о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка



Дело № 2-87

Г. Архангельск 09 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

Соломбальский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего Галкиной Л.Н.,

при секретаре Амосовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голубевой Н.А. к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице департамента градостроительства о понуждении согласовать, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью *** га, у дома 1 в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска для эксплуатации хозяйственной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

Голубева Н.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице департамента градостроительства (далее по тексту- МО «Город Архангельск») о признании незаконным отказа мэрии г. Архангельска от 12.07.2010 № *** в изготовлении, утверждении и выдаче схемы земельного участка, ориентировочной площадью *** га, у дома 1 в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска для эксплуатации хозяйственной постройки, по тем основаниям, что 23.03.2010 обратилась в Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области с заявлением о предоставлении ей в пользование земельного участка в Соломбальском округе г. Архангельска, для эксплуатации хозяйственных построек. Для рассмотрения заявления истца необходимо утверждение департаментом градостроительства мэрии г. Архангельска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в чем истцу было отказано. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, не соответствующим нормам Земельного кодекса РФ и Водного кодекса РФ, нарушающим ее право на испрашиваемый земельный участок.

13.01.2011 истец уточнила исковые требования и просит суд обязать МО «Город Архангельск» в лице департамента градостроительства согласовать, утвердить и выдать схему расположения земельного участка в Соломбальском территориальном округе для эксплуатации хозяйственной постройки, ориентировочной площадью *** га.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.68), просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца- Д.Н.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена, о причинах неявки суд не известила.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и ее представителя.

Представитель мэрии г. Архангельска- Б.М.В. с иском не согласился по тем основаниям, что у истца отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на запрашиваемый земельный участок. Земельный участок находится в водоохраной зоне, то есть на нем нельзя размещать какие-либо постройки, погреб истца, расположенный на указанном земельном участке, является самовольной постройкой. Земельным кодексом РФ не предусмотрена обязанность исполнительного органа, осуществляющего функции распоряжения земельными участками, в любо случае предоставлять земельные участки, на которых не расположены объекты недвижимого имущества, для целей, не связанных со строительством, а также в Кодексе не установлен перечень случаев, когда отказ в предоставлении такого земельного участка может быть произведен, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы ГК, согласно которым собственник определяет судьбу своего имущества.

Представитель третьего лица- Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области Н.С.В., действующая по доверенности, с иском не согласилась, признав отказ мэрии г. Архангельска в согласовании, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, испрашиваемого истцом, законным и обоснованным, не нарушающим никаких прав истца.

Выслушав представителей ответчика и третьего лица, оценив их доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Голубева Н.А. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом за номером 1 в Соломбальском округе г. Архангельска (л.д. 19- копия свидетельства о государственной регистрации права), а также истцу принадлежит на праве собственности 1/6 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью *** кв.м., с разрешенным пользованием: эксплуатация жилого дома, с местоположением, установленным относительно жилого дома, расположенного в границах участка по адресу: г. Архангельск, дом 1 (л.д. 23- копия свидетельства о государственной регистрации права). Испрашиваемый ею в аренду земельный участок, ориентировочной площадью *** га, находится за пределами земельного участка, предназначенного для эксплуатации жилого дома за № 1, через дорогу напротив дома 1 на берегу притоки Кузнечиха р. Северная Двина (л.д. 21).

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В пункте 1 названной статьи указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Согласно Закону Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 18.04.2007), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области- города Архангельска, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области и осуществляется в соответствии с Приложением к настоящему закону.

Приложением к закону является Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области- города Архангельска (далее по тексту- Порядок), которым определен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. В п.п. 2.1., 2.2 Порядка установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, установленной постановлением Правительства Архангельской области, в котором указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.

Постановлением Администрации Архангельской области от 12.05.2009 N 135-па/20

утвержден административный регламент департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории г. Архангельска, в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование" (далее по тексту- Административный регламент).

Указанные Порядок и Административный регламент не противоречат федеральному законодательству- Земельному кодексу РФ, которое и содержит данную отсылочную норму в ч. 1 ст. 34 ЗК РФ.

В п. 21 Административного регламента указано, что для предоставления государственной услуги физические и юридические лица представляют в департамент заявления по форме и с приложением документов, установленных распоряжением администрации Архангельской области от 9 июля 2007 года N 58-ра "О примерных формах заявлений и перечнях прилагаемых к ним документов, необходимых при предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска" (далее - распоряжение администрации Архангельской области от 9 июля 2007 года N 58-ра).

Формы заявлений и перечни прилагаемых к ним документов указаны в приложениях N 2 - 4 к настоящему административному регламенту.

Пунктом 37 административного регламента установлено, что предоставление земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявлений физических и юридических лиц о приобретении права на земельный участок с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права и приложением документов, установленных распоряжением администрации Архангельской области от 9 июля 2007 года N 58-ра.

В приложении N 2 к административному регламенту определено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копии следующих документов: документа, удостоверяющего личность; нотариально заверенной доверенности (для представителя физического лица); правоустанавливающих документов на земельный участок; кадастрового плана (при наличии); иных документов, которые могут иметь значение для принятия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Таким образом, истцу необходимо было предоставить правоустанавливающие документы, удостоверяющие ее право на испрашиваемый ею земельный участок.

Как установлено судом, Голубева Н.А. обратилась в департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством 23.03.2010, документы, удостоверяющие право истца на запрашиваемый земельный участок к заявлению приложены не были (л.д. 39- копия заявления).

Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области 08.04.2010 направило в адрес директора департамента градостроительства мэрии г. Архангельска обращение об утверждении схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д. 38), 28.05.2010 Агентством в адрес мэрии г. Архангельска по запросу был направлен плановый материал для утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого истцом (л.д. 36).

12.07.2010 мэрией г. Архангельска было отказано Агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами в изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в Соломбальском округе для эксплуатации хозяйственных построек, по тем основаниям, что запрашиваемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки Кузнечиха, указанная территория не предполагает строительства и предназначена для общего доступа и использования для благоустройства и организованного выхода к реке (л.д. 35).

По сообщению Двинско-Печорского бассейнового водного управления на л.д. 52 протока Кузнечиха реки Северная Двина является правым притоком протоки Маймакса, длина реки Северная Двина - *** км, в т.ч. длина протоки составляет *** км. Ширина водоохраной зоны протоки Кузнечиха р. Северная Двина составляет *** метров.

Стороны не оспаривают, что запрашиваемый истцом земельный участок расположен в водоохраной зоне протоки Кузнечиха р. Северная Двина.

Одновременно судом установлено, что на запрашиваемом истцом земельном участке расположен принадлежащий ей погреб, для эксплуатации которого истец просит предоставить ей указанный участок, также она намерена установить на нем баню.. Но каких-либо правоустанавливающих документов на указанный земельный участок у истца не имеется, погреб был установлен самовольно без разрешения на то соответствующих органов (в частности, органа местного самоуправления).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Голубевой Н.А. к Муниципальному образованию «Город Архангельск» в лице департамента градостроительства о понуждении согласовать, утвердить и выдать схему расположения земельного участка, ориентировочной площадью *** га, у дома 1 в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска для эксплуатации хозяйственной постройки отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с 14 февраля 2011 года.

Судья Л.Н.Галкина.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011 года.