о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.



Дело № 2- 735/2012. Решение не вступило в законную силу.

13 июня 2012 года         город Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

судьи Корниловой Л.П.

при секретаре Шевеленко Е.В.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Соломбальского района г.Архангельска, выступающего в интересах Манойловой Л.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Соломбальского района г.Архангельска, выступающий в интересах Манойловой Л.Н. обратился в суд с иском к ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая больница № ***» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с февраля 2012 года по апрель 2012 года в размере *** руб. *** коп.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании трудового договора от 01 апреля 2012 года Манойлова Л.Н. состоит в трудовых отношениях с ответчиком и в настоящее время работает санитаркой в хирургическом отделении. Её оклад согласно трудового договора от 01 апреля 2012 года составляет *** руб. Также Манойлова Л.Н. работает в ГБУЗ АО «АГКБ №***» по трудовому договору от 01 января 2006 года по совместительству в должности санитарки с окладом *** руб. *** коп.

С 1 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 руб. в месяц. С учётом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, её заработная плата в месяц должна быть не менее 7 838 руб. 70 коп. В нарушение указанного закона работодатель в феврале - апреле 2012 года установил ей заработную плату в меньшем размере, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составила *** руб. *** коп.

В судебном заседании временно исполняющая обязанности заместителя прокурора Соломбальского района города Архангельска Н. А.В. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Выразила согласие с расчётом задолженности по заработной плате за февраль-апрель 2012 года, предоставленным ответчиком, уточнила исковые требования, просила суд взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» в пользу Манойловой Л.Н. недоначисленную заработную плату за февраль-апрель 2012 года в размере *** руб. *** коп.

Манойлова Л.Н. в судебном заседании согласилась с расчётом задолженности по заработной плате за февраль-апрель 2012 года, предоставленным ответчиком, просила суд взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» в ее пользу недоначисленную заработную плату за февраль-апрель 2012 года в размере *** руб. *** коп.

Представитель ГБУЗ АО «АГКБ № ***» К. В.В. в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что расчёт истца является неточным. Это связано с тем, что Манойловой Л.Н. за апрель 2012 года была дополнительно начислена стимулирующая выплата по модернизации, которая не вошла в расчёты истца. С расчётом невыплаченной суммы за февраль и март 2012 года ответчик согласен. За апрель 2012 года расчёт, предоставленный истцом, не соответствует фактически начисленным суммам. Согласно расчёту ответчика задолженность по заработной плате перед Манойловой Л.Н. составляет *** руб. *** коп.

Выслушав истца, временно исполняющую обязанности заместителя прокурора Соломбальского района города Архангельска Н. А.В., представителя ответчика К. В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 руб.

Судом установлено, что по основному договору от 01 апреля 2012 года Манойлова Л.Н. работает санитаркой, а также по трудовому договору от 01 января 2006 года по совместительству в должности санитарки в ГБУЗ АО «АГКБ № ***», расположенного в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, где к заработной плате ей выплачивается районный коэффициент в размере 20% и процентная надбавка за стаж работы в данном районе в размере 50%.

В спорный период с 1 февраля по 30 апреля 2012 г. ей начислялась заработная плата по норме рабочего времени из оклада, надбавок за стаж, интенсивность и доплаты до МРОТ в Архангельской области, то есть до суммы *** руб., что без учёта районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе Крайнего Севера составляло ниже минимального размера оплаты труда установленного на территории Российской Федерации в сумме 4 611 руб.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными материалами, в том числе расчётными листками, и сторонами в судебном заседании фактически не оспаривались.

Суд не может принять во внимание доводы ответчика о правомерности установления и выплаты заработной платы Манойловой Л.Н. в указанном размере по следующим основаниям.

Так,действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статья 37).

По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу положений ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130,132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Является несостоятельной ссылка ответчика на письмо заместителя Губернатора Архангельской области по социальным вопросам от 27 января 2012 г. № 02-30/23 о том, что до заключения трёхстороннего соглашения рекомендовано принять все возможные меры по недопущению снижения заработной платы работников учреждений Архангельской области ниже размера *** руб. в месяц, и что истице заработная плата за оспариваемые периоды времени начислялась с учётом отработанного времени не менее *** руб., так как в соответствии со ст.133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Вместе с тем за вычетом районного коэффициента в размере 20% и северной надбавки в размере 50% установленный критерий составляет *** руб. *** коп., что значительно ниже размера МРОТ, установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 годав сумме *** руб.

С учётом изложенного, представленного ответчиком расчёта, с которым согласна истица, поскольку в феврале - марте 2012 года работодателем начислялась и выплачивалась Манойловой Л.Н. ежемесячно заработная плата пропорционально норме отработанного времени без учёта районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районе Крайнего Севера ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации в сумме 4 611 руб., то заявленное требование о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за февраль-апрель в сумме 2776 руб. 34 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представленный ответчиком контррасчёт судом проверен и является правильным, никем не оспаривается, в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ГБУЗ АО «АГКБ №***» в пользу Манойловой Л.Н.

В силу ст.103 ГПК РФ и на основании подп.1 и 3 п.1 ст.333.19 НК РФ подлежит также взысканию с ГБУЗ АО «АГКБ № ***» в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой был освобождён истец при обращении в суд с иском, что составляет *** руб.*** коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Соломбальского района г.Архангельска, выступающего в интересах Манойловой Л.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» в пользу Манойловой Л.Н. недоначисленную заработную плату за февраль-апрель 2012 года в размере *** руб. *** коп.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница № ***» в доход бюджета государственную пошлину в размере *** руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.

Судья                                                                                                Л.П. Корнилова