о взыскании недовыплаченной з/п, суд. расходов



Дело № 2-768/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2010 года п. Солнечный Хабаровского края

Солнечный районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Липатовой И.В.,

при секретаре Плотниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Солнечный ул. 29 гражданское дело по иску Горьковой Л. Ю. к МУЗ «Солнечная районная больница» об обязании ответчика производить оплату труда в выходные и праздничные дни и ночное время при повторном исчислении с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности, взыскании судебных расходов и расходов на проезд, понесенные в связи с явкой в суд,

Установил:

Горькова Л. Ю.обратилась в суд с иском к МУЗ «Солнечная районная больница» об обязании ответчика увеличить оклад и взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указала, что она работает в должности ХХХХ в Дукинской врачебной амбулатории с 2000 года. Согласно ст. 22 Закона РСФСР от 21.12.1990г. № 438-1 «О социальном развитии села» предусмотрены специалистам санитарной службы повышенные на 25% процентов оклады и тарифные ставки. Согласно ч.1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникли до 1.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии. Носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим ФЗ нормах, настоящий закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Считает, что ответчик нарушает ее права, установив оклад в меньшей сумме. За составление иска оплатила 1500 руб.

Воспользовавшись правом, предусмотренным ч.1 ст. 39 ГПК РФ, истица Горькова Л.Ю. в судебном заседании изменила предмет иска, о чем представила письменное заявление, просит обязать ответчика производить оплату труда в выходные и праздничные дни и ночное время при повторном исчислении с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности, взыскании судебных расходов и расходов на проезд, понесенные в связи с явкой в суд, требования поддержала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях к иску, и суду дополнила, что при переходе на новую систему оплаты труда ухудшены условия предоставления 25% надбавки за работу в сельской местности, что повлекло уменьшение оплаты труда при исчислении оплаты за работу в выходные, ночное время и влияет на размер среднего заработка при исчислении отпускных, районного коэффициента и северной надбавки.

Представитель ответчика Косолапова А.В. - юрист МУЗ «Солнечная ЦРБ» в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что финансирование скорой помощи производится из местного бюджета на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 25.12.2009г. № 388-пр «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год». При переходе на новую систему оплаты труда у Горьковой Л.Ю. установлен оклад в размере ХХХ руб. и надбавка за работу в сельской местности в размере 25%. До 1.12.2009г. у Горьковой Л.Ю. был оклад в размере ХХХ руб. Снижения оплаты труда у нее не произошло. Оплата труда за работу в выходные и ночное время производится в соответствии с требованиями трудового законодательства и Положения, действующего у работодателя. Считает, что Горькова Л.Ю. неверно производит расчеты оплаты труда.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста М., начальник планово-экономического отдела МУЗ «Солнечная ЦРБ» суду пояснила, что до 01.12.2009г. оклад у Горьковой Л.Ю. был ХХ руб. При переходе на новую систему оплаты труда соблюдалось требование - заработная плата не должна быть меньше заработной платы, выплачиваемой до введения новой системы оплаты труда. У Горьковой Л.Ю. она не уменьшилась. Согласно приказу Министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.02.2009г. № 15 установленные к базовому окладу надбавки специалистам, работающим в сельской местности, не образуют новый должностной оклад и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат. Положением об оплате труда работников МУЗ «Солнечная ЦРБ» выплаты за работу в выходные и ночное время отнесены к компенсационным выплатам. Исчисление оплаты праздничных и ночных производится в соответствии с указанным Положением, нормами трудового законодательства исходя из должностного оклада, при этом 25% надбавка за работу в сельской местности не учитывается.

Опрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Г.. - бухгалтер МУЗ «Солнечная ЦРБ» суду пояснила, работникам, получающим месячный оклад, для оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни должны быть определены часовая или дневная ставки. Кроме того, в этом случае важно также установить, осуществлялась ли работа в пределах месячной нормы рабочего времени или сверх данной нормы. От этого обстоятельства зависит размер оплаты за эту работу. Если работа включалась в норму рабочего времени данного месяца, то в дополнение к окладу оплата такой работы производится не менее чем в размере одинарной часовой или дневной ставки. Иначе решается вопрос, когда работа в выходные и нерабочие праздничные дни производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В этом случае сверх оклада работнику должно быть доплачено не менее двойной дневной ставки либо фактически проработанные в праздничный день рабочие часы оплачены по двойной часовой ставке. У Горьковой Л.Ю. переработок нет, норма рабочего времени составляет 136 часов. Ночным считается время с 22 до 6 часов. Повышенная оплата работы в этот период обеспечивается путем применения доплат за работу в ночное время. Положением об оплате труда работников МУЗ «Солнечная ЦРБ» медперсоналу скорой помощи производится доплата в размере 100% базового должностного оклада. При этом надбавка за работу в сельской местности не учитывается.

Опросив стороны, специалистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Горькова Л.Ю. работает фельдшером скорой помощи врачебной амбулатории п. Дуки со сменным режимом работы с 10.07.2000г. по настоящее время, с оплатой труда по 4 квалификационному уровню с окладом ХХХ руб. в месяц, выплатой 50 % северных, 50% районного коэффициента, 80% за непрерывный стаж работы, 25% за работу в сельской местности.

