о признании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности адм. Солнечного муниц. района



Гр.дело № 2-719/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнечный                                 14 сентября 2011 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Липатова И.В.,

с участием старшего помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края Казановой Ю.В.,

при секретаре Плотниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Солнечный ул. Ленина 29 гражданское дело по заявлению Прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании п.15.3 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района от 12.08.2011 года № 6 незаконным со дня его принятия; обязать отменить решение в течение 3-х дней со дня вступления в силу решения суда,

У с т а н о в и л:

Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании п.15.3 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района от 12.08.2011года № 6 незаконным со дня его принятия; обязать отменить решение в течение 3-х дней со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование заявления указал, что решением заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района № 6 от 12.08.2011года на территории Солнечного муниципального района введен режим чрезвычайной ситуации с 11.08.2011года. Пунктом 15.3 указанного решения введен запрет реализации алкогольной продукции и пива на 3 суток во всех торговых предприятиях п.Солнечный и п.Горный.

Случаи ограничения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также запрета реализации алкогольной продукции определены в ст.16, ст.26 ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Основание для прекращения реализации алкогольной продукции, закрепленное в решении от 12.08.2011 ода № 6, в указанном ФЗ не предусмотрено. В силу ч. 2 ст.26 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» иные ограничения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, решение от 12.08.2011 года № 6 принято с превышением компетенции органов местного самоуправления и органов единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В судебном заседании старший помощник прокурора Солнечного района Казанова Ю.В. заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем. Просит суд признать п.15.3 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района от 12.08.2011года № 6 незаконным со дня его принятия; обязать отменить решение в течение 3-х дней со дня вступления в силу решения суда. .

            Представитель Администрации Солнечного муниципального района Алешина Т.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась и суду показала, что отсутствует предмет спора, поскольку режим чрезвычайной ситуации на территории Солнечного района отменен.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов».

Обращение прокурора Солнечного района в суд обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, при этом следует учитывать, что запрет на реализацию алкогольной продукции и пива сроком на 3 суток во всех торговых предприятиях п.Солнечный и п.Горный повлек нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на свободу предпринимательской деятельности, а также права потребителей результатов данной предпринимательской деятельности. В данном случае товаров (алкогольной продукции и пива).

Круг лиц, чьи права нарушаются запретом реализации алкогольной продукции и пива невозможно определить, поскольку количество потребителей алкогольной продукции и пива в п.Солнечный и в п.Горный во всех торговых предприятиях в течение 3 суток установить не представляется возможным..

Под понятием "защита неопределенного круга лиц" в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Порядок защиты общих интересов физических лиц предусмотрен ГПК.

В силу ч. 2 ст. 4 ГПК в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,

Отсюда обращение прокурора в суд основано на законе.

Согласно Уставу Солнечного муниципального района Хабаровского края структуру органов местного самоуправления составляют Собрание депутатов, глава муниципального района, администрация муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами края (п.11.); администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органов муниципального района (п.1 ст.37), администрация является юридическим лицом (п.3 ст.37; главой администрации муниципального района является глава муниципального района (п.4 ст.37); и т.д.

Постановлением главы муниципального района от 17.05.2005года № 66 утверждено Положение об администрации Солнечного муниципального района.

Согласно Положению об администрации Солнечного муниципального района администрация обладает правами юридического лица, действует от имени Солнечного муниципального района (п.1.3); обеспечивает на территории Солнечного муниципального района права, свободы и законные интересы человека и гражданина, исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в интересах населения Солнечного района, осуществление задач социально-экономического развития Солнечного муниципального района, исполнение законов и иных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края ( п.1.4) и т.д.

Постановлением главы Солнечного муниципального района от 19.03.2010года № 31 утвержден Регламент администрации Солнечного муниципального района.

Согласно Регламенту администрации Солнечного муниципального района, определен порядок организации деятельности администрации Солнечного муниципального района, взаимодействие ее органов и структурных подразделений в процессе выполнения возложенных на них задач.

Постановлением главы Солнечного муниципального района от 12.08.2011 года № 86 с 10.00часов 11.08.2011 года до особого указания установлен режим «Чрезвычайная ситуация» на территории Солнечного муниципального района.

Согласно протоколу Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Солнечного муниципального района № 6 от 12.08.2011года на территории Солнечного муниципального района с 11.08.2011года введен режим чрезвычайной ситуации (п.1.решения); запрещена реализация алкогольной продукции и пива на 3 суток во всех торговых предприятиях п.Солнечный и п.Горный.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характера для них опасных факторов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994года № 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 4 Федерального закона от 21.12.1994года № 68-ФЗ устанавливает, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, возникающих в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определены статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ. А именно органы местного самоуправления самостоятельно:

А) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

Б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

В) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

З) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Возможность ограничения основных прав и свобод прямо предусмотрена ч. 3 ст.55 и ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Случаи ограничения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также запрета реализации алкогольной продукции определены ст.16, ст.26 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Основание для прекращения реализации алкогольной продукции, в связи с введением режима чрезвычайной ситуации, закрепленное в протоколе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Солнечного муниципального района № 6 от 12.08.2011года, в указанном выше ФЗ от 22.11.1995года № 171-ФЗ не предусмотрены.

Частью 2 ст.26 ФЗ от 22.11.1995года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлено, что иные ограничения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральным законом.

Таким образом, п.15.3 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района от 12.08.2011года № 6 принят с превышением компетенции органов местного самоуправления и органов единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

            Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При таких обстоятельствах заявление прокурора суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенные нарушения закона.

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Солнечного района Хабаровского края удовлетворить.

Признать п.15.3 решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района от 12.08.2011года № 6 незаконным со дня его принятия.

Обязать Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Солнечного муниципального района отменить п.15.3 решение в течение 3-х дней со дня вступления в силу решения суда.

             Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Солнечный районный суд в течение 10-ти дней со дня вынесения.

Судья                                                                                                      И.В. Липатова

Копия верна: судья                                                                             Липатова И.В.