Дело № 2-1232 решение не вступило в законную силу г. Архангельск 31 октября 2011 года РЕШЕНИЕ Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Федюк Т.С., при секретаре Кортуновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубцовой А.А. к ООО ОАО об истребовании информации, проведении энергоаудита, УСТАНОВИЛ: Голубцова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО ОАО об истребовании информации, проведении энергоаудита. В ходе рассмотрения дела Голубцова А.А. уточнила исковые требования, просит суд обязать ООО представить информацию об объемах общедомового потребления и объемах индивидуального потребления электрической энергии жильцами дома, на основании которой был сделан расчет и выставлена плата за электроэнергию; информацию об опломбировке коллективного прибора учета, его проверке, наличии паспорта, позволяющего определить, какой он имеет режим; журнал учета показаний коллективного прибора учета потребления электроэнергии во всех подъездах дома А. Также просит обязать ООО провести проверку электроснабжения во всех подъездах А на предмет несанкционированного подключения электроприборов, и в связи с этим - проверку правильности начисления оплаты за потребление общедомовой электроэнергии с привлечением специалиста энергоснабжающей организации (л.д.46). 11 октября 2011 года истец от иска в части требований к ОАО отказалась. Производство по делу в данной части прекращено определением суда от 31 октября 2011 года. В судебном заседании истец на уточненных исковых требованиях к ООО настаивала. В обоснование иска пояснила, что, по ее мнению, в действиях управляющей организации имеются нарушения по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды с ноября 2010 года по настоящее время. Истцу непонятно, из каких составляющих складываются вышеуказанные расчеты, какие конкретно показания приборов учета берутся за основу расчета. Из предъявляемых к оплате квитанций следует, что фактический объем электроэнергии на общедомовые нужды значительно превышает объем электроэнергии, потребляемый приборами, расположенными в квартире истца, что явно не может соответствовать действительности. По данному вопросу истец обращалась в управляющую организацию с просьбой объяснить причины столь высоких показаний по потреблению электрической энергии, а также за разъяснением вопроса о порядке начисления платы за общедомовое потребление электроэнергии и правильности начисления оплаты. Такой ответ истцу управляющей организацией предоставлен не был. Причина перерасхода электроэнергии до настоящего времени управляющей организацией не выявлена. Поэтому вынуждена была обратиться в суд с иском с целью получения необходимой для расчетов информации, а также проведения проверки на предмет несанкционированного подключения электроприборов. Представитель ответчика ООО в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица ОАО Большаков Д.В., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что расчет общедомового потребления электроэнергии производится, исходя из всех показаний приборов учета, а затем применяется расчет по формуле. Факт несанкционированного подключения может быть установлен в ходе проверки. Такие проверки обязана проводить Управляющая компания. Выслушав истца, представителя третьего лица, оценив все доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец проживает в квартире А в г.Архангельске, является собственником квартиры, потребителем электрической энергии. В силу п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с п. 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (начало действия - 9 июня 2006 года), действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно п. 3 раздела 1 Правил к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; к "потребителям" коммунальных услуг Правила относят граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 (Приложение №2) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение». Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (пп. «б» п.11 Правил), которая должна оплачиваться потребителем как самостоятельный платеж. Аналогичная позиция дана в Разъяснениях данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении вышеуказанного пункта Правил. Во исполнение указанных нормативных актов, оплата по энергоснабжению общего имущества дома истцом Голубцовой А.А. вносится в составе платы за жилищно - коммунальные услуги (копия квитанций - л.д. 11-14) исполнителю коммунальной услуги (с марта 2011 года - ООО «Кредо»). В силу п. 13. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся, в том числе и управляющей организацией. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра) (пункт 14 Правил). Судом установлено, что причиной завышения размера оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды может быть, в частности, несанкционированное потребление электроэнергии или неисправности в энергосетях. На вероятность такой причины указывает истец и представитель энергоснабжающей организации ОАО Следовательно, при таких обстоятельствах нахожу, что управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг в соответствии с вышеуказанными нормативными актами обязана провести проверку энергоснабжения дома на предмет несанкционированного подключения электроприборов. Таким образом, исковые требования Голубцовой А.А. о понуждении ООО провести энергоаудит подлежат удовлетворению. Также суд считает разумным привлечь к проведению указанной проверки специалиста ОАО как лица, обладающего специальными познаниями в данной области. В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (п. 4 Стандарта). Согласно п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.). Согласно п. 14 в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа; в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей. В силу пп. «е» п.49 Правил №307 при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета исполнитель (управляющая организация) ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Судом установлено, что на запросы истца о предоставлении ей информации управляющая организация не отреагировала. При таких обстоятельствах требование истца о предоставлении информации об объемах общедомового потребления и объемах индивидуального потребления электрической энергии жильцами дома, на основании которой был сделан расчет и выставлена плата за электроэнергию; информации об опломбировке коллективного прибора учета, его проверке, наличии паспорта, позволяющего определить, какой он имеет режим; журнала учета показаний коллективного прибора учета потребления электроэнергии во всех подъездах дома №36 корп.1 по ул. Физкультурников, подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Истец при подаче иска освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ. С ООО не освобожденного от уплаты, подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере ХХХ рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать ООО предоставить Голубцовой А.А. информацию об объемах общедомового потребления и объемах индивидуального потребления электрической энергии жильцами дома А в г. Архангельске, на основании которой был сделан расчет и выставлена плата за электроэнергию; информацию об опломбировке коллективного прибора учета, его проверке, наличии паспорта, позволяющего определить, какой он имеет режим; журнал учета показаний коллективного прибора учета потребления электроэнергии во всех подъездах дома А в г. Архангельске. Обязать ООО провести проверку электроснабжения во всех подъездах А на предмет несанкционированного подключения электроприборов, проверку правильности начисления оплаты за потребление общедомовой электроэнергии с привлечением специалиста энергоснабжающей организации ОАО Взыскать с ООО госпошлину в доход бюджета в размере ХХХ рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение 10 дней. Судья Т.С. Федюк
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