П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
гор. Москва 04 октября 2011 года
Солнцевский районный суд гор. Москвы в составе: председательствующего - федерального судьи Шелепова К.В.,
при секретаре Ахметжановой Г.М.,
с участием государственного обвинителя – старшего помощника Солнцевского межрайонного прокурора гор. Москвы Соковой А.О.,
подсудимого Макеева М. А., защитника – адвоката Жолудева И.Ю., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, потерпевшего А.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Макеева М. А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, не имеющего судимости,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 ч. 1 УК РФ, -
У С Т А Н О В И Л :
Макеев М.А. совершил применение насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а именно:
Так, он, 27 февраля 2011 года в период времени с 20 часов 30 минут до 21 часа 30 минут, находясь в общественном месте – на девятом этаже № подъезда дома № корпус № по <адрес>, будучи в состоянии алкогольного опьянения, нарушая тишину, громко разговаривал, используя в своей речи нецензурную брань, выражая тем самым явное неуважение к обществу. Данные действия были пресечены милиционером роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по району Солнцево г. Москвы сержантом милиции А.Д.С., являющимся должностным лицом – представителем власти – представителем милиции общественной безопасности, находящимся на службе и выполняющим возложенные на него обязанности по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, руководствующимся в своей деятельности Конституцией РФ, законом РФ «О милиции», приказами МВД РФ, начальника ГУВД г. Москвы, одетым в форменное обмундирование сотрудника милиции со знаками различия. Последний, представившись Макееву М.А. сотрудником милиции, потребовал проследовать вместе с ним в ОВД по району Солнцево г. Москвы для составления протокола об административном правонарушении. Однако, тот, осознавая, что перед ним находится представитель власти, с целью воспрепятствования его деятельности, имея умысел на применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в связи с исполнением А.Д.С. своих служебных обязанностей, ударил его рукой в область головы, а также порвал левый нагрудный карман и оторвал левый погон одетой на нем форменной куртки. В результате насильственных действий Макеева М.А. А.Д.С. была причинена физическая боль.
Подсудимый Макеев М.А. свою вину в совершении преступления, предусмотренного ст. 318 ч. 1 УК РФ, не признал. Не отрицая факта нахождения 27 февраля 2011 года в период времени с 20 часов 30 минут до 21 часа 30 минут в состоянии опьянения, он показал, что на лестничной площадке девятого этаже № подъезда дома № корпус № по <адрес> он случайно столкнулся с сотрудником милиции А.Д.С. головой, когда открыл дверь своей квартиры изнутри. Чтобы не упасть он схватился руками за обмундирование последнего. После этого, он был задержан. Общественный порядок он не нарушал, нецензурной бранью не выражался. Громко не разговаривал. Нецензурно он выразился в адрес сотрудников милиции уже в машине, во время доставки в ОВД, считая, что его незаконно задержали. Он допускает, что мог случайно задеть сотрудника милиции рукой, когда препятствовал надеванию на себя наручников, считая действия милиционеров необоснованными.
Однако, виновность Макеева М.А. в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждается, а его показания опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Так, потерпевший А.Д.С. пояснил, что проходит службу в должности милиционера роты ППСМ ОВД по району Солнцево г. Москвы. Утром 27 февраля 2011 года он заступил на службу по охране общественного порядка и приступил к патрулированию вверенной территории. Примерно в 21 час того же дня он в составе наряда (совместно с инспектором Н.А.В.) по указанию оперативного дежурного ОВД по району Солнцево г. Москвы прибыл по адресу, расположенному на девятом этаже № подъезда дома № корпус № по <адрес>, где компания молодых людей распивала спиртные напитки. Он находился в форменном обмундировании, вооружен табельным оружием. После того, как у граждан проверили документы и предложили им проследовать в ОВД по району Солнцево г. Москвы для составления протокола об административном правонарушении, Макеев М.А. схватил его за левый нагрудный карман, порвав его. Затем последний, препятствуя действиям патрульного наряда, пытавшихся надеть на него наручники для следования в ОВД, оторвал левый погон на его куртке. Кроме того, в этот момент ему был нанесен удар рукой в область скулы. Момент нанесения удара он не видел, поэтому не может сказать с каким умыслом тот был нанесен. Макеев М.А. также ударил его головой в левую височную область. В результате насильственных действий Макеева М.А. ему была причинена физическая боль, ссадина в левой височной области, порвана форменная куртка.
