Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Солнечный 19 мая 2011 года
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Трубецкого А.В.,
с участием помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края Савиной А.В.,
представителя ответчика МОУ СОШ № 1 Перевозниковой Е.В.
представителя Управления образования Солнечного муниципального района Осиповой Е.В.
представителя администрации Солнечного муниципального района Алешиной Т.В.
при секретаре Пеньковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Солнечного района о признании бездействия муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края по установке ограждения территории муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным и устранении нарушений закона путем установки ограждение по периметру территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: п.Солнечный, ул.Парковая, 7 «в» в соответствии с требованиями п.2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солнечного района обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором просит признать бездействие муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края по установке ограждения территории муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным и обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управление образования администрации Солнечного муниципального района, Администрацию Солнечного муниципального района установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: п.Солнечный, ул. ул.Парковая, 7 «в» в соответствии с требованиями п.2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района
В обоснование иска указал, что прокуратурой Солнечного района проведена проверка соблюдения муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее по тексту - МОУ СОШ № 1) требований действующего законодательства, в части обеспечения ограждения по всему периметру территории указанного образовательного учреждения.
Проведённой прокуратурой Солнечного района проверкой, установлено, что территория общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 1, расположенного по адресу: ул. ул.Парковая, 7 «в» п. Солнечный Солнечного района Хабаровского края, не имеет ограждения по всему периметру, что противоречит требованиям СаНПиН 2.4.2.1178-02.
Не исполнение образовательным учреждениям требований действующего законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, поскольку отсутствие ограждения территории образовательного учреждения может способствовать самовольному выходу несовершеннолетних на проезжую часть.
Результаты проведённой проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии территории МОУ СОШ № 1, что нарушает право неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, на безопасные условия пребывания в образовательных учреждениях; может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь, здоровье указанного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Соответственно, нарушение МОУ СОШ № 1 установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, регламентирующих требование к участку общеобразовательных учреждений, является, в первую очередь, нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников данного образовательного учреждения, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания обучающихся в указанном образовательном учреждении, и, как следствие этого, нарушением вышеуказанного конституционного права граждан, а также нарушением права воспитанников на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Согласно уставу МОУ СОШ № 1, учредителем Школы является Управление образования администрации Солнечного муниципального района.
Компетенция органов местного самоуправления и образовательных учреждений разграничена Законом «Об образовании», Уставами образовательных учреждений.
Уставом Солнечного муниципального района администрация наделена полномочиями обеспечивать исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района, разрабатывать проект местного бюджета, разрабатывать проекты планов и программ развития муниципального района, управлять имуществом, находящимся в муниципальной собственности, создавать муниципальные предприятия и учреждения и иные полномочия.
Учитывая отсутствие у МОУ СОШ № 1 средств на установку ограждение по периметру территории образовательного учреждения, наличие субсидиарной ответственности Управления образования администрации Солнечного муниципального района по обязательствам Школы, как учредителя МОУ СОШ №1 и собственника занимаемого им здания - Солнечного муниципального района в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, расходы по установке ограждения по периметру территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Солнечный, ул. ул.Парковая, 7 «в», несет администрация Солнечного муниципального района и Управление образования администрации Солнечного муниципального района, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Солнечного района Савина А.В. заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем. Просит суд признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края по установке ограждения территории муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным и обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управление образования администрации Солнечного муниципального района, Администрацию Солнечного муниципального района установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: п.Солнечный, ул. ул.Парковая, 7 «в» в соответствии с требованиями п.2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района.
Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края Перевозникова Е.В. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась частично и пояснила, что вопрос об устройстве ограждения ставился давно, в Управление образования обращался прошлый руководитель, она и неоднократно. В 2011г. школа проходит лицензирование и Роспотребнадзор в апреле 2011г. потребовал устройства ограждения как условие получения лицензии. Считает, что школа не бездействовала, но не смотря на то, что они в прошлом году определили объем работ, подсчитали сметы в сумме 700000 рублей, и заложили эти расходы в смету учреждения, они не были утверждены Управлением образования. Она лично ставила в известность учредителя школы о необходимости устройства ограждения.
Представитель Управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Осипова Е.В. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась и пояснила, что расходы по содержанию здания и территории образовательных учреждений отнесены за счет органов местного самоуправления. В Управлении 36 подотчетных учреждений школ, финансовых средств не хватает, расходуются в первую очередь по предписаниям. На устройство ограждения средств нет. Сколько район выделил в Управление средств, столько оно и потратило на школы.
Представитель Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Алешина Т.В. в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась и пояснила, что Администрация создала структурные подразделения, в том числе Управление образования, которое наделило полномочиями по исполнению полномочий в области образования, к исключительной компетенции Управления относится планирование деятельности, Управление в Администрацию с вопросами финансирования устройства ограждения школ не обращалось. Средства на содержание школ Администрация района выделила 61 млн. рублей, из которых возможно Управлению распределить на нужды устройства ограждения. Ограждение школ является одним из условий лицензирования, в текущем году школы должны получить лицензии, эти вопросы необходимо было решать ранее. Со стороны администрации бездействия допущено не было, поскольку данную проблему Управление образования не ставило, не обращалось. Для уточнения бюджета района необходимо обращаться в законодательный орган Думу района, подрядчика для выполнения работ определить в ходе конкурсных процедур, на что потребуется время, разумный срок. Просит суд Администрацию района исключить из числа ответчиков.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов».
