о признании незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью `ТЭП-1`, Горненского городского поселения, выразившееся в не обеспечении резервным источником энергоснабжения и обязании устранить выявленные нарушения



Дело № 2-129\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года п. Солнечный Хабаровского края

Солнечный районный суд Хабаровского края:

в составе председательствующего судьи Липатовой И.В.,

с участием помощника прокурора Солнечного района Семенова И.Ю.,

при секретаре Плотниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическое предприятие 1», Горненскому городскому поселению Солнечного муниципального района, Солнечному муниципальному району Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обеспечении котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения, обязать устранить выявленные нарушения закона путем обеспечения котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения,

Установил:

Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическое предприятие 1», Горненскому городскому поселению Солнечного муниципального района, Солнечному муниципальному району Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обеспечении котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения, обязать устранить выявленные нарушения закона путем обеспечения котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Солнечного района проведена проверка наличия в поселениях Солнечного района резервных источников энергоснабжения. Ресурсоснабжающим коммунальным предприятием на территории Солнечного района является ООО «Теплоэнергетическое предприятие 1». Здания, оборудование котельной, водозаборов, очистных находится в муниципальной собственности поселения и эксплуатируется ООО «ТЭП 1» на основании договора аренды. На котельной, водозаборе, очистных п. Горный резервный источник энергоснабжения отсутствует.

Помощник прокурора Солнечного района Семенов И.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и суду дополнил, что бездействия ООО « ТЭП 1» выражаются в том, что предприятие работает без резервных источников, объект не защищен от угрозы перебоев в централизованном энергоснабжении. Доказательств того, что один ввод линии электропередачи используется как резервный, не имеется. Установка резервных источников электропитания необходима на случай чрезвычайных ситуаций с длительным отключением электроэнергии и тепла.

Представитель ООО «ТЭП 1» Терюшкова Е.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, и суду дополнила, что в случае приобретения ООО «ТЭП» резервного источника энергоснабжения возникнет необходимость в повышении тарифов на коммунальные услуги. Однако тарифы повысить невозможно в виду того, что тарифы утверждаются энергетической комиссией края. В тариф не заложена стоимость покупки резервных источников энергоснабжения. Ранее оборудование котельной вводилось в срок, как единый комплекс Солнечного ГОКа. Котельная, очистные и водозабор запитаны от подстанции «Горная» 110\6 кВ, принадлежащей СП СЭС филиала ХЭС ОАО ДРСК. Подстанция «Горная» имеет два питания от подстанции «Солнечная»-110\6 кВ по двухцепной ВЛ 110 кВ С-107 и С-108, которая имеет четыре независимых питания. Между ООО «ТЭП 1» и ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» заключен договор о пользовании и акты разграничения балансовой принадлежности электросетей. ООО «ТЭП 1» ведется работа по снижению напряжения в пиковые нагрузки, второй ввод используется, как резервный, не включается в работу. В случае, если будет отключена электроэнергия, то полностью будет отключена подстанция электросети. Они со своей стороны разработали программу, принимают меры к снижению затрат электроэнергии на объеме тепла, снижают мощность оборудования. На сегодняшний день один ввод находится в резерве. Полагает, что прокурор ошибочно считает, что объекты относятся к особой категории, в то время как котельная по мощности котла относится ко второй категории, водозабор - к третьей. Договором электроснабжения категория надежности электроприемника определена как вторая.

Представитель ответчика Солнечного муниципального района Шелопугин И.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенными в письменном отзыве на иск.

