Дело № 2-440/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Солнечный 23.06.2011 Солнечный районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Мельника А.А., с участием прокурора прокуратуры Солнечного района Савиной А.С., представителя администрации Солнечного муниципального района Шелопугина И.О., представителя МДОУ детский сад «Алёнушка» Лысенко Т.И., представителя управления образования администрации Солнечного муниципального района Осиповой Е.В., при секретаре Земцовой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Алёнушка», управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия ответчика и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Алёнушка», управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия ответчика и понуждении к совершению действий, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Алёнушка» требований действующего законодательства в части обеспечения теневых навесов на территории указанного дошкольного учреждения. По результатам проверки установлено, что в нарушение закона и норм санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10) на территории групповых площадок детского сада отсутствуют указанные теневые навесы. Неисполнение МДОУ детский сад «Алёнушка» требований действующего законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, воспитывающихся в данном образовательном учреждении, поскольку отсутствие теневых навесов на территории дошкольной организации препятствует осуществлению прав неопределенного круга лиц, а именно несовершеннолетних воспитанников детского сада, на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Отсутствие теневых навесов может привести к несчастному случаю (получению солнечного удара, солнечного ожога), и в результате повлиять на жизнь, здоровье несовершеннолетних. Согласно уставу МДОУ детский сад «Алёнушка» учредителем детского сада является управление образования администрации Солнечного муниципального района. Компетенция органов местного самоуправления и образовательных учреждений разграничена Законом «Об образовании», уставами образовательных учреждений. В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Уставом Солнечного муниципального района администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района, разрабатывать проект местного бюджета, разрабатывать проекты планов и программ развития муниципального района, управлять имуществом, находящимся в муниципальной собственности, создавать муниципальные предприятия и учреждения и иные полномочия. Учитывая отсутствие у МДОУ детский сад «Алёнушка» средств на установку теневых навесов на территории дошкольного учреждения, наличие субсидиарной ответственности управления образования администрации Солнечного муниципального района по обязательствам, как учредителя детского сада, и собственника занимаемого им здания - Солнечного муниципального района в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, расходы по установке теневых навесов на территории дошкольного учреждения, считает возможным возложить на администрацию Солнечного муниципального района и управление образования администрации Солнечного муниципального района за счет средств бюджета Солнечного муниципального района. Выявленное нарушение МДОУ детский сад «Алёнушка» установленных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, регламентирующих требование к участку общеобразовательных учреждений, является, в первую очередь, нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников данной дошкольной организации, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания воспитанников в указанном дошкольном учреждении, и, как следствие этого, нарушением вышеуказанного конституционного права граждан и права воспитанников на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит признать бездействие ответчиков незаконным, обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка», управление образования администрации Солнечного муниципального района, администрацию Солнечного муниципального района установить теневые навесы на территории детского сада, расположенного по адресу <адрес> «в» в соответствии с требованиями п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, за счет средств бюджета Солнечного муниципального района. В судебном заседании помощник прокурора Солнечного района Савина А.С. настаивала на исковых требованиях прокурора Солнечного района Хабаровского края, пояснив, что на сегодняшний день нарушения не устранены, настаивает на требованиях по установке теневых навесов на территории дошкольного учреждения, обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении, поддерживает. Просит обязать ответчиков устранить нарушения в срок до 01.07.2012, установив навесы в количестве 10 штук на территории детского сада «Алёнушка». Представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» Лысенко Т.И. в судебном заседании согласилась с тем, что необходимо на территории детского сада произвести установку теневых навесов на 10 групповых участках, однако дошкольное учреждение не располагает собственными денежными средствами и не в состоянии обеспечить выполнение исковых требований. Представитель управления образования администрации Солнечного муниципального района Осипова Е.В. иск признала частично, пояснив, что необходимо установить теневые навесы на территории детских дошкольных учреждений Солнечного района, однако это обязана сделать администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края, поскольку администрация является главным распределителем бюджетных денежных средств. Представитель администрации Солнечного муниципального района Шелопугин И.А. в судебном заседании иск не признал, и суду пояснил, что детские сады являются подведомственными учреждениями управления образования, юридическое лицо отвечает за их содержание и финансирование. Управление образования разрабатывает целевую программу «Развитие системы дошкольного образования в Солнечном муниципальном районе на 2011-2013г.г.», осуществляет ее защиту, исходя из этого, решением Собрания депутатов выделяются необходимые денежные средства на финансирование вышеуказанных расходов. Управление образования участвуют в формировании местного бюджета и должны отстаивать свои программы. Суд, выслушав прокурора, стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации гарантируется защита детства государством. Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1 закреплено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Статьей 4 Конвенции определяется, что государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции, при этом обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно статье 1, в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. В соответствии с ч.1 ст.2 вышеуказанного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Из п.п.1.1, 1.2, 1.13 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91, следует, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (далее - ДО) независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п.1.1). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к оборудованию и содержанию территории дошкольных учреждений (п.1.2). Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных организаций, воспитанием и обучением детей, а также оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с образовательной деятельностью (п.1.13). В соответствии с п.