Решение не вступило в законную силу Дело № 2-164 г. Архангельск 2 февраля 2012 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Андреюшкова В.И., при секретаре Вааль Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Капустиной И.А. к ГБУ здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Капустина И.А. обратилась в суд с иском к ГБУ здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 1 октября по 31 декабря 2011 года в размере *** руб. *** коп. и денежной компенсации морального вреда в сумме *** руб., ссылаясь на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ей с 01 июня 2011 года заработной платы, в размере менее установленного Федеральным законом № 106-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в сумме *** рублей, на который должен начисляться районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тем самым ей причинены нравственные страдания. В судебном заседании истец и её представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований по тем же основаниям. Представитель ответчика Киричатый В.В. с иском не согласился, представил отзыв на иск, в котором указал, что заявленные требования необоснованны, начисление заработной платы производится без нарушения трудового законодательства. Истец получает заработную плату, которая соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному в Архангельской области. Полагает, что на эту сумму не должны начисляться районный коэффициент и северная надбавка. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Капустина И.А. работает с 28.11.1991 г. в должности санитарки и с 8.11.2010 г. исполняющей обязанности сестры хозяйки в ГБУЗ «Архангельская городская клиническая больница № 7» (по внутреннему совместительству) (л.д.27). В спорный период с 1 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г. её заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки за октябрь 2011 г. по основному месту работы составила *** руб., по внутреннему совместительству составила *** руб., за ноябрь 2011 г. по основному месту работы - *** руб. и по внутреннему совместительству - *** руб. *** коп., за декабрь 2011 г. по основному месту работы - *** руб. и по внутреннему совместительству - *** руб. *** коп., что без учета районного коэффициента и надбавки на стаж работы в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляло ниже минимального размера оплаты труда установленного на территории Российской Федерации в сумме *** рублей. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст.7, ч. 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 г. (с изменениями) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в РФ в сумме 4611 рублей. В спорный период заработная плата истца состояла из оклада, на который начислялись районный коэффициент и северная надбавка. Такой порядок начисления заработной платы производится в нарушение приведенных выше правовых норм. Заработная плата истцу в соответствии с действующим законодательством должна определяться, исходя из размера МРОТ по РФ, что составляет 4 611 руб. с начислением на данную сумму районного коэффициента и северной надбавки. В настоящее время в Архангельской области заключено трехстороннее соглашение между администрацией Архангельской области, представителями профсоюзов и работодателей (в ред. Дополнительного соглашения от 01.07.2011), согласно которому в Архангельской области установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 675 руб. с указанием о включении в эту сумму, в том числе, районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако данное соглашение применению не подлежит по причине его противоречия федеральному законодательству (Трудовому кодексу РФ), поскольку за вычетом районного коэффициента в размере 20 % и северной надбавки в размере 50% установленный данным соглашением минимальный размер оплаты труда составит значительно меньше, чем МРОТ по РФ. Таким образом, суд считает ошибочным довод истца о том, что районный коэффициент и северная надбавка должны начисляться на МРОТ, установленный в Архангельской области. Истцом представлен расчет сумм недоначисленной ей заработной платы за спорный период, указанный расчет является арифметически верным, совпадает с расчетом ответчика. Всего сумма задолженности по заработной плате за период с 1 октября по 31 декабря 2011 года составляет *** руб. *** коп. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. В соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (абз. 2 п. 63 Постановления), следует, что кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников. Суд в силу абз. 14 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Судом при определении размера подлежащей взысканию компенсации принимаются во внимание все обстоятельства данного спора, особенности личности истца, степень физических и нравственных страданий, обусловленных нарушением права на своевременное получение заработной платы. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере *** рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 подп. 1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Капустиной И.А. к ГБУ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить. Взыскать в пользу Капустиной И.А. с ГБУ здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» заработную плату за период с 1 октября по 31 декабря 2011 года в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб., всего взыскать *** руб. *** коп. Взыскать с ГБУ здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № 7» в доход бюджета государственную пошлину в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд черезСоломбальский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья В.И. Андреюшков Мотивированное решение в окончательной форме оформлено 6 февраля 2012 г.