Дело № 5-9/2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Архангельск, Судья Соломбальского районного суда г. Архангельска Кривуля О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соломбальского районного суда г.Архангельска дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Климановой Е.А., проживающей по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. ***, кв. ***, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серия ***, государственный регистрационный номер ***, ИНН***, УСТАНОВИЛ: 01 марта 2011 года в подвальном помещении жилого дома общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. *** и принадлежащего на праве собственности Климановой Е.А. в ходе внеплановой выездной проверки во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Соломбальского, Маймаксанского, Северного округов г.Архангельска по пожарному надзору № 36 от 21.02.2011 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003, регистрационный номер 4838, Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», приняты и введены в действие с 01.10.2003 постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 109, Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», приняты и введены в действие постановлением Минстроя от 02.08.1995 № 18-78, Строительные нормы и правила СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», приняты и введены в действие от 01.01.2004 постановлением Госстроя России от 26.06.2003 № 115, Правил устройства электроустановок, утверждены приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», введен в действие с 1 января 2003 года постановлением Госстандарта России от 19.09.2011 № 387-ст, ГОСТ 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля», принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 20.11.2002 № 420-ст, создав угрозу возникновения пожара, жизни и здоровью людей, а именно: 1) в подвальном помещении жилого дома размещен производственный участок, где осуществляется производство по нарезке пленки; 2) в подвальном помещении жилого дома допускается размещение помещений для хранения горючих материалов (двух рулонов воздушно-пузырьковой пленки, объемом 0.3768 куб.м., пластмассовые уголки объемом 3 куб.м., деревянный стол, площадью 12,5 кв. м., деревянные стеллажи); 3) дверь эвакуационного выхода, ведущая непосредственно наружу из помещения № 3 закрыта на ключ, ключ отсутствует, что не обеспечивает людям, находящимся в подвальном помещении возможность свободного открытия данных дверей изнутри без ключа; 4) путь эвакуации, ведущий к эвакуационной двери (лестничный марш) не имеет естественного или искусственного освещения; 5) не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности при эксплуатации эвакуационного выхода № 1 (согласно план-схеме к протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений): - дверь эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, имеет размеры: 1.75х08 м., 1.96х075 м. при требовании 1.9х08 м.; 6) через подвальное помещение, являющегося производственным участок, проложены транзитом электрические сети жилого дома; 7) помещение № 2 без естественного освещения (согласно план-схеме к протоколу осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений), в котором размещены стеллажи, выполненные из деревянных и металлических брусков не имеет вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения; 8) во всех помещениях подвала, принадлежащих ИП Климановой Е.А., отсутствуют знаки пожарной безопасности на путях эвакуации, в местах расположения первичных средств пожаротушения, в местах размещения кнопок включения систем пожарной автоматики, в местах размещения телефонной связи. Индивидуальный предприниматель Климанова Е.А. вину в совершении административного правонарушения признала частично. Пояснила, что действительно ей принадлежит на праве собственности часть подвального помещения дома № *** по ул.***, а именно площадью *** кв.м. В данном помещении производится нарезка пленки для натяжных потолков и ее упаковка, эти работы производит один работник. Ранее она привлекалась в административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Не согласна, что нарезка пленки является производственным процессом. Защитник М. поддержала доводы Климановой Е.А. Свидетель П., допрошенный в судебном заседании 04 апреля 2011 года, являющийся государственным инспектором Соломбальского, Северного, Маймаксанского округов г.Архангельска по пожарному надзору, в судебном заседании пояснил, что проверка ИП Климановой Е.А. за соблюдением требований пожарной безопасности в подвальном помещении жилого дома общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. *** д. *** проводилась с 01 марта по 02 марта 2011 года. Указанное подвальное помещение площадью *** кв.м является собственностью Климановой Е.А., состоит из четырех помещений и общего коридора. В подвальном помещении находятся оборудование для нарезания пленки, являющейся горючим материалом, для натяжных потолков, что создает повышенную опасность для жильцов дома, проживающих на вышележащих этажах. Полагает, что деятельность ИП Климановой Е.