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (далее по тексту - Закон об образовании) государственная политика в области образования основывается на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
Согласно ст. 51 Закона об образовании образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно п. 3 ч. 3 ст.32 Закона об образовании образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 1.1. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44, (далее по тексту СаНПиН 2.4.2.1178-02) указные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к участку общеобразовательного учреждения.В силу пункта 2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02 территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
Частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации гарантируется защита детства государством.
В силу ч.1,2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, содействии, в том числе физическому развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
При этом, согласно ст.2 гл.1 Конституции Российской Федерации (Основы конституционного строя Российской Федерации) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно преамбуле к Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, обеспечение санитарно-эпидемиологическом благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие в Российской Федерации обеспечивается посредством санитарно-эпидемиологического нормирования в том числе (часть 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-I) закреплено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленными компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения (статья 3).
Статьей 4 Конвенции определяется, что государства - участники принимают все необходимые законодательные меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции, при этом обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Судом установлено из пояснений сторон, представленных фотографических материалов, что по периметру образовательного учреждения отсутствует ограждение, то есть имеет место нарушение требований законодательства РФ, в частности пункта 2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02.
Отсутствие ограждения не создает препятствий к свободному проходу и проезду неопределенного круга лиц и транспортных средств, в том числе к зданию школы, сквозному движений по территории школы, не ограничивает возможность случайного выхода учащихся на проезжие части дорог возле школы.
Таким образом, обращение прокурора Солнечного района в суд обусловлено необходимостью, так как нарушаются право неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, на безопасные условия пребывания в образовательных учреждениях; может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь, здоровье указанного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Кроме того, под понятием "защита неопределенного круга лиц" в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Порядок защиты общих интересов физических лиц предусмотрен ГПК.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
Согласно уставу МОУ СОШ № 1, учредителем Школы является Управление образования администрации Солнечного муниципального района, которое в свою очередь согласно Положения об управлении образования администрации района, от 09.07.2003г. и дополнений к нему от 27.01.2005г., является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим контроль за исполнением законодательства РФ об образовании, соблюдении государственных образовательных стандартов и нормативов в образовательных учреждениях, принимает участие в лицензировании образовательных учреждений, осуществляет функцию прогнозирования состояния муниципальной системы образования, участвует в разработке и обосновании бюджета системы образования, планов строительства и реконструкции, распределения фондов, материально-технических средств по подведомственным учреждениям.
Компетенция органов местного самоуправления и образовательных учреждений разграничена Законом «Об образовании», Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», Уставами образовательных учреждений.В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время может находиться в собственности муниципальных районов.
На основании ст. 124 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Исходя из ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Главой местной администрации Солнечного муниципального района является глава муниципального образования.
В соответствии со ст. 5 Устава Солнечного муниципального района от 11.05.2005г., к вопросам местного значения отнесены формирование и утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за его исполнением, (п.1), организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса (п.10).
В соответствии с п. 9 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенным законом. Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.
Содержание образовательного учреждения и прилегающей территории не относится к расходам на обеспечение общеобразовательного процесса.
Таким образом, расходы по устройству ограждения и его поддержанию в надлежащем состоянии относятся к полномочиям органов местного самоуправления - Солнечному муниципальному району.
Судом установлено, что при планировании расходов по обеспечению содержания зданий образовательных учреждений, сами образовательные учреждения через Управление образования - исполнительный орган, на 2011 год планировали расходы на устройство ограждения, однако при исполнении полномочий определенных Положением об Управлении образования, и в рамках формирования бюджета Солнечного муниципального района, предложения образовательных учреждений по устройству ограждений не нашло своего отражения. Функция Управления образования по прогнозированию состояния системы образования района и участие в разработке и обосновании бюджета системы образования муниципального района не была исполнена надлежащим образом.
Согласно договора о закреплении за муниципальным общеобразовательным учреждением муниципального имущества на праве управления, орган муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом закрепил за Школой здание и иное имущество, то есть наделил образовательное учреждение имущественными правами.
В соответствии с п.3 Договора, образовательное учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного имущества.
Реализуя право оперативного управления имуществом, образовательное учреждение имело возможность заявить об обоснованности и необходимости дополнительных расходов на содержание имущества, используя различные демократические процедуры, однако ограничилось только обращением к руководителю исполнительного органа муниципального управления в области образования, в результате чего, не были своевременного исполнены требования законодательства об устройстве ограждения территории образовательного учреждения.
В тоже время орган местного самоуправления, Администрация района решая вопросы местного значения не в полной мере реализовал возможности муниципального контроля за деятельностью структурных подразделений в том числе Управления образования, что так же явилось причиной неисполнения требований законодательства РФ в части устройства ограждения школы.
Таким образом, ответчики не выполняет требования законодательства, направленное на создание условий обучения в общеобразовательных учреждениях, а именно требований пункта 2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02.
При таких обстоятельствах заявление прокурора суд находит обоснованным.
Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений закона, суд исходит из требований бюджетного законодательства, и приходит к выводу, что необходимо установить в соответствии с положениями ч.3 ст. 258 ГПК РФ разумный срок для устройства ограждения до 01 ноября 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.206, ст.258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Солнечного района Хабаровского края признать обоснованным.
Признать бездействие муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управления образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не установке ограждения территории муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края- незаконным.
Обязать муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, Управление образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, Администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края в полном объеме устранить выявленные нарушения законодательства РФ п.2.2.3 СаНПиН 2.4.2.1178-02 - установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: п. Солнечный ул. Парковая, 7-«В».в соответствии с требованиями нормативных документов, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района в срок до 01 ноября 2011 года.
В соответствии с ч.3 ст. 258 ГПК РФ об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Солнечный районный суд в течение 10-ти дней со дня вынесения.
Судья А.В.Трубецкой