В порядке ст. 281 УПК РФ были оглашены показания А.Д.С., данные на стадии предварительного следствия, согласно которым он видел как «Макеев М.А., стоящий за спиной слева, замахнулся на него кулаком. Он (А.Д.С.) отклонился, и удар пришелся в область скулы».
Неточности в показаниях А.Д.С. объяснил тем, что возможно неправильно выразился, поэтому следователь ошибочно указал, что он видел момент нанесения удара. Он не сомневается, что удар ему нанес Макеев М.А., однако, не может сказать об умысле нанесения именно этого удара: случайно, когда Макеев М.А. уклонялся от надевания наручников и вырывался, или умышленно.
Суд не считает вышеуказанные противоречия существенными, однако, в части применения насилия Макеевым М.А. к А.Д.С. при постановлении приговора руководствуется показаниями потерпевшего, данными в судебном заседании.
Согласно протоколу очной ставки от 28 марта 2011 года потерпевший А.Д.С. подтвердил свои показания на очной ставке с Макеевым М.А. (л.д. 94-98).
Согласно справке из ПВЛ № 4 УЗ ЗАО г. Москвы при обращении 28 февраля 2011 года у А.Д.С. имелись ушиб, ссадины лица (л.д. 11).
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № 996/4254 от 14 марта 2011 года у А.Д.С. имелась ссадина левой височной области, не повлекшая за собой кратковременного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты трудоспособности, расценивающееся как не причинившее вреда здоровью человека (л.д. 199-200).
Согласно выписке из приказа ОВД по району Солнцево г. Москвы № 28 л/с от 17 декабря 2010 года сержант милиции А.Д.С. назначен на должность милиционера отдельной роты патрульно-постовой службы милиции ОВД по району Солнцево г. Москвы по контракту сроком на три года с 22 ноября 2010 года (л.д. 147).
Согласно выписке из приказа начальника УВД по ЗАО г. Москвы № 168 л/с от 25 августа 2010 года милиционеру роты ППСМ ОБ УВД по ЗАО г. Москвы младшему сержанту милиции А.Д.С. присвоено очередное специальное звание младшего начальствующего состава «сержант милиции» с 29 июля 2010 года (л.д. 148).
Из копий графика работы личного состава ОР ППСМ ОВД по району Солнцево г. Москвы на февраль 2011 года, постовой ведомости расстановки нарядов милиции на 27 февраля 2011 года следует, что 27 февраля 2011 года с 09 часов А.Д.С. находился при исполнении должностных обязанностей в составе наряда второй смены подразделения милиции ОВД по району Солнцево г. Москвы (л.д. 160, 153-159).
Должностной инструкцией милиционера отдельной роты ППСМ ОВД по району Солнцево г. Москвы № 18 от 19 февраля 2009 года определены права и должностные обязанности милиционера данной роты (л.д. 150-152).
Свидетель Н.А.В., инспектор ППС ОР ППСМ ОВД по району Солнцево г. Москвы подтвердил, что примерно в 21 час 27 февраля 2011 года он совместно с милиционером А.Д.С. по указанию оперативного дежурного ОВД по району Солнцево г. Москвы прибыл по адресу, расположенному на девятом этаже № подъезда дома № корпус № по <адрес>, где компания молодых людей распивала спиртные напитки. Он и А.Д.С. находились в форменном обмундировании, были вооружены табельным оружием. После того, как у граждан проверили документы и предложили им проследовать в ОВД по району Солнцево г. Москвы для составления протокола об административном правонарушении, Макеев М.А. схватил А.Д.С. за левый нагрудный карман, порвав его. Они попытались надеть на Макеева М.А. наручники. Однако, тот препятствовал этому. В частности, он схватив А.Д.С. за левый погон куртки, и оторвал его, а потом ударил А.Д.С. рукой в лицо и головой в левую височную область. Удар рукой в лицо был целенаправленным, умышленным, а не случайным.
