о понуждении произвести ремонт жилого помещения.



Дело № 2- 1312/2011 Решение вступило в законную силу 06.12.2011.

30 ноября 2011 года                              город Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего Корниловой Л.П.,

при секретаре Мажура Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Паршина Ю.Н. к Товариществу собственников жилья «Б», мэрии города Архангельска о понуждении к выполнению ремонта жилого дома,

    У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «Б» о понуждении к выполнению ремонтных работ в доме № *** по ул. *** в городе Архангельске, а именно: заменить балку под квартирой № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске

В обосновании исковых требований указал, что является нанимателем квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске. Длительное время не проводился ремонт дома, в связи чем требуется его ремонт. Учитывая изложенное, истец просит обязать ТСЖ «Б» заменить балку под его квартирой.

В судебном заседании 25 октября 2011 года истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика мэрию г. Архангельска, и просил суд обязать ТСЖ «Б» и мэрию г. Архангельска заменить балку под квартирой № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске, заменить коробку туалета с улицы и установить городки под балку под его квартиру.

По определению суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена мэрия г. Архангельска.

В судебном заседании 10 ноября 2011 года истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ТСЖ «Б» и мэрию г. Архангельска произвести замену свайного основания дома № *** по ул. *** в г. Архангельске, ремонт падовой трубы, капитальный ремонт кровли дома, отремонтировать обрешетку, произвести полную замену срубов обшивки.

В судебном заседании 24 ноября 2011 года истец с учетом Акта технического обследования дома от 15 ноября 2011 года уточнил предмет иска, просил суд обязать мэрию города Архангельска произвести капитальный ремонт свайного основания дома, произвести капитальный ремонт кровли дома и обязать ТСЖ «Б» произвести ремонт срубов выгребов, произвести замену деревянного цоколя и произвести ремонт деревянных крылец.

В судебном заседании истец Паршин Ю.Н. отказался от исковых требований к ТСЖ «Б» в части производства ремонта деревянных крылец, поскольку на день рассмотрения дела в суде крыльца отремонтированы. Отказ принят судом, в этой производство по делу прекращено.

На удовлетворении исковых требований об обязании мэрии города Архангельска произвести капитальный ремонт свайного основания дома, произвести капитальный ремонт кровли дома и обязании ТСЖ «Б» произвести ремонт срубов выгребов, произвести замену деревянного цоколя истец Паршин Ю.Н. настаивал.

Представитель ответчика ТСЖ «Б» и. С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель мэрии г. Архангельска К. А.С. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела.

Представитель третьего лица - МУ «ИРЦ» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав истца, представителей ответчиков, оценив их доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Права и обязанности наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения определены статьями 65, 67, 69 - 72, 76 и 81 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в утвержденном в соответствии с пунктом 2 статьи 63 ЖК РФ постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения».

В соответствии со статьями 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В целях надлежащего исполнения указанных обязанностей наймодатель должен принимать все необходимые организационные меры.

Статьей 66 ЖК РФ установлена ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма.

В силу ст. 15 ЖК РФ пригодность жилого помещения для проживания определяется по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения его сохранности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно данных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций, в том числе: нормируемый температурно-влажностный режим внутри здания, подвалов и техподполий; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений стен, фундаментов и стен подвалов, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; обеспечение теплозащиты и влагозащиты. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние перекрытий, их устойчивость, отсутствие прогибов, колебаний и трещин; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития. Местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.

Как установлено в судебном заседании:

Паршин Ю.Н. является нанимателем квартиры № *** в доме № *** по улице *** в городе Архангельске, что подтверждается поквартирной карточкой на листе дела 14 и договором социального найма жилого помещения на листах дела 15-20.

Согласно выписке из реестра имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск», 2 квартиры указанного дома (квартиры №№ ***,***), в том числе квартира истца, числятся в составе имущества МО «Город Архангельск» (л.д. 72).

В доме № *** по улице *** в городе Архангельске 50,22% жилых помещений принадлежит муниципальному образованию «Город Архангельск» (л.д. 72).

Согласно Агентскому договору о начислении и сборе платежей с населения от 17 июня 2008 года МУ «ИРЦ» по поручению ТСЖ «Б» осуществляет начисление и сбор платежей с населения в многоквартирных жилых домах за жилье и коммунальные услуги.

Согласно выписке из финансово-лицевого счета по квартире № *** в доме № *** по ул. Транспортной в г. Архангельске (л.д. 81-82), предоставленной в материалы дела МУ «ИРЦ» у истца Паршина Ю.Н. задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не имеется, т.е. истец добросовестно исполняет свои обязательства по договору социального найма жилого помещения.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, и потому признаются судом установленными.