Представитель ответчика Горненского городского поселения Щербак А.И. - глава поселения, в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что котельная п. Горный передана в муниципальную собственность от Солнечного ГОКа, проектной документации не имеется. Договором энергоснабжения категория надежности электроприемника по п. Горный определена вторая. Электроснабжение п. Горный осуществляется от подстанции «Горная»-110\6 кВ, которая имеет два питания от подстанции «Солнечная» - 110\6 кВ по двухцепной высоковольтной линии 110 кВ С-107, С-108. Сама подстанция «Солнечный» имеет четыре независимых источников питания и является частью энергосистемы Хабаровского края, включающую в себя 17 ВЛ 110 кВ. Энергосистема Хабаровского края в свою очередь является частью энергосистемы Дальнего Востока. Если выйдет из строя какая-то высоковольтная линия, мы этого даже не почувствуем, энергоснабжение автоматически будет переключено на резервную линию. Какие еже независимые источники энергоснабжения нужны, зачем бездумно тратить бюджетные деньги? Считает, что прокурор необоснованно, не разобравшись со схемами энергоснабжения, требует обязать поселения приобретать резервные источники питания на социально-значимые объекты, в то время как законных оснований для этого не имеется.

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Нечаев В.А. - главный энергетик ООО «ТЭП 1» суду пояснил, что указанные в иске объекты - котельная, водозабор в п. Горный не являются объектами первой категории. Объекты п. Горный подключены на подстанцию «Горная»-110\6 кВ, которая имеет два питания от подстанции «Солнечная» - 110\6 кВ по двухцепной высоковольтной линии 110 кВ С-107, С-108. Сама подстанция «Солнечный» имеет четыре независимых источников питания и является частью энергосистемы Хабаровского края. Если произойдет спад электроэнергии, то один ввод остается как резервный. В основном оба фидера используются как основные. Если что-то случиться с основным источником электроснабжения, то второй ввод можно считать резервным. В пиковых нагрузках, при температуре минут 40 градусов используются оба ввода, в этот момент резервного ввода нет, так как один ввод не справляется с нагрузкой. Других пиковых нагрузок не было. В 2010 году один ввод всегда находился в резерве, не эксплуатировался. Между ООО «ТЭП 1» и железной дорогой заключен договор об использовании принадлежащих железной дороге электросетей. Те объекты, которые были переданы в собственность поселений, на сегодняшний день содержатся в надлежащем состоянии, соответствуют всем требованиям. Согласно приказу Минэнерго должен быть независимый источник энергоснабжения на объектах 1 категории. Последствия отключения котельной могут выразиться в том, что население останется без отопления, если своевременно не произвести сброс воды из системы отопления. Если же этого не сделать, то вся система отопления перемерзнет и придет в аварийное состояние. Сброс воды займет сутки. В случае, если перестанут функционировать водозаборы, то не будет работать канализация, не будет подаваться вода, перестанут работать насосы.

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Гулин Т.А. - заместитель начальника Комсомольского отдела по надзору за промышленностью и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Ростехнадзора, суду пояснил, что поскольку отсутствует проектная документация на котельную п. Горный, при определении ее категории следует руководствоваться СНиП 11-35-76 «Котельные установки», утвержденным постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по делам строительства № 229 от 31.12.1976г. При мощности котла более 10 Гкал\ч сама котельная относится ко второй категории, однако сетевые и подпиточные насосы таких котельных по условиям электроснабжения относятся к первой категории. Поскольку котельная п. Горный оборудована котлами ДКВР 10-13 теплопроизводительностью 6 Гкал\час, она относится ко второй категории, для которой требуется два независимых взаиморезервирующих источника питания, перерыв электроснабжения допускается на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригадой. Водозабор и очистные п. Горный согласно СниП 2.04.02-84 «Водоснабжение: наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госкомитета СССР по делам строительства № 123 от 27.07.1984г., СниП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденные постановлением Госкомитета СССР по делам строительства от 21.05.1985г. № 71, относятся к третьей категории. Для водозабора и очистных сооружений требуется один источник питания при условии, что перерыв электроснабжения, необходимый для восстановления питания, не превышает 1 суток. Поскольку п. Горный обеспечивается электроэнергией от подстанции напряжением 110 кВ, эти подстанции выполнены не менее чем с установлением двух трансформаторов напряжения и имеют ситуционированную систему шин. Согласно п.1.2.10 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002г. № 204 к числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций, каждая из которых имеет питание от независимого источника питания, и они не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из систем шин.