А. необходимо приостановить, поскольку выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей. Выявленные в ходе проверки нарушения непосредственно влияют на процесс эвакуации людей из подвального помещения в случае возникновения открытого пламени горения или задымления помещения. На момент проверки все нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении имели место. В судебном заседании был допрошен эксперт С., который пояснил, что при производстве судебной пожаро- технической экспертизы он пришел к выводу, что деятельность по нарезке пленки относится к производственной деятельности, поскольку имеет все ее признаки. Пленка до нарезки является однородным материалом, а при нарезании происходит разделение молекул и частиц, т.е. физико-химические процессы. Пленка, которая находилась в подвальном помещении д.***по ул.*** является горючим материалом. Кроме того, при проверки пожарной безопасности подвального помещения площадью *** кв.м в доме *** по ул.*** инспектором было обнаружено сырье, установлено, что налажена линия по нарезке пленки, что в комплексе свидетельствует, что деятельность по нарезке пленки, осуществляемая в подвальном помещении, принадлежащем на праве собственности ИП Климановой Е.А. является производственной. Свидетель М., управляющая ТСЖ «***» суду пояснила, что часть подвального помещения площадью *** кв.м принадлежит ИП Климановой Е.А, вторая часть площадью *** кв.м принадлежит Б.. Также в подвальном помещении располагается тепловой узел и помещение ТСЖ. О том какую деятельность осуществляет в подвальном помещении ИП Климанова Е.А. руководство ТСЖ узнало от жильцов дома. По решению общего собрания ТСЖ руководство обратилось в пожарный надзор, поскольку имеются опасения, что деятельность Климановой Е.А. может угрожать пожарной безопасности. В той части подвального помещения, которая принадлежит на праве собственности ИП Кимановой Е.А. находится общее имущество ТСЖ- коммуникации (трубы водоснабжения, электропроводка). Соединительная коробка относится к имуществу ТСЖ и собственностью Климановой Е.А. не является. 02 апреля 2011 года электрик ТСЖ опечатал соединительную коробку, находящуюся в помещении Климановой Е.А. Исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав Климанову Е.А., ее защитника, свидетелей, эксперта, судья считает, что вина индивидуального предпринимателя Климановой Е.А. в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании. Из копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя следует, что в реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации Климановой Е.А. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.75). Из копии свидетельства на л.д. 76 следует, что Климанова Е.А. поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного УФРС по АО и НАО, в собственности Климановой Е.А. находится нежилое помещение (назначение: нежилое, общая площадь *** кв. м., этаж подвал) по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. *** (л.д. 74). В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток. Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Из протокола об административном правонарушении следует, что в ходе внеплановой выездной проверки с целью соблюдения требований пожарной безопасности в подвальном помещении жилого дома общей площадью 112 кв.м., расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. **** на основании распоряжения главного государственного инспектора Соломбальского, Маймаксанского, Северного округов г.Архангельска по пожарному надзору № 36 от 21.02.2011 были выявлены нарушения, изложенные выше. Нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.03.2011 (л.д.11-15), фототаблицей к протоколу осмотра (16-27). В ходе проверки установлено, что ИП Климанова Е.А. нарушила требования пожарной безопасности, такие как Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (ППБ 01-03) и другие нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, которые применяются наряду с ППБ 01-03 и которыми также следует руководствоваться. ИП Климановой Е.А. были нарушены: 1. Пункт 4.10 СНиП 31-01-2003, согласно которому в цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроено-простроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека; не допускается размещать производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пунктов выдачи работы на дом, мастерских для сборочных и декоративных работ). Пункт 4.11 СНиП 31-01-2003, согласно которому в цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, взрывчатых веществ, горючих материалов. 2. Пункт 52 ППБ 01-03, из которого следует, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. 