РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года п. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Трубецкого А.В.
с участием заявителя помощника прокурора Солнечного района Кунафин В.В.
представителя ответчика Заморока А.Н.
при секретаре судебного заседания Пеньковой Т.М.
рассмотрев в судебном заседании заявление Прокурора Солнечного района Хабаровского края к Хурмулинскому сельскому поселению Солнечного муниципального района о признании незаконным бездействие Хурмулинского сельского поселения и обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта муниципального образования Хурмулинского сельского поселения согласования и утверждения данного проекта в установленном законом порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с иском на бездействие администрации муниципального образования Хурмулинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении органом местного самоуправления требований закона в области безопасности дорожного движения и требования устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта.
В обоснование своего заявления Прокурор указал, что прокуратурой Солнечного района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что в Хурмулинском сельском поселении отсутствует проект организации дорожного движения по дорогам местного значения поселений.
Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.
Согласно ст.ст. 3, 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» в прочие работы по содержанию входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов; организация ограничения движения транспорта в установленном порядке в весенне-осеннюю распутицу; установка и уход за временными дорожными знаками; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений; диагностика, обследование и оценка состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений; текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений; оценка качества содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений; учет интенсивности дорожного движения; поддержание в чистоте и порядке пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением; технический надзор при содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, функции по контролю за содержанием автомобильных дорог на территориях поселений, в том числе в части разработки проектов организации дорожного движения, действующим законодательством возложены на органы исполнительной власти муниципальных образований.
Невыполнение органами местного самоуправления поселения своих обязательств по надлежащему содержанию внутрипоселковых автодорог, в части разработки указанных проектов, создает неопределенность при определении места нахождения технических средств регулирования дорожного движения, что свою очередь может привести к созданию аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств.
Кроме того, отсутствие проекта организации дорожного движения в Хурмулинскомсельском поселении не позволяет ОГИБДД в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения на улицах поселения. Отсутствие утвержденной дислокации знаков служит основанием для возникновения сомнений обоснованности их расположения при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Поскольку вследствие отсутствия проекта организации дорожного движения создается угроза создания аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, прокурор Солнечного района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Кунафин В.В. заявление прокурора Солнечного района поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, просил суд удовлетворить заявление и возложить на администрацию Хурмулинского сельского поселения устранить допущенные нарушения законодательства.
Представитель администрации муниципального образования Хурмулинского сельского поселение Заморока А.Н. в судебном заседании с иском прокурора не согласился и суду пояснил, что в администрации имеются планы дислокации дорожных знаков п. Хурмули и ДСЗ, согласованные с ОГИБДД, ведется их уточнение. Дополнительных мероприятий для данного поселения при организации дорожного движения не требуется, поскольку дорожными знаками регулируется дорожное движение в поселках.
Просит суд отказать в удовлетворении заявления Прокурора, как не обоснованном.
Суд выслушав Кунафина В.В., Заморока А.Н., изучив представленные материалы, приходит к выводу об удовлетворении заявления Прокурора Солнечного района по следующим основаниям:
В соответствии с указанным в заявлении прокурора законодательством, на органы местного самоуправления муниципальных образований возложены функции по контролю за содержанием автомобильных дорог на территориях поселений, в том числе в части разработки проектов организации дорожного движения, действующим законодательством возложены на органы исполнительной власти муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 3, 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Приказом Минтранса от 12.11.2007г. № 160 устанавливается классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Разделом IV, вводится классификация работ по содержанию автомобильных дорог.
Ч.1 ст. 15, указанного раздела в состав Прочих работ по содержанию, включает разработку проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизу проектов.
В силу требования ст. 22 Закона РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
С точки зрения лексики, понятие «Проект» не является равнозначным понятию «схема», либо «план», поскольку по своей смысловой нагрузке данное понятие охватывает и план и схему и планирование, и расчет, обоснование мероприятий в целях достижения конкретной цели или задачи.
Поскольку рассматривается вопрос о проекте организации дорожного движения, то конечная цель, в силу требований закона «О безопасности дорожного движения» определена как достижение максимальной безопасности при организации дорожного движения, при использовании имеющихся технический средств, организационных мероприятий, на конкретной территории, имеющей свойственные ей особенности (рельеф, климат и т.п.) при учете национальных и других особенностей населения, в условиях конкретного количества и состава транспортных средств, и пешеходов на территории.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика о неконкретности предписаний закона, достаточности составления схем дислокации дорожных знаков, не соответствуют требованиям Закона.
Как установлено в судебном заседании, в муниципальном образовании проект организации дорожного движения отсутствует, но готовится, то есть имеет место вопреки требованиям закона бездействие со стороны администрации муниципального образования Хурмулинского сельского поселения, выразившееся в неисполнении своих полномочий по осуществлению разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта муниципального образования.
Отсутствие проекта организации дорожного движения на территории поседения создает неопределенность при организации дорожного движения и ставить неопределенный круг лиц, проживающих и находящихся на территории поседения в опасность стать участником ДТП из-за неопределенности организации движения, то есть нарушает права данных лиц.
В силу реализация" target="blank" data-id="13118">ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления, устранить в полном объеме, допущенные нарушения закона.
Требование Прокурора Солнечного района о принятии мер по разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта муниципального образования Хурмулинского сельского поселения согласования и утверждения данного проекта в установленном законом порядке, суд находить правомерными, а следовательно, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Солнечного района Хабаровского края к Хурмулинскому сельскому поселению Солнечного муниципального района о признании незаконным бездействия Хурмулинского сельского поселения и обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта муниципального образования Хурмулинского сельского поселения согласования и утверждения данного проекта в установленном законом порядке - признать обоснованным.
Бездействия администрации муниципального образования Хурмулинского сельского поселения, выразившееся по устранению выявленных нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения в границах населенного пункта - признать незаконным.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Хурмулинского сельского поселение об устранении допущенных нарушений закона в полном объеме (принятие мер по разработки проекта организации дорожного движения в границах населенных пунктов муниципального образования Хурмулинского сельского поселения, с согласованием и утверждением данного проекта в установленном законом порядке) в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Об исполнении решения суда, суд должен быть извещен в порядке ч.3 ст. 258 ГПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение 10 суток со дня его оглашения, через Солнечный районный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Трубецкой