определение об отмене решения мирового судьи



дело №

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.,

при секретаре Лукине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение мирового судьи 244 судебного участка Солнечногорского судебного района Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Антипова В.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой,

установил:

Антипов В.Н. обратился к мировому судье с иском к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с льготой, ссылаясь на то, что он работает в должности заведующего отделением – врача клинической лабораторной диагностике в ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», который является ведомственным и расположен в сельской местности. В соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» она имела право на льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время расходы, которые ранее выплачивал Солнечногорский военный санаторий, он не получает в связи с чем просит взыскать с ответчиков расходы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в размере <данные изъяты>. <данные изъяты> коп.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации к мировому судье в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования не признал.

Представитель ответчиков ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» и Министерства обороны РФ в судебное заседание к мировому суде не явился, направил отзыв, в котором иск не признал, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Решением мирового судьи вышеуказанный иск к Министерству финансов РФ удовлетворен, в пользу истца за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ взысканы расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В удовлетворении иска к Министерству обороны РФ и ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» отказано.

От ответчика Министерство финансов РФ поступила апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене вышеуказанного решения мирового судьи и вынесении нового решения о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг с Министерства обороны РФ за счет средств казны РФ, как с главного распорядителя бюджетных средств и представителя казны РФ.

В судебное заседание истец Антипов В.Н., будучи уведомленный надлежащим образом, не явился.

Ответчик Министерство финансов РФ, будучи уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.

Представитель ответчиков ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» и Министерства обороны РФ в судебном заседании просил решение мирового судьи оставить без изменения, указав, что в соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление указанных истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. В соответствии с ч.4 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» федеральный законодатель передал Правительству РФ полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам лишь федеральных специализированных организаций здравоохранения. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ № 872 от 29 декабря 2004 г. «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля». Учреждения Министерства обороны РФ, в том числе ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», в этот перечень не вошли. Таким образом, вопрос по возмещению учреждениям Минобороны РФ расходов, в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, Правительством РФ до настоящего времени не определен. Средства на эти цели из федерального бюджета ни Министерству обороны РФ, ни ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» не выделяются. В связи с тем, что решениями Конституционного Суда РФ до урегулирования данного вопроса, обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот вышеуказанной категории граждан лежит на Российской Федерации, указанные выплаты должны производится за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.

Изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, выслушав доводы явившихся лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Статьями 2 и 6 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Положения указанных в статьях 2 и 3 настоящего Федерального закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Антипов В.Н., работающий в должности заведующего отделением – врача клинической лабораторной диагностике санатория, расположенного в сельской местности, до декабря 2004 года пользовался на основании ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, реализация которого обеспечивалась ФГУ «Солнечногорским военным санаторием ВМФ» в порядке и по нормам, предусмотренным для аналогичной категории работников соответствующих гражданских учреждений, за счет средств федерального бюджета, выделявшихся на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. В дальнейшем предоставление ему жилищно-коммунальных льгот было прекращено со ссылкой на то, что ни Федеральный закон от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, ни вступивший в силу с 1 января 2005 года Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предусматривают возможность установления с указанной даты для медицинских работников санаториев Министерства обороны Российской Федерации мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. С 01 января 2005 г. статья 63 Основ была дополнена частью четвертой, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Передача федеральным законодателем Правительству Российской Федерации полномочий по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинским работникам лишь федеральных специализированных организаций здравоохранения, лишила медицинских работников санатория Министерства обороны РФ (в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения) возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а для лиц, пользовавшихся до 1 января 2005 года жилищно-коммунальными льготами на основании части второй той же статьи в прежней редакции, фактически повлекла утрату права на них без какой-либо компенсации, что противоречит ст.ст. 19, 55 Конституции РФ, а также смыслу ч.1 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, в соответствии с которой изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и обязал федерального законодателя урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления возложил на РФ обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто пользовался этими льготами до указанной даты.

Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст.160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами (ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ").

Истцом суду предоставлены документы, подтверждающие факт его работы в ФГУ «Солнечногорском военном санатории ВМФ» Министерства обороны РФ и факт его проживания в сельской местности (посёлке), сведения о размере занимаемой квартиры, а так же предоставлены квитанции и документы, подтверждающие размер и факт произведённой оплаты за потреблённые услуги по отоплению и содержанию жилья за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Поскольку порядок предоставления мер социальной поддержки не урегулирован, а до его установления обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для данной категории граждан, к которой относится истец, возложена на Российскую Федерацию, учитывая, что истец понес убытки по оплате жилищно-коммунальных услуг на вышеуказанную сумму, причиненные истцу убытки, в соответствии со ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ должны быть возмещены ему за счет казны РФ, что верно установлено мировым судьей.

При этом, мировой судья без достаточных оснований возложил обязанность по возмещению расходов истца по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет казны РФ на Министерство финансов РФ.

Согласно ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из Положения о Министерстве финансов РФ, являющегося актом определяющим его статус, Минфин РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, который, как самостоятельное юридическое лицо, несет ответственность только по своим обязательствам, в связи, с чем не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.

Поскольку, при установленных выше обстоятельствах, Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком, соответственно принятое мировым судьей решение об удовлетворении иска к данному ответчику не может являться законным и подлежит отмене.

По делу установлено, что учредителем ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» является Министерство обороны РФ; имущество военного санатория является собственностью Министерства обороны РФ; военный санаторий является самостоятельной хозяйствующей организацией и осуществляет свою деятельность на принципах бюджетного финансирования, фондодержателем средств является Министерство обороны РФ. ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» финансируется за счёт средств Министерства обороны РФ, использует бюджетные средства только в соответствии со сметой, утверждённой распорядителем бюджетных средств (Министерством обороны РФ), следовательно, он не может являться надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку ему не выделялись учредителем средства на эти цели.

Вместе с тем, как следует из Положения о Министерстве обороны РФ, являющегося актом определяющим его статус, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п.п. 31, 32 Положения о Министерстве обороны РФ Министр обороны РФ являете главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

В соответствии п.п. 43, 45, 61, 68 Положения - Минобороны России осуществляет следующие полномочия: реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; разрабатывает и осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений; осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

Согласно п.12.1 ст.158 БК РФ - главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образовав субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).

При таких обстоятельствах суд второй инстанции приходит к выводу, что компенсационные выплаты за жилищно-коммунальные услуги за указанный в исковом заявлении период должны быть взысканы с Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации, в связи с чем заявленный иск к Министерству обороны РФ подлежит удовлетворению в полном объеме, а в иске к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ» и Министерству финансов РФ следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 327, 328, 330 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить.

Решение мирового судьи 244 судебного участка Солнечногорского судебного района от <данные изъяты> года по иску Антипова В.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству обороны РФ, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в связи с льготой отменить и вынести новое решение суда согласно которого взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу Антипова В.Н. расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Иск Антипова В.Н. к ФГУ «Солнечногорский военный санаторий ВМФ», Министерству финансов РФ оставить без удовлетворения.

Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: И.И.Гордеев