об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-52 25 января 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кривуля О.Г., при секретаре Леонтьевой И.В., с участием помощника прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Матвеевой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске 25 января 2011 года гражданское дело по иску и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ЗАО «Л» об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства

установил:

И.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ЗАО «Л» об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: исполнительному директору ЗАО «Л» Б. пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды, подтвержденную соответствующими документами в срок до 01 февраля 2011 года; составить паспорта по 16 видам опасных отходов 1- 4 класса опасности в срок до 01 февраля 2011 года, прекратить сброс сточных вод в прот. Маймакса, р.Исакогорка с превышением установленных нормативов ( в прот. Маймакса по БПКп, нефтепродуктам, ионам аммония), р. Исакогорка (по ионам аммония и нефтепродуктам) в срок до 01 февраля 2011 года и соблюдать установленные нормативы при сбросе сточных вод; составить схему размещения мест забора водных ресурсов и согласовать с Двинско-Печерским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в срок до 01 февраля 2011 года. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ЗАО «Л», в ходе которой установлено, что требования закона соблюдаются ненадлежащим образом: отсутствует специальная подготовка в области охраны окружающей среды исполнительного директора ЗАО «Л» Б., на которого приказом № *** от 01.10.2010 года возложено общее руководство и ответственность за состояние охраны труда и экологического законодательства. По 16 видам опасных отходов 1-4 класса отсутствуют паспорта; не составлена и не согласована схема размещения забора водных ресурсов; в прот Маймакса и р.Исакогорка осуществляется сброс сточных вод с превышением установленных нормативов.

Прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Матвеева Ю.В. в судебном заседании уточнила исковые требования и просила суд обязать ЗАО «Л» устранить выявленные нарушения:

- Исполнительному директору ЗАО «Л» Б. пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды, подтвержденную соответствующими документами в срок до 01 июля 2011 года;

- Составить паспорта по 14 видам опасных отходов 1- 4 класса опасности в срок до 01 сентября 2011 года, а именно:

- по отходам 3 класса опасности (шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные масляные фильтры); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (опилки древесные); отходы от водоэксплуатации (нефтесодержащие воды)

-по отходам 4 класса опасности (прочие отходы бумаги и картона (отработанные воздушные фильтры); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (производственный мусор);отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (уличный смет); отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (жидкие бытовые отходы); отходы при механической очистке сточных вод; золошлаки от сжигания углей; лом и отходы, содержащие цветные металлы; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%; отходы древесных строительных материалов, в том числе от сноса и разборки строений; отходы тканей, старая одежда.

- Прекратить сброс сточных вод в прот. Маймакса, р.Исакогорка с превышением установленных нормативов ( в прот. Маймакса по БПКп, нефтепродуктам, ионам аммония), р. Исакогорка (по ионам аммония и нефтепродуктам) в срок до 01 июня 2011 года.

Представители ответчика Сечко А.Ф. и Кузнецова В.П. уточненные исковые требования не признали, полагают, что истец не вправе предъявлять в пределах своей компетенции какие-либо исковые требования к ответчику, вследствие отсутствия ответчика – ЗАО «Л» в перечне поднадзорных истцу юридических лиц, упомянутых в приказе прокуратуры Архангельской области от 03 сентября 2010 года № ***. Полагают, что требования об обязании исполнительного директора Б. пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды являются не законными, поскольку приказ № *** от 01.10.2010 года не устанавливает ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Данный приказ издан в целях улучшения организаторской работы и практической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, соблюдению экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, повышению персональной ответственности руководителей и должностных лиц. На ЗАО «Л» персональную ответственность за принятие решений руководства и специалистов предприятия, которые могут повлечь негативное воздействие на окружающую среду, несет инженер-эколог К., имеющая специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Представители ответчика фактически не оспаривали в судебном заседании, что на предприятии не составлены паспорта по 14 видам опасных отходов 1- 4 класса опасности и сброс сточных вод в прот. Маймакса, р.Исакогорка производится с превышением установленных нормативов ( в прот. Маймакса по БПКп, нефтепродуктам, ионам аммония), р. Исакогорка (по ионам аммония и нефтепродуктам).

