Дело № 12-24/2012 21 февраля 2012 года г. Архангельск РЕШЕНИЕ по делу об административном правонарушении Судья Соломбальского районного суда г.Архангельска Кривуля Ольга Геннадьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по жалобе Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского округа города Архангельска от 13 января 2012 года, которым производство по делу в отношении Коллегии адвокатов Соломбальского района г.Архангельска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ прекращено, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского округа города Архангельска от 13 января 2012 года производство по делу в отношении Коллегии адвокатов Соломбальского района г.Архангельска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Не согласившись с данным постановлением, Управление Роскомнадзора по АО и НАО обжаловало его в районный суд, указав в обоснование своей жалобы, что Коллегия адвокатов Соломбальского района г.Архангельска не представила в государственный орган информацию (мотивированный ответ об осуществлении обработки персональных данных без соответствующего уведомления), представление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в действиях Коллегии адвокатов содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Просит постановление по делу отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. В судебном заседании представители Управления Роскомнадзора по АО и НАО Д. и Ч. доводы жалобы поддержали, просят суд постановление мирового судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. Защитник Коллегии адвокатов Соломбальского района г.Архангельска Ш. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснила что коллегия адвокатов не является оператором, не осуществляет обработку персональных данных. Выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы административного производства, нахожу доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, поскольку они опровергаются следующими доказательствами по делу. Согласно с. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса. Как усматривается из материалов дела 12 сентября 2011 года Управлением Роскомнадзора по АО и НАО в адрес Коллегии адвокатов Соломбальского района г.Архангельска (далее - Коллегия адвокатов) направлен запрос, согласно которому указанной организации предлагалось на основании Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» представить в Управление Роскомнадзора по АО и НАО Уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных либо письменный мотивированный ответ об осуществлении обработки персональных данных без соответствующего уведомления в течение тридцати дней с даты получения данного запроса (л.д. 6). Указанный запрос получен Коллегией адвокатов 14 сентября 2011 года (л.д. 7). По факту непредставления Уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных либо письменного мотивированного ответа об осуществлении обработки персональных данных без соответствующего уведомления 22 ноября 2011 года государственным инспектором Управления Роскомнадзора по АО и НАО в отношении юридического лица - Коллегии адвокатов составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ (л.д.4-5). Согласно ст. 1 ФЗ от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных» настоящий закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О персональных данных» оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя. В случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 8 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий тридцати дней со дня обращения субъекта персональных данных или его представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя. В соответствии с положениями ст. 3 ФЗ «О персональных данных»: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Из содержания и смысла приведенной нормы закона в ее системной взаимосвязи с другими положениями Закона, регулирующими весь комплекс прав и обязанностей оператора, следует, что оператором является физическое или юридическое лицо, которое выполняет определенные действия (операции) с персональными данными: их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение в определенных целях. Таким образом, обработка персональных данных должна осуществляться таким юридическим или физическим лицом в соответствии с предметом и целями деятельности этого лица. В соответствии с ч. 9 ст. 22 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Согласно ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов (ч. 15 ст. 22 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом, на оказание юридической помощи самому доверителю или назначаемому им лицу. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя (п. 5 ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Юридическое лицо - Коллегия адвокатов было создано для осуществления своей деятельности в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому цели и содержание адвокатской деятельности не предполагает каких-либо действия (операций) с персональными данными лиц, обратившихся за юридической помощью. Следует также отметить, что принятие ФЗ «О персональных данных» было обусловлено обязательствами Российской Федерации по ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, пункт «d» которой определяет «контролера файлов», как орган, который вправе решать, какова должна быть цель обработки персональных данных, как они должны храниться и какие над ними должны проводиться операции. Очевидно, что ни сам адвокат, ни адвокатское образование, в рамках которого адвокат осуществляет свою деятельность, не являются лицами, самостоятельно «определяющими цели и содержание обработки персональных данных», как это указано в пп. 2 ст. 3 ФЗ «О персональных данных», поскольку деятельность адвокатов определяется исключительно интересами и целями доверителей. С учетом изложенных обстоятельств адвокатское образование - Коллегия адвокатов не является оператором в смысле ст. 3 ФЗ «О персональных данных». Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу, что Коллегия адвокатов не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ, а потому на нее не может быть возложена обязанность по представлению Уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных либо письменного мотивированного ответа об осуществлении обработки персональных данных без соответствующего уведомления. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден. Доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, поэтому отсутствует необходимость их повторного приведения в данном решении. Нарушения норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено, и правовых оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется. Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского округа г.Архангельска от 13 января 2012 года, которым производство по делу в отношении Коллегии адвокатов Соломбальского района г.Архангельска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ прекращено - оставить без изменения, а жалобу Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения. Судья О.Г. Кривуля