апелляционное решение о взыскании денежных средств по оплате жилья



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Солнечногорск Московской обл.

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кирсанова А.В.,

при секретаре Буренок В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РФ на решение мирового судьи судебного участка № 244 Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Парфиненко И.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой,-

установил:

Парфиненко И.Н. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерства финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с льготой, сообщив, что она работает в должности медицинской сестры в ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», который является ведомственным и расположен в сельской местности, в связи с чем просит взыскать с ответчиков расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в размере <данные изъяты>. Кроме того, просила взыскать с ответчиков расходы по оплаченной государственной пошлине в размере <данные изъяты>

Иск Парфиненко И.Н. удовлетворен частично и в ее пользу за счет казны Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы расходы по оплате жилищно- коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, в связи с льготой в размере <данные изъяты>.

В иске Парфиненко И.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой отказать за отсутствием оснований к удовлетворению.

Не согласившись с решением мирового судьи, представитель Министерства финансов РФ подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и вынести новое решении, взыскав расходы по оплате жилищно- коммунальных услуг с Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств и представителя казны Российской Федерации.

Представитель Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Парфиненко И.Н. в судебное заседание не явилась будучи извещенная надлежащим образом направила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Представитель Министерства обороны РФ и ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» по доверенности- Пафифова С.Х., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие и представила отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение мирового судьи без изменения.

Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу и представленный на нее отзыв, суд апелляционной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362- 364 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:

1)неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2)недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3)несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4)нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 214 ГК РФ казна Российской Федерации- это средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Актом, определяющим статус Министерства финансов РФ, является Положение о Министерстве финансов РФ, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329. Согласно Положению- Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга и т.д.

Согласно данному Положению, Министерство финансов РФ является самостоятельным юридическим лицом и отвечает в суде только по своим обязательствам и как следствие не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.

Актом, определяющим статус Министерства обороны РФ, является Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082. Согласно Положению- Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно данному Положению, Министерство обороны РФ, в том числе, осуществляет следующие полномочия:

-реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

-организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил;

-разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений;

-осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

Министерство обороны РФ возглавляет Министр обороны РФ, который является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерство обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является орган, наделенный полномочием представлять казну Российской Федерации в суде. В данном случае таким органом является Министерство обороны РФ, так как Министр обороны РФ- главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.

Судом установлено, что Парфиненко И.Н., работающая с 03 августа 1992 года в должности <данные изъяты> в ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», расположенного в сельской местности, до декабря 2004 года пользовалась на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, реализация которого обеспечивалась ФГУ «Солнечногорским военным санаторием ВМФ» в порядке и по нормам, предусмотренным для аналогичной категории работников соответствующих гражданских учреждений, за счет средств федерального бюджета, выделявшихся на эти цели Министерству обороны РФ. В дальнейшем предоставление ей жилищно- коммунальных льгот было прекращено со ссылкой на то, что ни Федеральный закон от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ, ни вступивший в силу с 1 января 2005 года Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не предусматривают возможность установления для медицинских работников санаториев Министерства обороны РФ мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. С 1 января 2005 года статья 63 Основ была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Передача федеральным законодателем Правительству Российской Федерации полномочий по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинским работникам лишь федеральных специализированных организаций здравоохранения, лишила медицинских работников санатория Министерства обороны РФ (в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения) возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а для лиц, пользовавшихся до 1 января 2005 года жилищно-коммунальными льготами на основании части второй той же статьи в прежней редакции, фактически повлекла утрату права на них без какой- либо компенсации, что противоречит ст.ст. 19, 55 Конституции РФ, а также смыслу ч.1 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, в соответствии с которой изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно- коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и обязал федерального законодателя урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления возложил на Российскую Федерацию обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто пользовался этими льготами до указанной даты.

Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности, работают в военных санаториях Министерства обороны РФ и оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера.

Судом установлено, что Парфиненко И.Н. в указанный период работала <данные изъяты>, зарегистрирована и проживает в сельской местности, квартплату и коммунальные услуги оплачивает полностью. Следовательно, расходы Парфиненко И.Н., понесенные по оплате жилья и коммунальных услуг, должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.

За период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года расходы Парфиненко И.Н. по оплате жилья и коммунальных услуг составили денежную сумму в размере <данные изъяты>, подтвержденную представленным расчетом, не доверять которому у суда оснований не имеется.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199; 328; 329 ГПК РФ, суд,-

решил:

Решение мирового судьи судебного участка № 244 Солнечногорского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению Парфиненко И.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой- отменить.

Иск Парфиненко И.Н. к Министерству обороны РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой удовлетворить.

Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в пользу Парфиненко И.Н. расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, в связи с льготой в размере <данные изъяты>

В иске Парфиненко И.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой отказать за отсутствием оснований.

Решение апелляционной инстанции является окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья А.В. Кирсанов