тамбуре третьего подъезда, ремонта первой и второй тамбурных дверей третьего подъезда. Собственником квартиры №10, в которой проживает истец Варакина Н.В., является мэрия г. ***. Обязанности собственников по содержанию и ремонту принадлежащих им жилых помещений, а также общедомовой собственности закреплены в договоре социального найма (л.д.111-115). Мэрия г. *** является собственником квартиры истца Варакиной Н.В. и соответствующей части общего имущества дома, по отношению к истцу является наймодателем жилого помещения. В силу ст. 210 ГК РФ, п. 3, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии с пп.2, 3 ч.2 ст. 65 ЖК РФ, п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; В силу ч.2 ст.676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Согласно типовому договору социального найма жилого помещения № 340285 от 12.05.2010 наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного в наем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем (л.д.112-113). Кроме ГК РФ и ЖК РФ отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (далее по тексту - Правила). В соответствии с п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В силу п.20 Правил, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов. Анализируя все обстоятельства дела, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что мэрия г. ***, являясь наймодателем жилого помещения по отношению к истцу, обязана выполнять надлежащим образом условия договора социального найма, в том числе обеспечивать своевременное производство капитального ремонта дома. Довод мэрии г.*** о том, что полномочия по проведению капитального ремонта делегированы ООО, что отражено в договоре управления многоквартирным домом, несостоятельны, поскольку в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Согласно п. 2.3. Договора управления (л.д.71) порядок и условия выполнения Управляющей организацией работ по капитальному ремонту дома устанавливается решением общего собрания собственников, т.е. ООО не вправе самостоятельно решать вопрос о капитальном ремонте имущества. Собственник участвует в финансировании работ по капитальному ремонту в части муниципального жилья в пределах средств, выделяемых из городского бюджета. Как следует из материалов дела, решения общего собрания собственников дома по вопросу капитального ремонта не состоялось (л.д.44-45). На основании изложенного в данном случае надлежащим ответчиком по требованиям о проведении капитального ремонта является мэрия г. ***. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г. *** обязанность по проведению капитального ремонта фундамента дома. В части исковых требований о производстве текущего ремонта суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по ним является управляющая организация - ООО Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается различными способами в зависимости от способа управления многоквартирным домом (п.12 Правил). Согласно пп. «б» п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, пп.3 п.2 ст.161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. В соответствии с п.42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Согласно ч. 1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Судом установлено, что между ООО и мэрией г. *** 01.07.2010 заключен Договор управления многоквартирным домами (далее - Договор) (л.д.71-75). Согласно Соглашению №2 к договору управления многоквартирными домами от 01.11.2010 дом по адресу передан в управление ООО (л.д.75-77). Из содержания договора управления жилым многоквартирным домом от 01.07.2010 следует, что целью его заключения является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома. В силу ч.2.3.ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно пп. «а» п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома. В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт и т.д. П.3.4.1 Договора предусмотрено, что управляющая организация ООО обязана выполнять работы, в том числе, и работы по проведению текущего ремонта дома, производить технические осмотры и планово-предупредительные ремонты (л.д.72). В соответствии с п. 2.2. Договора управления за счет платы за содержание и ремонт жилья нанимателями оплачиваются услуги управляющей компании, связанные с текущим ремонтом общего имущества дома (л.д.71). Принятие решений о текущем ремонте общего имущества дома отнесено к компетенции общего собрания собственников дома только Федеральным законом от 04.06.2011 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Необходимость же проведения текущего ремонта возникла до введения данного закона в действие. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, а именно ремонт крыльца 3-его подъезда, ремонт пола в тамбуре 3-его подъезда, ремонт тамбурной двери и ремонт входной двери 3-го подъезда, в доме по адресу в г.Архангельске в силу закона и Договора должно быть возложено на Управляющую компанию ООО Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с пп.19 п.1 ст.336 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С ООО не освобожденного от уплаты, подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере *** рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Варакиной Н.В. к мэрии г. *** и ООО удовлетворить. Обязать мэрию г. *** провести капитальный ремонт фундамента дома по адресу в г. Архангельске Обязать ООО провести текущий ремонт крыльца 3-его подъезда, ремонт пола в тамбуре 3-его подъезда, ремонт тамбурной двери и ремонт входной двери 3-го подъезда в доме по адресу в г.Архангельске. Взыскать с ООО в доход бюджета государственную пошлину в размере *** руб. *** коп. На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Судья Т.С. Федюк Решение в окончательной форме составлено 19 октября 2011 года. Судья Т.С. Федюк