о признании нуждающимся в представлении ж/помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнечный 24 августа 2010г.

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Трубецкого А.В.,

при секретаре Пеньковой Т.М.,

с участием представителя государственного органа опеки и попечительства Теплоуховой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самар Александра Андреевича к Администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании нуждающимся в жилом помещении, восстановлении в списке граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании распоряжения Министерства ЖКХ Хабаровского края от 02.02.2010г. № 20-р «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным,

У с т а н о в и л:

Самар А.А. обратился в суд с иском к ответчикам Администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании нуждающимся в жилом помещении, восстановлении в списке граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании распоряжения министра Министерства ЖКХ Хабаровского края от 02.02.2010г. № 20-р «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным.

В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Самар Т.Б. являясь инвалидом и находясь на длительном лечен7ии 11.05.1995 года умерла, отце был назван при его регистрации со слов матери, он был в 1994 году помещен на воспитание в МОУ «Детский дом для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 1 г.п. «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района. С 07.02.1994 года распоряжением главы Харпичанского сельского поселения за ним …, однако пока он находился в детском доме, данная квартира с жилым домом пришла в негодность и разрушилась, дом был снесен. Распоряжением главы Харпичанского сельского поселения от 27.05.2002г. № 51-р он до достижением 18 лет был поставлен в очередь на внеочередное получение жилья, как ребенок, имеющий статус сироты.

После выпуска из детского дома в 2003 году, окончания ПУ-34 в 2004 году, прохождения службы в рядах Российской армии в 2006-2007 годах, он жилого помещения по договору социального найма не получил. В 2009 году он подготовил пакет документов в Министерство ЖКХ Хабаровского края по вопросу постановки его в очереди на внеочередное получение жилья государственного жилищного фонда, однако распоряжением Министерства ЖКХ Хабаровского края от 02.02.2010 года № 20-р ему было отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине достижения возраста 23 года, утрата статуса лица, из числа детей сирот, а так же в связи с тем, что за ним закреплено жилое помещение в……Считает, что нарушены его права на обеспечение его жилым помещением.

Истец Самар А.А.. в судебном заседании исковые требования поддержал и показал, что он находился в детском доме п. Солнечный на полном государственном обеспечении, в 2003 году его фактически выселили из детского дома, он в 2004 году окончил…, жил у знакомых, потом его призвали.., он отслужил 2 года и вернулся в… в 2007 году, собрал документы, обратился в администрацию район6а и пос. Солнечный с вопрос предоставления жилья. В 2007 году администрацией… ему была выделена комната в общежитии по…., по данному адресу он получил регистрацию, и стал делать ремонт, поставил дверь, замки, но обнаружил, что в комнату заселился другой человек, который сообщил, что он выселен судом, что подтвердил комендант общежития, и представитель поселковой администрации. Ему вновь предложили собирать документы. С участием органа опеки и попечительства он подготовил документы для постановки в очередь в Министерство ЖКХ Хабаровского края, но решением от 02.02.2010г. ему было отказано в постановке в очередь на получение жилья. Дом … разрушен и снесен, ему в… предлагали другое жилое помещение, однако он осмотрел его и оно было непригодно для проживания, документов об этом у него нет. Сейчас он создал семью, имеет ребенка, снимает жилье в п. Солнечный, работает, просит суд удовлетворить его требования.

