Дело № 2 - 1445/11 Решение не вступило в законную силу. 21 декабря 2011 года город Архангельск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломбальский районный суд города Архангельска в составе председательствующего Корниловой Л.П., при секретаре Шевеленко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кичёвой О.А. к ООО "К», мэрии г. Архангельска о понуждении к производству ремонтных работ, У С Т А Н О В И Л: Кичёва О.А. (далее - истец обратилась в суд с исковыми требованиями к ООО "К" о понуждении к производству ремонтных работ кровли лома № *** по ул. *** в г. Архангельске. В обосновании иска указала, что является нанимателем жилого помещения - квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске. На протяжении двух лет протекает кровля над её квартирой, вследствие чего имеются протечки в квартире. Истец обращалась в ООО "К" с просьбой провести ремонт кровли дома, также обращалась в Администрацию Соломбальского округа г. Архангельска, в прокуратуру. Однако до настоящего времени ремонтные работы в доме не произведены. На основании изложенного истец просит обязать ООО "К" произвести ремонт кровли дома. Определением суда от 25 ноября 2011 года в качестве соответчика по делу привлечена мэрия г. Архангельска. В судебном заседании 25 ноября 2011 года истец Кичёва О.А. уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчиков произвести капитальный ремонт деревянного свайного основания, цокольного перекрытия и капитальный ремонт стропильной кровли в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске. В судебном заседании истец Кичёва О.А. на удовлетворении исковых требований настаивала. Представитель ответчика мэрии г. Архангельска - Т. Н.А., действующая на основании доверенности (л.д.27) в судебном заседании с иском не согласилась по тем основаниям, что обязанность мэрии города Архангельска по обеспечению проведения ремонта общего имущества исполнена путем передачи в управление многоквартирного дома. Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Архангельске, должно обеспечиваться ООО "К". Таким образом, просила в удовлетворении исковых требований к мэрии города Архангельска отказать. Представитель ответчика ООО "К" - В. С.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании пояснил, что действительно и кровля и свайное основание дома № *** по улице *** в городе Архангельске требуют капитального ремонта. Поскольку наймодателем жилых помещений является мэрия города Архангельска и на ней лежит обязанность предоставлять гражданам жилые помещения в надлежащем для проживания состоянии, то на ней и лежит обязанность профинансировать капитальный ремонт дома. Просил суд в удовлетворении исковых требований к ООО "К" отказать. Выслушав истца, представителей ответчиков, оценив их доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Права и обязанности наймодателя, нанимателя и членов семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения определены статьями 65, 67, 69 - 72, 76 и 81 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в утвержденном в соответствии с пунктом 2 статьи 63 ЖК РФ постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения». В соответствии со статьями 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения. В целях надлежащего исполнения указанных обязанностей наймодатель должен принимать все необходимые организационные меры. Статьей 66 ЖК РФ установлена ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма. В силу ст. 15 ЖК РФ пригодность жилого помещения для проживания определяется по основаниям и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые устанавливают требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения его сохранности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Согласно данных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Для выполнения этих задач наймодатель обязан производить плановые осмотры жилых домов и жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению, включая при этом осмотр здания в целом, в том числе конструкций, инженерного оборудования и внешнее благоустройство. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту. Как установлено в судебном заседании, истец Кичёва О.А. является нанимателем квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске на основании типового договора социального найма от *** года (л.д.7 - карточка квартиросъемщика, л.д. 13-14 - копия типового договора социального найма). Сторонами не оспаривается, что квартира № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске относится к имуществу, принадлежащему МО «Город Архангельск». По состоянию на 02.12.2011 в реестре имущества, принадлежащего МО «Город Архангельск», числятся квартиры № № 1, 2, 4, 5, 6, 7 (два лицевых счета), 8 общей жилой площадью 521, 8 кв.м. Общее количество квартир в доме- 8, общая жилая площадь дома- 606, 5 кв.м., доля муниципальной собственности в процентном соотношении составляет 86 % (л.д. 59). Согласно Агентскому договору о начислении и сборе платежей с населения от 29.06.2010 года МУ «ИРЦ» по поручению ООО "К" осуществляет начисление и сбор платежей с населения в многоквартирных жилых домах за жилье и коммунальные услуги (л.д. 53-55). Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг у истца не имеется, т.