п. 3.9, 3.9.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Солнечного района была проведена проверка соблюдения муниципальными дошкольными образовательными учреждениями детскими садами в поселке Солнечный Солнечного района Хабаровского края требований действующего законодательства в части обеспечения теневых навесов на их территории. В ходе проведенного мероприятия по надзору установлено, что групповые площадки детских садов, в том числе, и детского сада «Алёнушка», не оборудованы теневыми навесамидля защиты детей от солнца и осадков. До настоящего времени указанные нарушения не устранены, в детском саду на территории групповых площадок отсутствуют теневые навесы в количестве 10 штук, что создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, воспитывающихся в данном образовательном учреждении, их отсутствие препятствует осуществлению права неопределенного круга лиц (несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад «Алёнушка») на санитарно-эпидемиологическое благополучие. Отсутствие теневых навесов может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь и здоровье несовершеннолетних. В соответствии с п.п.3,4 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон) образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п.3); за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (п.4). Согласно ч.3 ст.39 Закона образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляетсяучредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, устройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Солнечного района, утвержденного постановлением главы муниципального образования Солнечного района Хабаровского края от 09.07.2003 № 83 (с изменениями и дополнениями от 27.06.2005) следует, что управление образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях, а также соответствующие печати, штампы, бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.6 Положения). Управление образования координирует деятельность образовательных учреждений, осуществляет контроль за исполнением законодательства по соблюдению санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательных учреждениях, обеспечивает охрану жизни, здоровья, создает безопасные условия труда обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений муниципального образования Солнечного района (п.3.7 Положения). Вправе приостанавливать в установленном порядке деятельность подведомственных учреждений, осуществляемую с нарушениями требований законодательства РФ, Хабаровского края и уставов учреждений, вправе заключать в пределах ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете, договоры со сторонними организациями, учреждениями, предприятиями, физическими лицами на выполнение работ, необходимых для решения задач и функций, определенных настоящим положением (п.4.6, 4.9 Положения). К исключительной компетенции управления образования относятся: определение потребности в строительстве зданий муниципальных образовательных учреждений, контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями (ч.5 Положения). Управлению образования, как исполнительно-распорядительному органу подконтрольны подведомственные ему учреждения и организации, находящиеся в его непосредственном управлении на территории муниципального образования, в том числе МДОУ детский сад «Алёнушка» в п.Солнечный. Имущество управления образования является муниципальной собственностью и передано управлению образования в пользование на праве оперативного управления (п.8.1 Положения). Расходами управления образования являются расходы на содержание образовательных учреждений, содержание управления образования, на проведение семинаров, конкурсов, олимпиад и других мероприятий (п.8.12). Управление образования отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении (п.8.15 Положения). Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края является администрация Солнечного муниципального района в лице управление образования (п.1.5 Устава МДОУ детский сад «Алёнушка»). Согласно Уставу, детский сад является юридическим лицом, имеет имущество, которое закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника имущества. Финансовое обеспечение деятельности МДОУ осуществляется за счет средств муниципального бюджета через муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Солнечного муниципального района Хабаровского края» на основании бюджетной сметы. Расходы на текущий и капитальный ремонт МДОУ несет Учредитель. В силу ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п.7 ч.3 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» в собственности муниципальных районов могут находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. На основании ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии со ст.34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования исходя из ст.37 Закона) Статьей 15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В соответствии с законодательством России (ст.120 ГК РФ, ст.ст.158, 161 БК РФ) и п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» именно соответствующее публично-правовое образование, а не его органы являются надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности. Уставом Солнечного муниципального района администрация Солнечного муниципального района наделена полномочиями - обеспечивать исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения муниципального района (ч.1 ст.38 Устава), формировать, утверждать, исполнять бюджет муниципального района, осуществлять контроль за исполнением данного бюджета, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, управлять имуществом, находящимся в собственности муниципального района (ч.ч.1,3 ст.5 Устава), создавать муниципальные предприятия и учреждения и иные полномочия (ч.5 ст.38 Устава). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по установке теневых навесов на территории групповых площадок МДОУ детский сад «Алёнушка», расположенного по адресу: п.Солнечный Солнечного района Хабаровского края, ул. Геологов, 22 «в» следует возложить на администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края. Срок, для выполнения вышеуказанных работ по установке теневых навесов, суд считает необходимым определить до 01.07.2012. В удовлетворении исковых требований прокурора Солнечного района к МДОУ детский сад «Алёнушка» и управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Алёнушка», управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об оспаривании бездействия ответчика и понуждении к совершению действий, удовлетворить частично. Обязать администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края, установить теневые навесы в количестве 10 (десяти) штук на территории дошкольного образовательного учреждения детский сад «Алёнушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края, расположенного по адресу: п.Солнечный, ул.Геологов, д.22 «в», в соответствии с требованиями п.3.9 СанПиН 2.4.12660-10, за счет средств бюджета муниципального района, в срок до 01.07.2012. Отказать прокурору Солнечного района в удовлетворении исковых требований к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Алёнушка» и управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10-ти дней через Солнечный районный суд. Судья: подпись А.А.Мельник Копия верна: Судья