Представитель ответчика администрации Харпичанского сельского поселения глава администрации Данько М.В. в судебном заседании исковые требования фактически признала и суду пояснила, что распоряжением главы сельского поселения… Самар А.А. поставлен в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма как ребенок сирота, поскольку ранее закрепленное за ним жилое помещение по … разрушено и не существует. 29.05.2007г. протоколом заседания жилищной комиссии … Самар А.А. выделено жилое помещение по…, однако, так как жилой фонд в… имеет 70% износа, то Самар А.А. отказался от заселения выделенного жилого помещения ив данное жилое помещение была заселена другая семья, но отказ Самар А.А. письменно не зафиксирован. 15.01.2009г. решением жилищной комиссии… Самар А.А. оставлен в очереди на получение жилья по договору социального найма, состоит первым в списке нуждающихся в получении жилого помещения. Министерство ЖКХ Хабаровского края администрацию сельского поселения.. об обеспеченности Самар А.А. жилым помещением не запрашивало, администрация поселения, сведения в Министерство ЖКХ Хабаровского края сведений не направляло. По запросу органа опеки и попечительства в 2010 году администрация поселения подтвердило факт разрушения жилого помещения по…., ранее закрепленного за Самар А.А. Считает, что Самар А.А. подлежит постановке в очередь в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. При принятии решения от 02.02.2010 года, Министерство ЖКХ Хабаровского края, сведениями о нуждаемости Самар А.А. в жилом помещении не располагало.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суд не известил и не просил об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетель Чипизубов С.И. как представитель администрации городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» в судебном заседании суду пояснила, что Самар А.А. 20.11.2006г. обратился в администрацию поселения «о предоставлении ему жилого помещения», и ему 29.11.2006г. было предоставлена комната в общежитии по… на основании договора найма специализированного жилого помещения, так как здание и жилые помещения в нем относились к общежитию. Это закреплено в распоряжении от 30.11.2006г. № 558. Самар А.А. в общежитии не проживал, помещение было выделено иному лицу и по иску нового жильца суд Солнечного района 26.01.2010 года признал Самар утратившим право пользования данным жилым помещением. 12.10.2009г. Самар А.А. обращался в администрацию поселения с вопросом о вселении в выделенное ему помещение другого жильца, и ему рекомендовали подготовить документы для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно заключения специалиста отдела опеки и попечительства Солнечного муниципального района Теплоуховой Л.Г., Самар А.А. с 2002 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, как ребенок оставшийся без попечения родителей. В 2006 году обязанности по реализации прав детей сирот в области жилищных правоотношений, возложены на Министерство ЖКХ Хабаровского края. В 2007 года комиссии Солнечного района в целях реализации прав детей сирот, провела проверку сохранности, закрепленных за данными детьми жилых помещений, и в том числе в…, была дана рекомендация главе района признать разрушенное жилье негодным для проживания. Все сельские поселения, кроме…, представили необходимые документы на детей сирот в Министерство ЖКХ Хабаровского края для постановки их в очередь на получение жилья. Жилого помещения по …... фактически не существует, Самар признан нуждающимся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет, и в соответствии с законом, его необходимо поставить в очередь для получения жилого помещения по договору социального найма. Просит суд требования Самар А.А. удовлетворить.

По правилам ч.1 ст.56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Из паспорта … видно, что он выдан 13.06.2006 года ОВД Солнечного района Хабаровского края Самар Александру Андреевичу ….

01.12.2002 года Самар А.А. достиг совершеннолетнего возраста, в связи с чем может самостоятельно выступать в защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Из справки Отдела ЗАГСа …..

Согласно свидетельства о смерти ….

Из Распоряжения главы администрации Солнечного района от 28.02.1994 года № 52-р, следует, что Самар А.А. как ребенок оставшийся без попечения родителей, определен в государственное учреждение.

Из распоряжения главы Харпичанской сельской администрации от 07.02.1994г. № 5, следует, что в связи с направлением Самар Т.Б. на длительное лечение в туб диспансер и оформлением несовершеннолетнего Самар А.А. в детский дом, за Самар А.А. закреплено жилое помещение по ….

Из распоряжения главы Харпичанской сельской администрации от 27.05.2002г. № 51-р, следует, что ввиду необеспеченности сохранности жилья, закрепленного за несовершеннолетним Самар А.А. по адресу…, Самар А.А. поставлен в очередь на внеочередное получение жилья.

Из протокола № 1 от 15.01.2009г. Жилищной комиссии администрации Харпичананского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, и списка очередности на получение жилья по договорам социального найма, следует, что Самар А.А. признается нуждающимся в жилом помещении и состоит первым в очереди на получение жилого помещения в данном сельском поселении.

Из решения Солнечного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что исковые требования Тепляшина А.Ю, к Самар А.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением по адресу ….удовлетворены.