Поскольку наймодателем квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске является мэрия г. Архангельска, то мэрия г. Архангельска, как собственник жилого помещения и, как наймодатель, обязана содержать жилые помещения в надлежащем состоянии в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, а именно, на наймодателя возложены обязанности по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем); наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы истца, о необходимости проведения капитального ремонта свайного основания дома, капитального ремонта кровли дома, ремонта срубов выгребов, замены деревянного цоколя подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно, актом технического обследования от 01 февраля 2011 года (л.д. 6), актом технического обследования от 15 ноября 2011 года (л.д. 73) и не оспариваются ответчиками.

Таким образом, суд считает, работы по проведению капитального ремонта свайного основания дома, капитального ремонта кровли дома относятся к работам капитального характера и их производство необходимо возложить на мэрию г. Архангельска.

Свою обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг истец исполняет надлежащим образом, и вправе как наниматель предъявлять требование о проведении ремонта дома к наймодателю.

Анализируя все обстоятельства дела, учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что мэрия г. Архангельска, являясь наймодателем жилого помещения по отношению к истцу, обязана выполнять надлежащим образом условия договора социального найма, в том числе обеспечивать своевременное производство ремонта дома.

Эти обязанности мэрии г. Архангельска вытекают из правоотношений с истцом.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственниками жилых помещений, мэрией г.Архангельска в данном случае, выбран способ управления домом - управление ТСЖ «Б».

Документом, регламентирующим взаимоотношения между ТСЖ «Б» и членами ТСЖ является Устав ТСЖ (л.д. 27-35).

Между истцом и ответчиком ТСЖ «Б» письменных договоров не заключалось.

Истец обращался в ТСЖ «Б» по поводу проведения ремонта дома, о чем свидетельствует его заявление на л.д. 7.

Необходимость проведения капитального и текущего ремонта дома представителями ответчиков не оспаривалась, однако они указали, что по поводу ремонта не было принято решение на общем собрании собственников дома.

Частью 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений.

В соответствии с ч.2 ст.158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Из материалов дела и показаний сторон следует, что общее собрание собственников жилых помещений дома № *** по ул. *** в городе Архангельске по вопросу капитального ремонта не проводилось.

Так как вопрос по капитальному ремонту собственниками не решен, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г. Архангельска обязанность по проведению работкапитального ремонта свайного основания дома, капитального ремонта кровли дома.

Разрешая требования истца о ремонте срубов выгребов, о замене деревянного цоколя суд приходит к следующему.

Согласно представленного в материалы дела акта от 15 ноября 2011 года дома № *** по ул. *** в городе Архангельске наблюдается их ненадлежащее техническое состояние (л.д. 73).

В соответствии с п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается различными способами в зависимости от способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ собственниками жилых помещений в данном случае выбран способ управления домом - управление товариществом собственников жилья.

Главой 13 ЖК РФ предусмотрены нормы, регламентирующие деятельность, права и обязанности товарищества собственников жилья. Исходя из смысла указанных норм, основной целью товарищества является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества дома, обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников. В целях реализации поставленных целей Жилищным кодексом РФ установлены права и обязанности товарищества, среди которых составление смет доходов и расходов на год, в том числе по ремонту общего имущества, установление необходимого для этого размера платежей, выполнение работ для собственников помещений и предоставление им услуг, возможность требования в принудительном порядке с собственников исполнения их обязанностей по надлежащему содержанию дома, заключение договоров с подрядными организациями.

Из сообщения МУ «ИРЦ» следует, что общим собранием собственников в многоквартирных домах создано ТСЖ «Б». ТСЖ является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании Устава (л.д.68).

В силу п. 3 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору.

В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт и т.д.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава ТСЖ «Б», утвержденного решением общего собрания собственников помещений № 1 от *** года товарищество может заниматься обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирных домах (л.д. 28) для этого оно в соответствии с пунктом 3.1. Устава вправе определять смету доходов и расходов на год, в т.ч. необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома (л.д. 29) и на основании п. 4.1 Устава обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (л.д. 30).

Анализируя изложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества, а также обязанность по производству текущего ремонта дома № *** по ул. *** в г. Архангельске возложена на ТСЖ «Б» в силу законодательных норм, Устава ТСЖ «Б».

На основании изложенного, учитывая, что необходимость работ по ремонту срубов выгребов, по замене деревянного цоколя в доме № *** по ул. *** в г.Архангельске установлена, а также, что одной из причин возникновения данных повреждений явилось ненадлежащее обслуживание дома, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ТСЖ «Б», как на надлежащего ответчика по данным требованиям, обязанность проведения таких работ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.336 36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Поэтому, с ТСЖ «Б» не освобожденного от уплаты, подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере *** руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Паршина Ю.Н. к Товариществу собственников жилья «Б», мэрии г. Архангельска о понуждении к производству ремонта жилого дома удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска произвести капитальный ремонт свайного основания и капитальный ремонт кровли дома № *** по ул. *** в г. Архангельске.

Обязать ТСЖ «Б» произвестиремонт срубов выгребов, произвести замену деревянного цоколя дома № *** по ул. *** в городе Архангельске.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Б» в доход бюджета госпошлину в сумме *** рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней.

Судья                                             Л.П. Корнилова