Аналогичные обстоятельства изложены в рапорте Н.А.В. от 27 февраля 2011 года (л.д. 16).
Согласно протоколу очной ставки от 28 марта 2011 года свидетель Н.А.В. подтвердил свои показания на очной ставке с Макеевым М.А. (л.д. 128-132).
Свидетель Е.Е.Ф. показала, что 27 февраля 2011 года около 21 часа находясь на прилифтовой площадке девятого этажа № подъезда дома № корпус № <адрес>, она видела, что Макеев М.А., оказывая сопротивление сотрудникам милиции, ударил рукой в лицо одного из сотрудников.
Свидетели М.О.В. и М.Р.Ш. показали, что около 21 часа 27 февраля 2011 года были задержаны сотрудниками милиции на девятом этаже № подъезда дома № корпус № <адрес> и доставлены в ОВД по району Солнцево г. Москвы. Макеев М.А. в ОВД был доставлен позже. Они действительно находились в состоянии алкогольного опьянения и нецензурно выражались, но говорили негромко. Что происходило между сотрудниками милиции и Макеевым М.А. они не видели.
Свидетель М.И.В., мать подсудимого, показала, что около 21 часа 27 февраля 2011 года ее сын Макеев М.А. после того, как сотрудники милиции у него проверили документы, попытался выйти из квартиры, но не смог открыть дверь, так как снаружи этому что-то препятствовало. Когда дверь удалось открыть, сын потерял равновесие и упал, при этом случайно столкнулся головой с сотрудником милиции. После этого, сына необоснованно задержали. Макеев М.А. никому ударов не наносил, сопротивления сотрудникам милиции не оказывал.
Согласно протоколу от 28 февраля 2011 года осмотра места происшествия таковым является лестничная площадка, расположенная между восьмым и девятым этажами, в № подъезде дома № корпус № по <адрес>. На площадке обнаружено большое количество окурков, пустая пачка из-под сигарет, две пустые банки из-под алкогольных коктейлей (л.д. 35-36).
Согласно протоколам изъятия от 28 февраля 2011 года, осмотра от 15 марта 2011 года у А.Д.С. изъята и осмотрена форменная куртка. Ткань левого нагрудного и левого внутреннего карманов куртки повреждена. Левый погон отсутствует в месте крепления, находится в левом нагрудном кармане. Ткань погона повреждена (л.д. 12; 188-193).
Постановлением от 15 марта 2011 года куртка признана и приобщена к уголовному делу в качестве вещественного доказательства (л.д. 194-195).
Согласно протоколам выемки от 18 марта 2011 года, осмотра от 22 марта 2011 года у Н.А.В. изъят мобильный телефон, на камере которого имеется два файла с записями Макеева М.А. при его доставлении в ОВД по району Солнцево г. Москвы. Согласно записям Макеев М.А. нецензурно выражается в адрес сотрудников милиции. Файлы скопированы на диск (л.дл. 171-173; 174-177).
Постановлением от 22 марта 2011 года диск с записью признан и приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства (л.д. 178-179).
Согласно копии листов учета доставленных в ОВД по району Солнцево г. Москвы за 27 февраля 2011 года в 21 час 45 минут был доставлен Макеев М.А. (л.д. 161-166).
Из протокола ЗАО № 0030961 от 27 февраля 2011 года следует, что в ОВД по району Солнцево г. Москвы 27 февраля 2011 года для составления протокола об административном правонарушении доставлен Макеев М.А. (л.д. 60).