Представители третьих лиц- департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Серебренников А.А. ( по доверенности) и Управления Росприроднадзора по Архангельской области Анисимова И.А. (по доверенности) поддержали уточненные исковые требования прокурора в полном объеме.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На л.д. 161-168 имеется приказ № *** от 03 сентября 2010 года прокуратуры Архангельской области «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и специализированных прокуратур в связи с образованием Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры» согласно п.1.3 которого на Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру возложен надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан органами управления и руководителями, в том числе и ОАО «Л», данный объект входит в перечень объектов поднадзорных Архангельской межрайонной прокуратуре (л.д.167-168).

По сообщению прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25 января 2011 года ЗАО «Л» является поднадзорным объектом прокуратуры. В приказе прокурора Архангельской области от 03.09.2010 года № *** допущена опечатка в названии вышеуказанного объекта (указано ОАО «Л»), в настоящее время проводится корректировка данного приказа, в том числе по правильному наименованию всех поднадзорных объектов. У суда нет оснований не доверять данным сведениям, соответственно суд не принимает доводы ответчика о том, что истец не вправе предъявлять в пределах своей компетенции какие-либо исковые требования к ответчику, вследствие отсутствия ответчика – ЗАО «Л» в перечне поднадзорных истцу юридических лиц, упомянутых в приказе прокуратуры Архангельской области от 03 сентября 2010 года № ***.

С 04 октября 2010 года по 29 октября 2010 года отделом надзора на море Архангельской области и НАО Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу и Управлением Росприроднадзора по Архангельской области была проведена проверка ЗАО «Ле». Согласно акту проверки от 29 октября 2010 года на л.д.13-32 были выявлены нарушения, в том числе и те которые требует устранить истец при предъявлении настоящего иска.

На основании акта проверки от 29 октября 2010 года Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было выдано предписание ЗАО «Л»об устранении выявленных нарушений при осуществлении проверки в сфере соблюдения природоохранного законодательства № 11-68-10 от 29.10.2010 года (л.д.170-171).

Кроме того, на основании акта Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (отдел надзора на море) также выданы предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № № *** и *** от 26 ноября 2010 года (л.д.173-175).

В силу ч.1 ст.73 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно письму Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 24.09.2009 № АФ-43\3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности» требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предусмотрено ст.73 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды», являющейся действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.

Согласно приказа № *** от 01 октября 2010 года непосредственное руководство и ответственность за состояние охраны окружающей среды и соблюдение экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды возложено на руководителей структурных подразделений ЗАО «Л», общее руководство и ответственность за состояние охраны окружающей среды и соблюдение экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды возложено на исполнительного директора ЗАО «Л» Б.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что ответственным лицом на предприятии за принятие решений в области охраны окружающей среды и соблюдение экологического законодательства является инженер-эколог К. имеющая специальную подготовку, поскольку согласно п.2.4 должностной инструкции на л.д.212-215 инженер –эколог только участвует в принятии решений руководства и специалистов предприятия, которые могут повлечь негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду является исполнительный директор ЗАО «Л» Б., который в силу закона должен иметь подготовку в области окружающей среды и экологической безопасности. То обстоятельство, что Б., как руководитель на которого возложено общее руководство и ответственность за состояние охраны окружающей среды и соблюдение экологического законодательства, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, не прошел требуемую специальную подготовку не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу п.п 1,2 ст.39 вышеназванного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Правительством РФ 26.10.2000 было принято Постановление № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», согласно п.1 которого Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Как установлено в судебном заседании в процессе хозяйственной деятельности ЗАО «Л» образуются отходы 1-4 класса опасности, однако в нарушение п.3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на предприятии на 14 видов отходов 1-4 класса опасности не составлен паспорт, а именно: а именно:

- по отходам 3 класса опасности (шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные масляные фильтры); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (опилки древесные); отходы от водоэксплуатации (нефтесодержащие воды)

-по отходам 4 класса опасности (прочие отходы бумаги и картона (отработанные воздушные фильтры); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (производственный мусор);отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (уличный смет); отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (жидкие бытовые отходы); отходы при механической очистке сточных вод; золошлаки от сжигания углей; лом и отходы, содержащие цветные металлы; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%; отходы древесных строительных материалов, в том числе от сноса и разборки строений; отходы тканей, старая одежда.

Данное обстоятельство не оспаривается представителями ответчика в судебном заседании.

Согласно п.1 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинении вреда окружающей среды.

В силу п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2009 № 205 утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», согласно п.2 которого обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

ЗАО «Л» имеет разрешительные документы на водопользование, а именно: договор водопользования № *** от 04.03.2009 для забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта прот.Маймакса; решение о предоставлении водного объекта прот.Маймакса в пользование для сброса сточных вод от 13.08.2010 № ***; решение о предоставлении водного объекта прот. Исакогорка в пользование для сброса сточных и дренажных вод от 13.08.2010; лицензию на водопользование *** от 07.06.2005 на забор воды, сброс сточных вод и использование акватории.

По данным результатов химанализов отмечается превышение установленных нормативов сброса загрязняющих веществ на выпуске № 1 по БПКп, ионам аммония- постоянно,по нефтепродктам и взвешенным веществам-периодически; на выпуске № 2- по нефтепродуктам и БПКп-периодически; на выпуске № 3 по БПК и ионам аммония-постоянно, по фосфат-ионам и нефрепродуктам – периодически; на выпуске № 4-превышение по БПКп, ХПК и ионам аммония постоянно, по тнефрепродуктам, фосфат-ионам и лигносульфонатам-периодически; на выпуске № 5-превышение по БПКп и ионам аммония-постоянно, по нефтепродуктам и фосфат-ионам – периодически, что подтверждается актом проверки надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 29.10.2010 года. Факт превышения установленных нормативов сброса загрязняющих веществ не оспаривается ответчиком. Ответчиком не представлены суду доказательства отсутствия вины ЗАО «Л» в сбросе сточных вод с превышением нормативов.

На основании вышеизложенного, суд находит законными и обоснованными уточненные требования истца, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст.103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ размер госпошлины для организаций составляет *** рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к закрытому акционерному обществу «Л» об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ЗАО «Л» устранить выявленные нарушения:

- Исполнительному директору ЗАО «Л» Б. пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды, подтвержденную соответствующими документами в срок до 01 июля 2011 года;

- Составить паспорта по 14 видам опасных отходов 1- 4 класса опасности в срок до 01 сентября 2011 года, а именно:

- по отходам 3 класса опасности (шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные масляные фильтры); фильтровочные и поглотительные отработанные массы, загрязненные опасными веществами (опилки древесные); отходы от водоэксплуатации (нефтесодержащие воды)

-по отходам 4 класса опасности (прочие отходы бумаги и картона (отработанные воздушные фильтры); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (производственный мусор);отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (уличный смет); отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (жидкие бытовые отходы); отходы при механической очистке сточных вод; золошлаки от сжигания углей; лом и отходы, содержащие цветные металлы; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%; отходы древесных строительных материалов, в том числе от сноса и разборки строений; отходы тканей, старая одежда.

- Прекратить сброс сточных вод в прот. Маймакса, р.Исакогорка с превышением установленных нормативов ( в прот. Маймакса по БПКп, нефтепродуктам, ионам аммония), р. Исакогорка (по ионам аммония и нефтепродуктам) в срок до 01 июня 2011 года.

Взыскать с ЗАО «Л» в доход бюджета государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья О.Г. Кривуля