о признании распоряжения главы Солнечного муниципального района незаконным



Дело № 2-898/ 2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Солнечный                                                                                                  19 декабря 2011 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Лесниковой Л.П.,

при секретаре Жигалюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Теребилова П. С. в интересах несовершеннолетней Теребиловой Т. П. об оспаривании распоряжения главы Солнечного муниципального района <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части снятия с учета Теребилову Т. П.,

УСТАНОВИЛ:

Теребилов П.С. обратился в суд в интересах несовершеннолетней Теребиловой Т.П. с заявлением об оспаривании распоряжения главы Солнечного муниципального района Хабаровского края № 1225-р от 18.07.2011г. «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части снятия с учета Теребилову Т.П., мотивируя тем, что являясь инвалидом детства его дочь Теребилова Т.П. по его личному заявлению ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет, номер учетного дела 1470, для получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, однако указанным выше распоряжением его дочь Теребилова Т.П. снята с учета с формулировкой в связи с изменением условий, в результате чего исчезли основания для признания ее нуждающейся в переселении. Снятие с учета считает незаконным и нарушающим права его несовершеннолетней дочери Теребиловой Т.П. на получение социальной выплаты.

Заявитель Теребилов П.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель несовершеннолетней Теребиловой Т.П. - Ложкина Н.Г. заявление своего доверителя поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Просит суд признать распоряжение главы Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края № 1225-р от 18.07.2011г. «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части снятия с учета Теребилову Т.П. незаконным и обязать восстановить ее в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации Солнечного муниципального района и.о. главы Солнечного муниципального района В.Н. Старков в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого он считает распоряжение № 1225-р от 18.07.2011г. законным, статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливаются основные критерии для предоставления жилищных субсидий гражданам, прибывшим в северные районы до 01.01.1992г. Просит рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении заявления Теребилову П.С. в интересах Теребиловой Т.П. отказать.

Представитель Министерства строительства Хабаровского края, привлеченный судом в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени рассмотрения дела был надлежаще извещен.

Выслушав представителя Ложкину Н.Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация справе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно (часть 3).

Оказание государством помощи гражданам посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение социальных выплат на приобретение жилья (жилищных субсидий) установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьей 1 указанного закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимися в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст. 2 указанного закона, устанавливающей очередность предоставления жилищных субсидий, во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего федерального закона.

Согласно ч.3 ст.5 настоящего федерального закона при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

В судебном заседании установлено, что Теребилова Т.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом с детства, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, родилась в <адрес>, проживает по адресу: <адрес>, жилья в других регионах Российской Федерации не имеет, нуждается в его улучшении, что подтверждается письменными доказательствами.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967, действующим до настоящего времени, к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера отнесен, в том числе и <адрес>.

          Таким образом, Теребилова Т.П. родилась и проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

          Начиная с 2006 года, государственная поддержка по обеспечению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 № 675.

          Порядок реализации подпрограммы определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 в редакции постановления от 08.02.2011г. № 1050.

Подпункт «з» пункта 5 раздела 1 указанных Правил повторяет положения ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ.

В силу подпункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям п.5 Правил и изъявившие такое желание.

В силу пунктов 2, 3 раздела 1 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. №879 ( с изменениями от 7.11.2008г.), регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъекта РФ могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету таких граждан.

Как установлено судом, полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, переданы администрации Солнечного муниципального района.

         Согласно письменного уведомления и.о. главы администрации муниципального района В.Н. Старкова на основании распоряжения главы администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р «О постановке на учет граждан для получения социальных выплат», Теребилова Т.П. зарегистрирована за ДД.ММ.ГГГГ в журнале регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, несовершеннолетняя Теребилова Т.П. в силу предписаний статьи 1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пунктов 5,6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» имеет право участвовать в подпрограмме, как отвечающая требованиям и изъявившей такое желание.

Новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050. При этом перечень категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, сохраняются, в этот перечень включены и граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно распоряжению главы администрации Солнечного муниципального района от 18.07.2011г. -р сняты с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья ряд граждан, в том числе Теребилову Т. П..

Письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Теребилова Т.П. уведомлена о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменениями других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет              средств федерального бюджета.

Из отзыва и.о. главы Солнечного муниципального района В.Н. Старкова следует, что статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливаются основные критерии для предоставления жилищных субсидий гражданам, прибывшим в северные районы до 01.01.1992г.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Установлено, что Теребилова Т.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Следовательно, на момент принятия на учет для получения социальных выплат, Теребилова Т.П. прожила в приравненной к району Крайнего Севера местности 15 лет, что соответствует требованиям ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ.

Положение статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» следует рассматривать во взаимосвязи с положениями его статей 2, 5, указывающих на права инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не может трактоваться с целью умаления прав и законных интересов указанных лиц.

            Применение данной статьи в отрыве от остальных положений закона суд находит несправедливым и противоречащим Конституции РФ, федеральной целевой программе «Жилище», указывающих на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования. Мероприятия по предоставлению гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, социальных выплат путем выдачи государственных жилищных сертификатов в 2011-2015 годах, которые будут продолжены за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.

         При таких обстоятельствах, распоряжение главы Солнечного муниципального района от 18.07.2011г. № 1225-р «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальной выплаты» в части снятия Теребиловой Т. П. с учета, подлежит признанию незаконным, как нарушающее гарантированное ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право заявителя на обеспечение доступным жильем.

        По правилам ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ст. 258 ГПК РФ, суд

                 РЕШИЛ:

Признать распоряжение главы Солнечного муниципального района Хабаровского края -р от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат» в части снятия с учета Теребилову Т. П. незаконным.

Обязать главу Солнечного муниципального района Хабаровского края восстановить Теребилову Т. П. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

         Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Солнечный районный суд.

Судья                                                                                                          Л.П.Лесникова

Решение принято в окончательной форме 26 декабря 2011 года.