Согласно протоколу ЗАО № 0127801 от 27 февраля 2011 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 ч. 2 КРФоАП, в 21 час 55 минут 27 февраля 2011 года был задержан Макеев М.А. (л.д. 61).
Согласно протоколу ЗАО № 0093445 от 27 февраля 2011 года об административном правонарушении 27 февраля 2011 года в 21 час 45 минут Макеев М.А. находился в состоянии алкогольного опьянения по адресу: <адрес>, грубо нарушал общественный порядок, выражался нецензурной бранью, не реагировал на требования сотрудников милиции, проявлял неуважение (л.д. 62).
Постановлением от 28 февраля 2011 года Макеев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 ч. 2 КРФоАП (л.д. 63).
Согласно чеку от 28 февраля 2011 года Макеев М.А. оплатил административный штраф в размере *** рублей (л.д. 57).
Анализируя исследованные доказательства, суд в основу приговора кладет показания свидетелей Н.А.В., Е.Е.Ф., потерпевшего А.Д.С., которые последовательны, согласовываются с протоколами выемок, изъятий и осмотров, и иными материалами уголовного дела.
В судебном заседании не установлено какой-либо корыстной или иной личной заинтересованности потерпевшего и свидетелей обвинения оговаривать Макеева М.А.
Доводы подсудимого о своей невиновности, о том, что нанесение им удара сотруднику милиции явилось случайностью, суд считает не состоятельными, направленными на избежание уголовной ответственности за содеянное.
Об умышленном применении насилия к представителю власти со стороны Макеева М.А. свидетельствует его поведение, предшествующее этому: отказ в добровольном следовании в ОВД, воспрепятствование сотрудникам милиции в его принудительной доставке (по применению спецсредств – наручников). Кроме того, из показаний свидетеля Н.А.В. следует, что Макеев М.А. именно умышленно нанес А.Д.С. удар в область скулы.
Суд также критически относится к показаниям свидетеля М.И.В. – матери подсудимого. Суд считает данного свидетеля заинтересованным лицом ввиду родственных отношений с Макеевым М.А.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Макеева М.А. в совершении преступления.
Суд считает все вышеприведенные доказательства относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку они получены в соответствии с законом.
Поскольку Макеев М.А. совершил применение насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, суд квалифицирует его действия по ст. 318 ч. 1 УК РФ.
При этом, суд исключает из обвинения Макеева М.А. причинение потерпевшему А.Д.С. телесного повреждения в виде ссадины левой височной области, не повлекшей за собой кратковременного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты трудоспособности, расценивающееся как не причинившее вреда здоровью человека, по следующим основаниям. Из показаний потерпевшего А.Д.С., свидетеля Н.А.В. данное повреждение явилось следствием удара Макеева М.А., нанесенного головой. Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительному заключению нанесение Макеевым М.А. А.Д.С. удара головой в левую височную область не вменяется.
При назначении наказания суд учитывает, что Макеев М.А. не судим, работает, по месту жительства характеризуется формально.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что Макеев М.А. совершил преступление, отнесенное законом к категории средней тяжести, против представителя власти, в общественном месте, в присутствии посторонних граждан, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем полагает о необходимости назначения ему наказания в виде лишения свободы.
Однако, учитывая конкретные обстоятельства дела и личность подсудимого, суд считает, что его исправление и перевоспитание возможно без изоляции от общества, без реального отбытия наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 296-299, 302-304, 307-309 УПК РФ, суд:
П Р И Г О В О Р И Л :
Признать Макеева М. А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 01 (один) год.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Макееву М.А. наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком 01 (один) год 06 (шесть) месяцев. Возложить на Макеева М.А. обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не совершать административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения Макееву М.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.
Вещественные доказательства: диск – уничтожить, куртку – возвратить потерпевшему.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Московский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Федеральный судья К.В. Шелепов