о понуждении к обеспечении доступа инвалидов к объектам соц. инфраструктуры



Дело № 2-385/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. Солнечный 01 июня 2011 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего судьи Лесниковой Л.П.,

При секретаре Жигалюк Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солнечного района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о понуждении к обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнечного района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о понуждении к обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, мотивируя тем, что прокуратурой Солнечного района проведена проверка по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой было установлено, что администрацией Хурмулинского сельского поселения не создано условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов градостроительного законодательства является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» предписывает Министерству транспорта РФ, Министерству путей сообщения РФ, Министерству связи РФ совместно с Министерством строительства РФ и по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ утвердить в установленном порядке в 1997 году нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. № 73 введены в действие строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»(СНиП 35-01-2001). Пункт 1.4. указанных СНиП предусматривает, что проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений. В соответствии с п. 3.9. СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Согласно ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджете муниципальных образований.

Таким образом, бездействие администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района, выражающееся в не установке пандуса к зданию администрации, нарушает права данной категории населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, непосредственное обращение к представителям районной администрации.

В судебном заседании прокурор Савина А.С. исковые требования прокурора Солнечного района Хабаровского края поддержала, подтвердив обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении, дополнив суду, что информацию по инвалидам прокуратура не запрашивала, количественного состава инвалидов по району у них нет, при обращении в администрацию п. Хурмули с вопросом об установлении пандуса, был получен ответ, что у администрации нет бюджетных средств на установку пандуса. Кто из инвалидов обращался в администрацию района с вопросом о препятствии доступа в администрацию п.Хурмули, ей не известно, но она имеет ввиду, что обращения инвалидов в администрацию могут быть в будущем. Просит суд обязать администрацию Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района установить пандус к зданию администрации в соответствии со строительными правилами и нормами в срок до 1.01.2013 года.

Представитель ответчика администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Заморока А.Н. иск не признал, суду пояснил, что бездействия со стороны администрации Хурмулинского сельского поселения нет. Исковые требования прокуратурой заявлены необоснованно и без исследования данного вопроса. Непосредственно в администрацию Хурмулинского сельского поселения, в районную администрацию, жалоб о неудобстве посещения здания администрации не поступало. Даже если будет установлен пандус, инвалид не сможет попасть в администрацию, поскольку она находится на втором этаже, сделать пандусы или конструкции внутри здания невозможно, реконструкция здания не предусмотрена. Приспособление должно быть при новом строительстве и при реконструкции, этот вопрос решается на федеральном уровне, администрация является исполнительным органом, администрация не может выйти из статей бюджета. Согласно письма заместителя министра ЖКХ Хабаровского края утверждена Государственная программа, которая нацелена на формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам. Отсутствие средств в 2011 году не позволяет решить вопрос по установке пандуса. Администрация Хурмулинского сельского поселения предложит заложить в бюджет на 2012 год средства для установки пандуса. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. № 73 введены в действие строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»(СНиП 35-01-2001).

Пунктом 1.4. указанных СНиП предусмотрено, что проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений. В соответствии с п. 3.9. СНиП лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В судебном заседании установлено, что пандус к зданию администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района отсутствует. Из письма зам. министра Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 04.05.2011г., следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011г. № 175 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», нацеленная на формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Для реализации указанной программы главам муниципальных образований предложено организовать работу по выявлению и оценке состояния доступности жилых объектов, расположенных на территории муниципального образования, нуждающихся в дооборудовании (устройстве наружных лестниц, пандусов), с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у инвалидов и других категорий граждан с ограниченными возможностями, с учетом их особых потребностей.

Из пояснения представителя ответчика следует,что отсутствие средств в 2011 году не позволяет администрации Хурмулинского сельского поселения решить вопрос по установке пандуса, в 2012 году вопрос будет решен положительно.

Учитывая исследованные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие пандуса к зданию администрации Хурмулинского сельского поселения, нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, непосредственное обращение к представителям районной администрации, в связи с чем, требования прокурора Солнечного района к администрации Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о понуждении к обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края установить пандус к зданию администрации в соответствии со строительными правилами и нормами в срок до 01 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Солнечный райсуд.

Судья:

Решение принято в окончательной форме 2 июня 2011 года.