решение об оспаривании отказа о предоставлении мер социальной поддержки



Копия Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева И.И.,

при секретаре Лукине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Ю.В. к Министерству Социальной защиты населения Московской области об оспаривании отказа о предоставлении мер социальной поддержки, -

установил:

Полякова Ю.В. обратилась в суд с иском: «признать незаконным требования Солнечногорского управления социальной защиты населения в предоставлении справок о доходе родителей и обязать выплатить единовременное пособие на рождение третьего ребенка в сумме <данные изъяты> рублей».

В обосновании иска Полякова Ю.В. указала, что она обратилась в Солнечногорское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате ей единовременного пособия при рождении третьего ребенка в сумме <данные изъяты> рублей, однако, должностные лица Управления от нее потребовали предоставить сведения о доходах ее семьи.

В судебном заседании истец Полякова Ю.В. требования поддержала, пояснив их по существу.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Московской области, в судебном заседании иск не признала, указав, что на дату в соответствии с Законом Московской области «О мерах социальной защиты семьи и детей в Московской области» от 08.12.2009 года №150/2009-03 и Постановлением Правительства Московской области от 16.12.2008 №1118/49 «О назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия детям-инвалидам» с 01.01.2010 года право на получение единовременного пособия при рождении ребенка имеют семьи со среднедушевым доходом, размер которого не должен превышать величину прожиточного минимума. В связи с тем, что обращение Поляковой Ю.В. по поводу вышеуказанной выплаты имело место 23.04.2010 года, для получения пособия она была обязана представить сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, о чем ей было сообщено, однако указанной справки истец так и не представила.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Полякова Ю.В. родила третьего ребенка - сына ФИО1. Истица вместе с ребенком проживают по адресу: <адрес>

Как следует из материалов дела и отзыва ответчика Полякова Ю.В. обратилась в отдел по делам семьи, женщин и детей Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о выплате ей единовременного пособия при рождении ребенка ДД.ММ.ГГГГ

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью руководителя Управления, Поляковой Ю.В. предложено предоставить сведения о доходах ее семьи за три месяца, предшествовавших месяцу обращения. Их предоставление поставлено условием предоставления испрашиваемого пособия со ссылкой на изменения в Законе МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», определившие производность получения социального пособия от размера дохода семьи.

Законом МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Законом определено, что социальное пособие- денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области и в порядке, определяемом Правительством МО.

Статьей 6 Закона в редакции до 31 декабря 2009 года установлено право на единовременное пособие при рождении третьего ребенка одному из родителей в сумме 30.000 рублей.

Постановление Правительства Московской области от 6 марта 2006 г. N 153/8 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий, в т.ч. порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка.

Так, для назначения единовременного пособия при рождении ребенка в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства родителя представляются следующие документы:

- заявление родителя о назначении единовременного пособия, с указанием способа получения средств;

- документ, удостоверяющий личность родителя (усыновителя);

- свидетельство о рождении имеющихся детей, в том числе ребенка, в связи с рождением которого назначается единовременное пособие;

- справка соответствующего территориального структурного подразделения о неполучении другим родителем единовременного пособия в случае, если он проживает в другом муниципальном образовании Московской области.

Руководитель территориального структурного подразделения или уполномоченное им должностное лицо в течение 10 дней с даты представления документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, принимает решение о назначении единовременного пособия.

Единовременное пособие назначается родителю (усыновителю) в размере, установленном законодательством Московской области, на дату рождения ребенка.

Законом МО от 26 ноября 2009 года в статью 6 Закона МО «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» внесены дополнения по условиям предоставления пособия: семьям «… со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Московской области».

Однако, указания на применение данных дополнений к правоотношениям, возникшим до введение его в действие с 01 января 2010 года, не имеется.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право на получение пособия возникло у истицы в ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением в семье третьего ребенка. На период до 1 января 2010 года указанный выше Закон Московской области не связывал право на получение указанных мер социальной поддержки с представлением сведений о среднедушевом доходе семьи, а также с условием о том, что размер среднедушевого дохода не должен превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области. Истец в установленный статьей 11 Закона Московской области «О мерах социальной защиты семьи и детей в Московской области» шестимесячный срок обратился с заявлением о реализации своего права на получение пособия, а соответственно семье истца должно быть обеспечено право на его получение.

В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с преамбулой Закона Московской области «О мерах социальной защиты семьи и детей в Московской области» настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Согласно статьи 3 данный Закон устанавливает право на получение единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм, суд приходит к выводу, что право на получение пособия связано исключительно с фактом рождения ребенка на соответствующую дату, а не с датой обращения гражданина за назначением пособия, в связи, с чем доводы представителя ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям в силу ст. 4 ГК РФ положений ст.6 указанного выше закона Московской области в редакции, вступившей в силу с 1 января 2010 года не могут быть приняты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что дополнительно установленное условие предоставления единовременного социального пособия при рождении ребенка, родившегося до ДД.ММ.ГГГГ, не применимо. Требование должностными лицами ответчика от истицы справок со сведениями о доходах членов ее семьи, не законно. Отказ в выплате единовременного пособие при рождении третьего ребенка в сумме <данные изъяты>, без предоставления справок со сведениями о доходах членов ее семьи, нарушает конституционные принципы равенства и право на социальное обеспечение, нарушает права истицы, подлежащие восстановления путем понуждения ответчика к выплате полагающегося ей социального пособия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, -

решил:

Иск Поляковой Ю.В. удовлетворить.

Признать незаконным требование должностных лиц Солнечногорского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области предоставления истицей сведений о доходах ее семьи для получения единовременного пособия при рождении ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка и обязать выплатить ей единовременное пособие при рождении третьего ребенка в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в течении 10 дней.

Судья: <данные изъяты><данные изъяты> И.И.Гордеев