3. Пункт 5.1 СНиП 23-05-95, согласно которому помещение с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения, которые определены соответствующими главами СНиП на проектирование зданий и сооружений, нормативными документами по строительному проектированию зданий и сооружений отдельных отраслей промышленности, утвержденными в установленном порядке, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных и цокольных этажах зданий и сооружений. Пункт 7.3 СНиП 23-05-95, согласно которому рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, необходимо раздельное управление освещением таких зон. При необходимости часть светильников рабочего или аварийного освещения может использоваться для дежурного освещения. Нормируемые характеристики освещения в помещениях и снаружи зданий могут обеспечиваться как светильниками рабочего освещения, так и совместным действием с ними светильников освещения безопасности и (или) эвакуационного освещения. 4. Пункт 6.16 СНиП 21-1-97 который указывает, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений при числе эвакуирующихся более 15 чел. 5. Пункт 201 ППБ 01-03, который предусматривает, что через склады и производственные помещения не должны прокладываться транзитные электросети, а также трубопроводы для транспортирования ГГ, ЛВЖ, ГЖ и горючих пылей. 6. Пункт 8.2 СНиП 41-01-2003, согласно которому системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать: а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического); б) из коридоров (туннелей) подвальных и цокольных этажей без естественного освещения их световыми проемами в наружных ограждениях (далее - без естественного освещения) жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры из помещений, предназначенных для постоянного пребывания людей (независимо от количества людей в этих помещениях); в) из коридоров длиной более 15 м. без естественного освещения для производственных и складских зданий категорий А, Б, В1-В2 с числом этажей два и более, а также для производственных зданий категории ВЗ, общественных и многофункциональных зданий с числом этажей шесть и более; г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; д) из коридоров без естественного освещения жилых зданий, в которых расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или до выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки типа Н1, более 12м; е) из атриумов зданий высотой более 28 м, а также из атриумов высотой более 15 м. и пассажей с дверными проемами или балконами, выходящими в пространство атриумов и пассажей; ж) из лестничных клеток типа Л2 с открываемыми автоматически при пожаре фонарями зданий стационаров лечебных учреждений; з) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения или с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах (на уровне 2,2 м и выше от пола до низа фрамуг) и проемов в фонарях (в обоих случаях площадью, достаточной для удаления дыма при пожаре), если помещения отнесены к категориям А, Б, В1-В3, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости; и) из каждого помещения без естественного освещения: - общественного, предназначенного для массового пребывания людей; - площадью 50 кв.м. и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; - торговых залов; - гардеробных площадью 200 кв.м. и более. Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 кв.м.: производственных категорий В1-ВЗ или предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов. 7. Пункт 27 ППБ 01-03, согласно которому территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать». Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Пункт 51 ППБ 01-03 из которого следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Пункт 4 ГОСТ Р 12.4.026-2001, согласно которому сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку следует применять для привлечения внимания людей, находящихся на производственных, общественных объектах и в иных местах, к опасности, опасной ситуации, предостережения в целях избежания опасности, сообщения о возможном исходе в случае пренебрежения опасностью, предписания или требования определенных действий, а также для сообщения необходимой информации. Работодатель или администрация организации должны с учетом требований настоящего стандарта: - определять виды и места опасности на производственных, общественных объектах и в иных местах исходя из условий обеспечения безопасности; - обозначать виды опасности, опасные места и возможные опасные ситуации сигнальными цветами, знаками безопасности и сигнальной разметкой; - проводить выбор соответствующих знаков безопасности (при необходимости подбирать текст поясняющих надписей на знаках безопасности); - определять размеры, виды и исполнения, степень защиты и места размещения (установки) знаков безопасности и сигнальной разметки; - обозначать с помощью знаков безопасности места размещения средств личной безопасности и средств, способствующих сокращению возможного материального ущерба в случаях возникновения пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций. Пункт 4 ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласно которому для потенциально опасных объектов в зависимости от конкретных условий разрабатываются и применяются фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС) или используются отдельные элементы фотолюминесцентные эвакуационные системы, такие как знаки безопасности, символы ИМО, планы эвакуации, разметку контура дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальную разметку для обозначения опасных мест. В местах размещения ФЭС должно быть предусмотрено общее искусственное или естественное освещение, соответствующее требованиям п. 6.1 ГОСТ. Проектирование ФЭС должно предусматривать обозначение (визуализацию) элементами ФЭС: - путей эвакуации; - эвакуационных дверей (аварийных выходов); - опасных мест, расположенных вдоль путей эвакуации; - мест размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты и т.п. Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.7 настоящего стандарта. Согласно выводов представленного заключения эксперта № 15-11АД деятельность ИП Климановой Е.А. по нарезке пленки относится к производственной деятельности, каждое из выявленных нарушений влияет на создание угрозы возникновения пожара и создание угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в подвальном этаже и в здании жилого дома, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.***, д. *** в целом (л.д. 42-58).Не доверять указанному заключению у суда оснований нет. То обстоятельство, что деятельность по нарезке пленки является производственной, подтвердил в судебном заседании эксперт С. В силу ч.1 ст.1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Суд считает, что не установлена вина ИП Климановой Е.А. в том, что в помещении № 3 в соединительной коробке допускается соединение электрических проводов электроснабжения при помощи скруток, без последующей опрессовки, пайки или специальных зажимов, по следующим основаниям: В силу ч.1 ст.290 ГК РФ электрическое оборудование, находящееся за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, является общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме. Как установлено в судебном заседании, электрические провода, ведущие к соединительной коробке, относятся к общему имуществу жилого дома № *** по ул.***, поскольку являются электрооборудованием, обслуживающим весь дом, что также подтвердила в судебном заседании свидетель М., управляющая ТСЖ и подтверждается копией рабочего проекта электроснабжения жилого дома по ул.*** № ***. Соответственно, ИП Климанова Е.А. не является ответственным лицом за данное оборудование, несмотря на то, что соединительная коробка находится в подвальном помещении, принадлежащем ей на праве собственности. Действия индивидуального предпринимателя Климановой Е.А. выразившиеся в нарушении требований пожарной безопасности, судья квалифицирует по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП Климановой Е.А. судьей не установлено. Обстоятельством отягчающим административную ответственность Климановой Е.А. суд признал повторное совершение однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, поскольку по сведениям, имеющимся в деле Климанова Е.А. привлекалась 31 мая 2010 года к административной ответственности в виде предупреждения за нарушение требований пожарной безопасности. За совершенное правонарушение ИП Климанова Е.А. подлежит административному наказанию, при назначении которого судья учитывает характер совершенного правонарушения, создавшего существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей. Поскольку здание эксплуатируется как жилое, где проживает большое количество людей, возникновение возгорания в здании может привести к гибели и причинению вреда здоровью граждан. Выявленные нарушения в настоящее время не устранены. Учитывая, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности требуют значительного времени для их устранения, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации подвального помещения жилого дома общей площадью 112 кв. м, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. *** как производственного участка на срок 45 суток. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9 и п.1 ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Индивидуального предпринимателя Климанову Е.А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации подвального помещения общей площадью *** кв.м как производственного участка в жилом доме по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. *** на срок 45 суток. Направить постановление для немедленного исполнения в Службу судебных приставов Архангельской области. Начало срока приостановления деятельности исчислять с 01 апреля 2011 года с момента временного запрета деятельности. В целях исполнении постановления прекратить деятельность по эксплуатации подвального помещения как производственного участка общей площадью *** кв. м в жилом доме по адресу: г.Архангельск, ул. ***, д. *** за исключением деятельности, необходимой для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Разъяснить ИП Климановой Е.А., что в соответствии частью 3 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания. Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
пр. Никольский, д. 46 06 апреля 2011 года
Судья О.Г. Кривуля