Опросив стороны, специалистов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

В силу ч.3 ст.35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу статей 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если данным бездействием нарушены права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Стороны рассматриваемого спора - неопределенный круг лиц, Горненское городское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «ТЭП 1», Солнечный муниципальный район Хабаровского края.

Предметом искового заявления являются требование о несоблюдении Горненским городским поселением, ООО «ТЭП», Солнечным муниципальным районом мер по обеспечению бесперебойного электроснабжения объектов коммунальной инфраструктуры в п. Горный.

Фактическим основанием таких требований является бездействие, выразившееся в не обеспечении котельной, водозабора, очистных п. Горный резервными источниками энергоснабжения. Вытекающие из иска требования являются неимущественными. Отсюда обращение прокурора в суд основано на законе.

Исходя из субъективного состава участников и существа возникшего правоотношения, данный спор относится к подведомственности суда общей юрисдикции.

Исходя из положений главы 8 Конституции Российской Федерации, ст. 1 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местное самоуправление, осуществляемое через избранную народом структуру управления, должно действовать в интересах населения, проживающего на территории муниципальных образования.

Согласно Закону Хабаровского края от 28.07.2004г. № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» (с изменениями на 08.07.2010г.) поселок Горный входит в границы Горненского городского поселения, является населенным пунктом городского типа.

В соответствии с п.3,4 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-,тепло,- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения населенных пунктов поселения может находиться в собственности поселений.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании соглашения о передаче части полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2010, заключенного между поселением и муниципальным районом в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Солнечному муниципальному району на срок с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. переданы следующие полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

1)обеспечение деятельности организаций коммунального комплекса на территории поселения;

2)организация централизованных поставок топлива;

3) организация сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги с потребителей;

4)организация деятельности по урегулированию и установлению тарифов на товары и услуги, предоставляемые организациям ЖКХ;

5)принятие и организация выполнения планов и программ комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры;

6)организация сбора статистических данных, характеризующих состояние ЖКХ.

Согласно ст.4 указанного Соглашения, финансирование переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района.

В соответствии с п.3.1 ст. 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

Согласно п.3.8.1, 3.8.2 вышеуказанного Соглашения поселение перечисляет району субвенцию на 2011 год в размере 398000 рублей на содержание отдела ЖКХ администрации Солнечного муниципального района, и 18 000 000 руб. на проведение работ по строительству объекта «Модульная газовая котельная п. Горный».

Вместе с тем в соответствии с требованиями ст.14 ФЗ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Действия настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как установлено в судебном заседании здания, оборудование котельной, очистных, водозабора находится в муниципальной собственности поселения и эксплуатируется ООО «ТЭП 1» на основании договора аренды, заключенного 26.11.2010 года, срок действия договора до 30.11.2015 года.

Котельная п. Горный отапливает 27 благоустроенных многоквартирных жилых домов, в которых проживает 1765 человек, школу - 137 детей, детский сад - 42 детей, здание МОУ «Дом сестринского ухода», здание ФАП, здание дома культуры, здание пекарни, 15 магазинов.

Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, которые устанавливают основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

В соответствии с п.п.113,114 указанных Правил, в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категории надежности снабжения потребителя электрической энергией. Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введения ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник электрической энергии устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

В соответствии с п.п.1.2.18, 1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства Энергетики РФ от 08.07.2002г. № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, в зависимости от чего устанавливаются требования о наличии резервных источников электропитания.

Как установлено в судебном заседании, проектная документация по котельной п. Горный отсутствует.

Как пояснил суду специалист Гулин Т.А., поскольку котельная п. Горный оборудована котлами ДКВР 10-13 теплопроизводительностью 6 Гкал\час, согласно СНиП 11-35-76 «Котельные установки», утвержденного постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по делам строительства № 229 от 31.12.1976г., она относится ко второй категории, для которой требуется два независимых взаиморезервирующих источника питания, перерыв электроснабжения допускается на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригадой. Водозабор и очистные сооружения п. Горный согласно СниП 2.04.02-84 «Водоснабжение: наружные сети и сооружения», утвержденных постановлением Госкомитета СССР по делам строительства № 123 от 27.07.1984г. и СниП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденные постановлением Госкомитета СССР по делам строительства от 21.05.1985г. № 71, относятся к третьей категории. Для водозабора и очистных требуется один источник питания при условии, что перерыв электроснабжения, необходимый для восстановления питания, не превышает 1 суток.

