АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Солнечногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кирсанова А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов РФ на решение мирового судьи судебного участка № Солнечногорского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой,-
установил:
ФИО1 обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерства финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с льготой, сообщив, что она работает в должности медицинской сестры в ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», который является ведомственным и расположен в сельской местности, в связи с чем просит взыскать с ответчиков расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 28091 рубля 41 копейки. Кроме того, просила взыскать с ответчиков расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 1042 рублей 74 копеек.
Иск ФИО1 удовлетворен частично и в ее пользу за счет казны Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взысканы расходы по оплате жилищно- коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с льготой в размере 28091 рубля 41 копейки.
В иске ФИО1 к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой отказать за отсутствием оснований к удовлетворению.
Не согласившись с решением мирового судьи, представитель Министерства финансов РФ подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и вынести новое решении, взыскав расходы по оплате жилищно- коммунальных услуг с Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств и представителя казны Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
ФИО1 в судебное заседание не явилась извещенная надлежащим образом. Представитель Министерства обороны РФ и ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» по доверенности- ФИО3, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие и представила отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение мирового судьи без изменения.
Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу и представленный на нее отзыв, суд апелляционной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи может быть отменено или изменено в апелляционном порядке по основаниям, предусмотренным статьями 362- 364 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1)неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2)недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3)несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4)нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 214 ГК РФ казна Российской Федерации- это средства федерального бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Актом, определяющим статус Министерства финансов РФ, является Положение о Министерстве финансов РФ, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Положению- Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга и т.д.
Согласно данному Положению, Министерство финансов РФ является самостоятельным юридическим лицом и отвечает в суде только по своим обязательствам и как следствие не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.
Актом, определяющим статус Министерства обороны РФ, является Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Указом президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Положению- Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно данному Положению, Министерство обороны РФ, в том числе, осуществляет следующие полномочия:
-реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
-организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил;
-разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений;
-осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Министерство обороны РФ возглавляет Министр обороны РФ, который является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерство обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является орган, наделенный полномочием представлять казну Российской Федерации в суде. В данном случае таким органом является Министерство обороны РФ, так как Министр обороны РФ- главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
Судом установлено, что ФИО1, работающая с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», расположенного в сельской местности, до декабря 2004 года пользовалась на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, реализация которого обеспечивалась ФГУ «Солнечногорским военным санаторием ВМФ» в порядке и по нормам, предусмотренным для аналогичной категории работников соответствующих гражданских учреждений, за счет средств федерального бюджета, выделявшихся на эти цели Министерству обороны РФ. В дальнейшем предоставление ей жилищно- коммунальных льгот было прекращено со ссылкой на то, что ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, ни вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не предусматривают возможность установления для медицинских работников санаториев Министерства обороны РФ мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ статья 63 Основ была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Передача федеральным законодателем Правительству Российской Федерации полномочий по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с ДД.ММ.ГГГГ мер социальной поддержки медицинским работникам лишь федеральных специализированных организаций здравоохранения, лишила медицинских работников санатория Министерства обороны РФ (в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения) возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а для лиц, пользовавшихся до ДД.ММ.ГГГГ жилищно-коммунальными льготами на основании части второй той же статьи в прежней редакции, фактически повлекла утрату права на них без какой- либо компенсации, что противоречит ст.ст. 19, 55 Конституции РФ, а также смыслу ч.1 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, в соответствии с которой изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное п. 50 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно- коммунальных льгот, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и обязал федерального законодателя урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления возложил на Российскую Федерацию обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто пользовался этими льготами до указанной даты.
Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности, работают в военных санаториях Министерства обороны РФ и оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера.
Судом установлено, что ФИО1 в указанный период работала медицинской сестрой, зарегистрирована и проживает в сельской местности, квартплату и коммунальные услуги оплачивает полностью. Следовательно, расходы ФИО1, понесенные по оплате жилья и коммунальных услуг, должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расходы ФИО1 по оплате жилья и коммунальных услуг составили денежную сумму в размере 28091 рубля 41 копейки, подтвержденную представленным расчетом, не доверять которому у суда оснований не имеется.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199; 328; 329 ГПК РФ, суд,-
решил:
Решение мирового судьи судебного участка № Солнечногорского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой- отменить.
Иск ФИО1 к Министерству обороны РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой удовлетворить.
Взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с льготой в размере 28091 (двадцати восьми тысяч девяносто одного) рубля 41 копейки.
В иске ФИО1 к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» и Министерству финансов РФ о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой отказать за отсутствием оснований.
Решение апелляционной инстанции является окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья А.В. Кирсанов