Согласно п.1.8 Устава муниципального учреждения здравоохранения «Солнечная центральная районная больница», утвержденного начальником управления здравоохранения администрации Солнечного муниципального района 12.11.2009г., врачебная амбулатория п. Дуки входит в состав МУЗ «Солнечная ЦРБ».

Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений, предусмотренных ст.2 ТК РФ, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы. Среди основных обязанностей работодателя в ст.22 ТК РФ закреплены обязанности соблюдать трудовые договора и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В соответствии с ч.2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Солнечного муниципального района, финансируемых за счет средств бюджета Солнечного муниципального района, средств Хабаровского краевого бюджета, средств Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного главным врачом МУЗ «Солнечная ЦРБ» 01.12.21009г., размеры базовых окладов работников муниципальных учреждений утверждаются постановлением главы Солнечного муниципального района от 28.09.2009г. № 99 и составляют для фельдшера 4 квалификационного уровня ХХХХ рублей в месяц (ч.1). Специалистам, работающим в сельской местности, устанавливаются надбавки в размере 25% к базовым должностным окладам по сравнению с базовым должностным окладами специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях (п.1.6) К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч.2). Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, размер доплаты за работу в ночное время производится в размере 100% базового должностного оклада (п.2.3.3) Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части базового оклада за день или час работы) сверх базового должностного оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
  • в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части базового должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени (п.2.6.1).

Указанное положение согласовано председателем профсоюзного комитета МУЗ «Солнечная ЦРБ» 01.12.2009г.

Аналогичные нормы содержатся и в трудовом законодательстве.

В соответствии с ч.1 ст.153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законом и иными нормативными правовыми актами.

Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором.

Следовательно, установленная в МУЗ «Солнечная ЦРБ» указанным Положением оплата труда не противоречит требованиям трудового законодательства. Горьковой Л.Ю. начисляется оплата труда за фактически отработанное время в соответствии с ее квалификацией, имеющимися надбавками и доплатами, что соответствует принципу, содержащему в ст. 2 ТК РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

При этом доводы Горьковой Л.И. о том, что ей следует повысить оклад на 25% в связи с работой в сельской местности в соответствии с требованиями ст.22 Закона РСФСР «О социальном развитии села», исходя из повышенного оклада оплачивать работу в выходные и нерабочие праздничные дни и ночное время, суд находит несостоятельными.

С 1 января 2005 года Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-I «О социальном развитии села» утратил силу в соответствии с пунктом 1 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым был осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, существовавших по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием - в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как следует из его преамбулы, обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений, и не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Положения статьи 153 данного Федерального закона, предопределяющие развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки, а также содержание соответствующих правовых норм конкретизируют приведенные положения преамбулы. По смыслу данной статьи, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Это означает, что тем самым пролонгируются федеральные гарантии социальной политики на селе, которые содержались в Законе РСФСР от 21.12.1990г. № 438-1.

Этим, однако, не исключается право федерального законодателя - в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 71, пункт "в") предусмотреть в дальнейшем иные системы оплаты труда.

В соответствии с ч.2 ст.153 ФЗ-122 при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как установлено в судебном заседании, с переходом на новую систему оплаты труда с 01.12.2009г. у истца Горьковой Л.Ю. заработная плата возросла, сохранена надбавка в размере 25% к базовому должностному окладу за работу в сельской местности.

Согласно Примерному Положению об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.02.2009г. № 15 «О введении новой системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края», установленные к базовому должностному окладу надбавки специалистам, работающим в сельской местности в учреждениях здравоохранения, не образуют новый должностной оклад и не учитываются при исчислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.

Доводы истца Горьковой Л.Ю. о том, что при переходе на новую систему оплаты труда ухудшены условия предоставления 25% надбавки за работу в сельской местности, не обоснованны.

Совокупный объем оплаты ее труда возрос, а размер компенсационной выплаты не стал ниже размеров, установленных нормативными правовыми актами.

Несостоятельными суд находит и доводы истца Горьковой Л.Ю. о том, что начисления по заработной плате за праздничные и ночные часы производятся дважды, при этом в первой части с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности, во второй раз без учета такой надбавки, что противоречит нормам трудового законодательства.

Как пояснили суду опрошенные в судебном заседании специалисты М., Г., в соответствии с трудовым законодательством сначала оплачивается фактически отработанное время исходя из базового оклада, затем в дополнение к окладу производится доплата работы в праздничные и выходные дни и доплата за часы работы в ночное время (при их наличии).

Суд полагает, что истец Г. неверно понимает порядок и последовательность расчета заработной платы.

При таких обстоятельствах исковые требования Горьковой Л.Ю. в части обязании ответчика производить оплату труда в выходные и праздничные дни и ночное время при повторном исчислении с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности, находит необоснованными.

Поскольку суд не установил оснований для удовлетворения основного требования Горьковой Л.Ю., то нет основания и для удовлетворения требований в части взыскания судебных расходов и взыскании судебных расходов и расходов на проезд, понесенные в связи с явкой в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Горьковой Людмиле Юрьевне к Муниципальному учреждению здравоохранения «Солнечная районная больница» об обязании ответчика производить оплату труда в выходные и праздничные дни и ночное время при повторном исчислении с учетом 25% надбавки за работу в сельской местности, взыскании судебных расходов и расходов на проезд, понесенные в связи с явкой в суд, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Липатова И.В.

Решение принято в окончательной форме 22 ноября 2010 года

Копия верна: судья Липатова

Согласовано судья Липатова