Дело №2-654/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 сентября 2011г. п.Солнечный Солнечный районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Зелезнева В.И., при секретаре Чиганцевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миловановой Т. В. в интересах несовершеннолетней Миловановой Т. С. к Министерству финансов <адрес> о взыскании с индексацией задолженности по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: Милованова Т.В., действуя в интересах несовершеннолетней Миловановой Т.С., обратилась в суд с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание опекаемого ребенка за период 2002 - 2004 годы с учетом индексации в размере 189037,97руб., указав, что размер пособия на опекаемого ребенка, выплаченного за указанный период, исчислен с нарушением постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, без учета фактических цен региона. Просит суд удовлетворить ее требования в полном объеме. Истица и Милованова Т.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истицы Локтев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Специалист отдела опеки и попечительства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства финансов <адрес> Ермолина А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменный отзыв на иск, из которого следует, что Министерство финансов <адрес> возражает относительно требований, заявленных к казне <адрес>. Считает, что сведения о суммах задолженности по выплате пособия на опекаемых детей, должен представлять орган опеки и попечительства и указанный орган должен являться стороной по делу. Кроме этого, Прядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам Правительством Российской Федерации утвержден не был, в связи с чем, компенсация федеральных льгот должна производится за счет средств федерального бюджета. Просит в иске отказать. Выслушав представителя истицы, изучив отзыв представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Судом установлено, что распоряжением главы Горненской поселковой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Высоцкая В.М. назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Распоповой Т. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Распоряжением главы администрации Солнечного муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Высоцкая В.М. освобождена от обязанностей опекуна в отношении Распоповой Т.С.. Опекуном над несовершеннолетней Распоповой Т.С. назначена Милованова Т. В.. Из свидетельства о перемени имени 1-ДВ № выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации Солнечного муниципального района <адрес> Распопова Т.С. изменила фамилию на «Милованова». Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно п.5 ст.150 Семейного Кодекса РФ на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующие социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка. В соответствии со ст.8 указанного закона, государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных стандартов. Государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания. В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям №, 2, 3. В соответствии с п.3 указанного постановления эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении дополнительных компенсаций по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем в определенном размере в день и в квартал из расчета на одного ребенка. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении денежных норм питания и обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем в определенном размере в день и в квартал из расчета на одного ребенка. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении дополнений в постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении денежных норм питания и обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, воспитанников коррекционной школы-интерната» с учетом установленных норм и утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены компенсация расходов на питание указанных детей и нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем соответственно на 2004 год в определенном размере в день с ДД.ММ.ГГГГ и в квартал с ДД.ММ.ГГГГ из расчета на одного ребенка. Согласно справок, выданных управлением образования администрации Солнечного муниципального района, Высоцкая В.М., являющейся опекуном несовершеннолетней Распоповой Т.С., за 12 месяцев 2002 года выплачено опекунское пособие в размере 22639,44руб., за 12 месяцев 2003 года - 30555,00 руб., за 12 месяцев 2004 года - 37736,00 руб. Представителем истицы суду представлены справки отдела государственной статистики в <адрес> о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также расчет, составленный им на основании этих справок о стоимости продуктов питания, одежды и обуви на каждый год (2002-2004г.г.) с учетом норм обеспечения, предусмотренных указанным Постановлением Правительства РФ. Представленный представителем истицы расчет недовыплаченного опекунского пособия за 12 месяцев 2002 года, за 12 месяцев 2003 года и 12 месяцев 2004 года на общую сумму 76480,38руб., произведен с учетом ежемесячного расчета по питанию ребенка школьного возраста, произведенного на основании натуральных норм питания, установленных выше указанными постановлениями главы <адрес>, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и фактическим ценам на каждое наименование продукта в каждом месяце за указанный период, сложившимся в регионе, с учетом натуральных норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем на бщую сумму 22284,70руб.а восемь месяцев и 8 дней 2004г.,етей, отраженных в справках Управления образования администрации мунидевочку школьного возраста, также утвержденных выше указанными постановлениями главы <адрес>, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и сложившимся фактическим ценам в регионе по каждому наименованию имущества, с учетом количества летних, выходных, праздничных и каникулярных дней, в которые норма расходов на питание увеличивается на 10%, с учетом дополнительных расходов в размере 4% от расчетной стоимости содержания на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игрушек, книг, с учетом выплаченного пособия за указанный период и с учетом сроков носки одежды, обуви и сроков пользования мягким инвентарем. Расчет не имеет арифметических ошибок. В связи с чем суд принимает указанный расчет. Доводы представителя ответчика Министерства финансов <адрес> о том, что при расчете недовыплаченного пособия необходимо применять цены <адрес> суд находит необоснованными, поскольку: во-первых: в <адрес> отсутствует орган государственной статистики, отслеживающий потребительские цены на товары и платные услуги населению в районе и ближайший к <адрес> орган государственной статистики, отслеживающий потребительские цены на товары и платные услуги населению, находится в <адрес>, который расположен от <адрес> в 40км.; во-вторых; применение истицей при расчете недовыплаченного пособия потребительских цен на товары по <адрес> не противоречит Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Указанные выводы суда в части применения при расчетах справок о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ № набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, представленных органом государственной статистики, соответствуют определению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-15 В соответствии со ст.16 ГК РФ, подлежит удовлетворению требование истицы об индексации задолженности по выплате опекунского пособия, так как индексация денежных сумм, является механизмом приведения в соответствие невыплаченных своевременно сумм уровню цен и стоимости жизни, сложившемуся на день реального исполнения должником своего обязательства. При этом вина должника не является условием, при котором производится индексация, поскольку применение индексов роста цен направлено на усиление санкций в отношении должника и на правильное определение размера реального и полного возмещения убытков при рассмотрении спора в суде. Изучив расчет индексации за 12 месяцев 2002 года, за 12 месяцев 2003 года и 12 месяцев 2004 года на общую сумму 112557,59руб., представленный представителем истицы, суд приходит к выводу о том, что расчет произведен в соответствии с индексом потребительских цен на товары и платные услуги населению по <адрес> за период 2002-2011гг. по отношению к июлю 2011г., представленных отделом сбора и обработки статистической информации Хабаровскстат Росстат, с учетом периода и размера каждой недовыплаченной суммы. Расчет не имеет арифметических ошибок. В связи с чем суд принимает указанный расчет. Итого, общая сумма задолженности по выплате указанного пособия за исследуемый период с учетом индексации составляет 189037,97руб., которая должна быть взыскана с ответчика в пользу истицы. Рассматривая возражения представителя ответчика по поводу того, что Министерство финансов <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, суд приходит к следующему выводу. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. В силу п.1 Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного Приказом Министерства образования РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, выплачиваются опекунам (попечителям), исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Указанный пункт Положения решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ00-248 не признан не соответствующим Конституции РФ. Таким образом, содержание двух вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством РФ в полной мере выполнена обязанность по установлению размера и порядка выплаты опекунских пособий. Так, Правительством Российской Федерации были установлены натуральные нормативы, исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия. Установление на всей территории Российской Федерации единого размера таких выплат в денежном выражении не смогло бы обеспечить надлежащую защиту опекаемых детей, поскольку суммы, необходимые на их содержание, могут достаточно сильно варьироваться в зависимости от цен, сложившихся в том или ином населенном пункте. Порядок же выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета <адрес>. В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации - социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование рассматриваемых вопросов. ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Главы администрации <адрес> N 224 "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой". Данное постановление отменено решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, как ограничивающее права несовершеннолетних опекаемых по сравнению с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Г03-3 установлена противоправность действий и вина органов государственной власти <адрес> при определении величины пособия на опекаемого ребенка, а также признана обязанность органов государственной власти <адрес> по обеспечению надлежащего финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, исходя из фактических цен, сложившихся в регионе. При этом Верховный Суд РФ указал, что издание Главой администрации постановления № от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении минимальных нормативов бюджетной обеспеченности расходов на содержание детей, находящихся под опекой" существенно затруднило не только исполнение Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", но и затруднило опекунам защиту законных прав опекаемых ими детей. Таким образом, указанный нормативно-правовой акт надлежащим образом не обеспечил реализацию норм действующего законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории <адрес>. Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» фактически была обеспечена передача на уровень субъектов Федерации дополнительных финансовых средств на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий. Статьей 48 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее ФФПР) в общем объеме 147490966 тыс. рублей. Приложением 11 к указанному федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам РФ. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных <адрес> составил 2958996 тыс. рублей. Статьей 46 ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» также было предусмотрено формирование ФФПР в сумме 173167526тыс.рублей. Согласно приложению № к указанному федеральному закону <адрес> было перечислено 3566858 тыс.рублей. Статьей 42 ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2004 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее ФФПР). Приложением 13 к указанному федеральному закону установлено распределение средств ФФПР по субъектам РФ. Объем средств, запланированных к перечислению и в дальнейшем фактически переданных <адрес>, в том числе и на предполагаемые расходы на выплату опекунских пособий составил 3 756 235 рублей, что нашло свое отражение законе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О бюджетной системе <адрес> на 2004 год». Таким образом, в составе средств ФФПР, переданных в 2002-2004 годах из федерального бюджета в <адрес> были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на выплату опекунских пособий. Учет данных расходов производился на основании Методик распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002, 2003, 2004г.. Фактически учет производился путем включения в состав Методик соответствующих данных и формул, в конечном счете определяющих количество денежных средств, которые необходимо передать субъектам Федерации в качестве финансовой помощи. Пунктом 2.7 каждой из методик предусматривалось, что в составе расходов субъектов Российской Федерации на социальное обеспечение дополнительно учитываются расходы на выплату пособий на детей, находящихся под опекой или попечительством ( в 2002 году - из расчета 25250 руб. в год на одного ребенка, в 2003 году - 28280руб., в 2004 году - 31108 руб. в год на одного ребенка с корректировкой на коэффициент уровня цен). В состав Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002г.- 2004 г. были включены дополнительные денежные средства, представляющие собой финансовую помощь, предоставленную субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в счет производимых ими расходов на выплату опекунских пособий. Таким образом, в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий, независимо от учета средств в резерве конкретного фонда, и финансовая помощь поступила из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, то есть <адрес>. Следовательно, Министерство финансов РФ, не может нести ответственности за образование задолженности по выплате опекунского пособия. Данные выводы суда соответствуют выводам судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, изложенным в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-В06-71. Ответственность по взысканию задолженности денежных средств на содержание опекаемого ребенка также не может быть возложена и на администрацию муниципального образования <адрес>, поскольку наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления вправе осуществлять государственное полномочие лишь в той части, в какой выделены из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ средства на его реализацию. Таким образом, из выше изложенного следует, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов <адрес>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Миловановой Т. В. удовлетворить. Взыскать с Министерства <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Миловановой Т. С. задолженность по выплате денежных средств на ребенка, находящегося под опекой, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с индексацией в размере 189037,97руб. (Сто восемьдесят девять тысяч тридцать семь рублей 97коп.). Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Солнечный районный суд в течение 10 дней. Судья В.И.Зелезнев