е. истец добросовестно исполняет свои обязательства по договору социального найма жилого помещения. Это обстоятельство следует из показаний самого истца, сторонами не оспаривается и потому признается судом установленным. Поскольку наймодателем квартиры № *** в доме № *** по ул. *** в г. Архангельске является собственник - мэрия г. Архангельска, то мэрия г. Архангельска как собственник жилого помещения и как наймодатель обязана содержать жилое помещение в надлежащем состоянии в соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.30 ЖК РФ, а именно, на наймодателя возложены обязанности по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем); наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме. Доводы истца о необходимости проведения работ капитального характера, а именно капитальный ремонт деревянного свайного основания, цокольного перекрытия, капитальный ремонт стропильной кровли, подтверждается материалами дела: актом обследования от 15.08.2011 (л.д.6), ответом за обращение истца в мэрию г. Архангельска (л.д. 20), ответом МУ «ИРЦ» на обращение истца (л.д. 24), актом обследования технического состояния стропильной кровли (л.д.45), актом технического состояния свайного основания дома (л.д. 46) и не оспариваются ответчиками в судебном заседании. Так на л.д. 45 имеется акт обследования технического состояния стропильной кровли жилого дома № 5 по ул. Гвардейской выявлено: асбестоцементные покрытие кровли выполнено из мелковолнистых листов. Деревянная обрешетка сплошная. Асбестоцементные листы имеют многочисленные продольные и поперечные трещины, сколы, сквозные отверстия. В отдельных местах наблюдается расслоение асбестоцементных листов кровельного покрытия. Сплошная деревянная обрешетка в отдельных местах из-за поражения гнилью пришла в негодность. Кровельное железо в ендовахи в примыканиях к печным трубам и слуховым окнам в результате длительной эксплуатации насквозь проржавело и подлежит замене. Деревянные строительные ноги особенно в ендовах, пришли в негодность из-за поражения гнилью. Верхние венцы наружных стен, в местах опирания строительных ног пришли в негодность из-за поражения гнилью. Деревянные лежни, служащие основанием для стоек, поддерживающих опорные ноги в ендовах, поражены гнилью. Деревянные конструкции конькового трапа и лестниц выхода на кровлю и к дымовым трубам пришли в негодность, в отдельных местах отсутствуют. В выводах комиссии указано, что требуется капитальный ремонт стропильной кровли. Согласно акта обследования технического состояния свайного основания дома № *** по ул. *** в г. Архангельске на листе дела 46 отражено, что деревянные сваи под конструкции жилого дома выполнены парно. На деревянные сваи уложена деревянная балка. Окладные венцы несущих стен опираются на деревянные балки. Деревянные сваи сильно поражены гнилью. Отдельные сваи полностью утратили свою несущую способность. В результате потери несущей способности деревянных свай цокольное перекрытие и полы в квартирах имеют просадки и уклонения в разные стороны. В местах примыкания цокольного перекрытия с наружными и внутренними стенами имеются щели. Окладные венцы в отдельных местах утратили свои физические свойства. Таким образом, суд считает, что доводы истца о необходимости проведения капитального ремонта деревянного свайного основания, цокольного перекрытия и кровли обоснованны. Кроме ГК РФ и ЖК РФ отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила). Согласно данных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Частью 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений. Как установлено в судебном заседании, в декабре 2010 года было проведено общее собрание собственников многоквартирного дома № 5 по ул. Гвардейской в г. Архангельске, согласно протоколу общего собрания решение о капитальном ремонте кровли дома не принято (л.д. 52). Так, п. 21 Правил предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). При принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со статьей 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (п. 37 Правил). Исходя из системного толкования приведенных норм, обязанность нести расходы по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений. Между тем, в п. 12 Правил указано, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте «д» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов (п. 20 Правил). С целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, МО «Город Архангельск», как сособственник помещений дома *** заключило с ООО "К" договор управления многоквартирными домами, по условиям которого управляющая организация по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в этих домах, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (л.д.94-97). В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. На основании изложенного, а также учитывая, что до настоящего времени собственниками не принято решение по проведению капитального ремонта деревянного свайного основания, цокольного перекрытия и кровли дома № *** по ул. *** в г.Архангельске, а производство данных работ необходимо и не оспаривается ответчиками в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости возложить на мэрию г.Архангельска обязанность провести такие работы. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с пп.19 п.1 ст.336 36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку мэрия города Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.336 36 НК Российской Федерации, поэтому с мэрии г. Архангельска госпошлина не подлежит взысканию. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Кичёвой О,А. к мэрии г. Архангельска о понуждении к производству ремонтных работ, удовлетворить. Обязать мэрию г. Архангельска произвести капитальный ремонт *** по ул. *** в г.Архангельске, а именно: произвести капитальный ремонт стропильной кровли, произвести капитальный ремонт свайного основания, цокольного перекрытия. Исковые требования Кичёвой О.А. к ООО "К" о понуждении к производству ремонтных работ оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение 10 дней. Судья Л.П. Корнилова