Жилищный Кодекс РФ введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку правоотношения сторон возникли до введения в действие нового жилищного кодекса РФ, следует руководствоваться Жилищным кодексом РСФСР.

В силу п.2 ч.1 ст.29 ЖК РФ, п.Б ч.7 ст. 2 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Как установлено в судебном заседании на момент постановки на учет Самар А.А., ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении и он являлся ребенком оставшимся без попечения родителей, а закрепленное за ним жилое помещения б пришло в негодность - разрушено.

На момент обращения Самар в Министерство ЖКХ <адрес> о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятия решения 02.202.2010г. Самар А.А. был признан нуждающимся в жилом помещении Жилищной комиссией Харпичанского сельского поселения, поставлен на учет для получения жилого помещения и не имел закрепленного за ним жилого помещения.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

По правилам ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия. Заявление о принятии на учет рассматривается в течение одного месяца со дня поступления, о принятом решение гражданам сообщается в письменной форме.

Аналогичные нормы содержатся в п.п.3.4-3.7 Правил учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений на территории <адрес>, утвержденных решением <адрес>вого Совета народных депутатов и <адрес>вого совета профсоюзов № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ), действующих на момент принятия на учет Самар А.А. ( 2002 год).

Таким образом, поскольку Самар А.А. с 1994 года относится к детям, оставшимся без попечения родителей, и на момент окончания службы в ВС РФ в 2007 году не был обеспечении жилым помещением, за ним не было закреплено жилое помещение, поскольку ранее закрепленное жилое помещение по…, пришло в негодность, то он имел право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, и правомерно был признан Администрацией Харпичанского сельского поселения нуждающимся, как в 22002 году, так и в 200 9году в жилом помещении.

Основанием для принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Самар А.А. послужило заявление Самар А.А. в Министерства ЖКХ <адрес>, о котором идет речь в ответе Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №.

Статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа", закреплено право детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, и после достижения ими возраста 23 лет, ранее поставленных на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, реализовать свое право на получение мер социальной поддержки в области обеспечения их жилищных прав, путем подачи заявления со всеми приложенными документами, в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края для постановки на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма.

Таковым органом в <адрес>, является Министерство ЖКХ <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Самар А.А. имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, и его права в области жилищных правоотношений должны быть реализованы Министерство ЖКХ <адрес>, то есть ответчиком по настоящему делу.

Отказ Министерства ЖКХ <адрес> в постановке Самар А.А. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, нарушает права Самар А.А. в области жилищных правоотношений, гарантированных ему законами РФ и субъекта РФ - <адрес>.

Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

Положения жилищного законодательства, вышеуказанных Правил свидетельствуют об обязанности должностных лиц надлежащим образом вести учет, проверять документы при постановке на учет, информировать о необходимости предоставления недостающих для учета документов.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма гарантировано государством и условием его предоставления является состояние на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно внесенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ изменениям в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>» в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ» жилые помещения государственного жилищного фонда края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в том числе вставшим на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах распоряжение Министерства Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» Самар А.А. подлежит признанию незаконным, как нарушающее гарантированное ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право Самар А.А. на получение вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда.

По правилам ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Следовательно, Самар А.А., имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилого помещения, необходимо принять на учет Министерством Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и состоящего в списке учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района <адрес> с момента первичного признания права и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку судом установлено, что Самар А.А. внесен в список граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма по Администрации Харпичанского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за номером 1, то требование Самар А.А. о восстановлении его в списке нуждающихся в жилом помещении, удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, исковые требования Самар А.А. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Самар Александра Андреевича к Администрации Харпичанского сельского поселения Солнечного муниципального района, Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>

- о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - удовлетворить полностью;.

- о восстановлении в списке граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,- отказать;

- о признании распоряжения Министерства ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным - удовлетворить полностью,

Признать Самар Александра Андреевича… нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать распоряжения Министерства Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» незаконным.

Министерству Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> принять на учет Самар Александра Андреевича, ….., относящегося к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Трубецкой