Суд принимает данные пояснения Гулина Т.А. в качестве доказательств по делу, поскольку они даны специалистом Комсомольского отдела по надзору за промышленностью и энергетической безопасностью Дальневосточного управления Ростехнадзора, имеющего высшее образование по специальности инженер-электромеханик и специализацию автоматика и телемеханика, на основании нормативных документов, подтверждены письменной справкой указанного отдела № 10-11\43 от 29.03.2011, договором электроснабжения, техническими характеристиками оборудования водогрейной котельной.

Согласно справке № 2268 от 31.03.20101, в котельной п. Горный установлено четыре котла ДКВР 10-13 теплопроизводительностью 6 Гкал\час.

В соответствии с законодательством категория надежности электроприемника определяется на основании его проектно-сметной документации, а в случае отсутствия таковой на основании договора электроснабжения.

Согласно договору энергоснабжения № 696, заключенному 01.02.2011г. между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «Теплоэнергетическое предприятие 1», определена вторая категория надежности снабжения электрической энергии (приложение к договору).

В соответствии с вышеуказанными п.п. 1.2.10, 1.2.18, 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Таким образом установлено, что особой группы электроприемников первой категории на объектах п. Горный нет, котельная по условиям энергоснабжения относится ко второй категории, для которой требуется два независимых взаиморезервирующих источника питания.

Основным доводом прокурора о необходимости установки резервных источников электропитания является возможность чрезвычайных ситуаций с длительным отключением электроэнергии и тепла.

Вместе с тем на территории Солнечного района длительного отключения электроэнергии и тепла не зафиксировано. Суд считает, что прокурор самостоятельно определил спорные объекты как требующие электроснабжения электроприемников первой категории надежности с особо сложным непрерывным технологическим процессом, что не основано на законе. Как установлено в судебном заседании, водозабор и очистные сооружения п. Горный относится к третьей категории надежности, для которого установка резервного источника электропитания не является обязательной.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей категория надежности снабжения электрической энергией вторая, схема энергоснабжения п. Горный от питающего центра подстанция «Горная»-110\6 кВ, которая имеет два питания от подстанции «Солнечная» - 110\6 кВ по двухцепной высоковольтной линии 110 кВ С-107, С-108.

Согласно информации, содержащейся в письме заместителя директора структурного подразделения «Северные электрические сети» филиала «Хабаровские электрические сети» ОАО «Дальневосточной распределительной сетевой компании» № 04-03-14\72 от 05.03.2011г. электроснабжение Горненского городского поселения осуществляется от подстанции «Горная» 110\6 кВ, принадлежащей СП СЭС филиала ХЭС ОАО ДРСК, и расположена на территории поселения. Подстанция «Горная» имеет два питания от подстанции «Солнечная»-110\6 кВ по двухцепной ВЛ 110 кВ С-107 и С-108, проходящей по гористой местности от пгт. Солнечный до п. Горный протяженностью 17 км. Подстанция «Солнечная» принадлежит СП СЭС филиала ХЭС ОАО ДРСК, является частью энергосистемы Хабаровского края, и имеет четыре независимых питания.

При таких обстоятельствах требования прокурора не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Солнечного района Хабаровского края в удовлетворении исковых требований в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетическое предприятие 1», Горненскому городскому поселению Солнечного муниципального района, Солнечному муниципальному району Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в не обеспечении котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения, обязать устранить выявленные нарушения закона путем обеспечения котельной, водозабора, очистных п. Горный резервным источником энергоснабжения, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского Краевого суда в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом решения в окончательной форме.

Судья Липатова И.В.

Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2011 года

Копия верна: судья Липатова И.В.