ОБЯЗАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2010 года г. Москва

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Чуйко Д.П.,

с участием

истца - Русановой Н.В. (одновременно представителя истца Малыгина А.Н.), и ее представителя – Рябцевой А.В.,

истца - Захаровой С.В.

представителя истца ЗАО КСЦ «Переделкино», - Гнатюка А.В.,

представителя ответчика – Шацкой Т.И.,

представителя третьего лица

Управы района «Ново-Переделкино» г.Москвы – Комарницкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/2010

по иску ЗАО КСЦ «Переделкино», Русановой Надежды Викторовны, Захаровой Светланы Васильевны и Малыгина Александра Никитовича к ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы об обязании заключить договоры управления многоквартирным домом и приступить к управлению многоквартирными домами, –

УСТАНОВИЛ:

ЗАО КСЦ «Переделкино», Русанова Н.В., Захарова С.В., Малыгин А.Н. и группа других граждан обратились в суд с исковым заявлением (т.1,л.д.6-12) к ГУП ДЕЗ района «Ново-Переделкино» г.Москвы, Управе района «Ново-Переделкино» г.Москвы и Префектуре ЗАО г.Москвы, в котором просили:

обязать ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы принять в управление многоквартирные дома и заключить с собственниками помещений договоры управления многоквартирными домами по адресу: Адрес,

понудить Управу района «Ново-Переделкино» г.Москвы и Префектуру ЗАО г.Москвы оказать содействие в передаче в управление ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы вышеуказанных многоквартирных домов.

Решением Солнцевского районного суда г.Москвы от 13 мая 2009 года (т.3,л.д.101-104) исковые требования удовлетворены.

Суд обязал ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы принять в управление многоквартирные дома и заключить с собственниками помещений договоры управления многоквартирными домами по адресу: Адрес

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 3 сентября 2009 года (т.3,л.д.173-175) казанное решение отменено и дело возвращено на новое рассмотрение.

Возвращая дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала, что в материалах дела имеются заявления части истцов об отказе от иска, отказ судом не принят, определение о принятии отказа истцов от иска не выносилось.

Кроме того, судебная коллегия обратила внимание на положения закона, содержащиеся в ч.4 ст.161 ЖК РФ, ч.7 ст.161 ЖК РФ, а также в ст.18 Федерального закона №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации».

Согласно ст.369 ГПК РФ эти указания суда кассационной инстанции обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.

При новом рассмотрении дела суд эти указания выполнил в полном объеме.

Определением суда от 13 октября 2009 года (т.3,л.д.190) производство по гражданскому делу по иску истцов всего 37 человек, за исключением ЗАО КСЦ «Переделкино», Русановой (Ж.) Н.В., Захаровой С.В. и Малыгина А.Н. прекращено в связи с отказом истцов от иска, и отказавшиеся лица исключены судом из числа истцов.

Поскольку истцы отказались от исковых требований к Управе района «Ново-Переделкино» г.Москвы и Префектуре ЗАО г.Москвы, о чем свидетельствует их заявление (т.3,л.д.80), процессуальное положение данных органов судом изменено с ответчиков на третьих лиц (протокол судебного заседания – т.3,л.д.188).

Кроме того, судом учтены нормы материального права, приведенные в определении судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда.

При новом рассмотрении дела истцы представили заявление (т.4,л.д.118-122), в котором уточнили свои исковые требования:

Русанова Н.В., Захарова С.В., Малыгин А.Н. просили обязать ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы заключить с ними договоры управления многоквартирным домом по адресу: Адрес, в предложенной редакции и приступить к управлению указанным многоквартирным домом.

ЗАО КСЦ «Переделкино» просил обязать ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы приступить к управлению многоквартирными домами по адресу: Адрес

При этом истцы показали, что ранее заявленные исковые требования просят не рассматривать.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям в окончательной форме.

Истец Русанова Н.В. (одновременно представитель истца Малыгина А.Н.), ее представитель Рябцева А.В., истец Захарова С.В., представитель истца ЗАО КСЦ «Переделкино» в суде поддержали иск.

Представители ответчика ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы и третьего лица Управы района «Ново-Переделкино» г.Москвы просили в суде в удовлетворении иска отказать.

Истец Малыгин А.Н. и третье лицо Префектура ЗАО г.Москвы о рассмотрении дела извещены (т.4,л.д. 244-245), в суд не явились, при этом Малыгин А.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

В порядке ч.1 ст.48, ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает иск неподлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В суде установлено, что ЗАО КСЦ «Переделкино» является до настоящего времени организацией, управляющей жилыми домами по адресу: Адрес, которые по актам от 10 августа 2009 года (т.4,л.д.223-234) переданы на баланс Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы.

Русанова Н.В. является собственником квартиры по адресу: Адрес, Захарова С.В. – собственником квартиры Номер в том же доме, а Малыгин А.Н. - собственником квартиры Номер в том же доме.

Общими собраниями собственников указанных жилых домов от 4 мая 2008 года принято решение выбрать управляющую компанию - ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы, что подтверждается протоколами (т.1,л.д.22-29).

Между тем данные решения о выборе способа управления многоквартирными домами реализованы не были.

Поэтому 2 декабря 2009 года общими собраниями собственников указанных жилых домов повторно принято решение выбрать управляющую компанию - ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы, что подтверждается протоколами (т.14л.д.215-222).

Однако данные решения о выборе способа управления многоквартирными домами также реализованы не были.

В соответствие с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

На основании ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (ч. 8 ст. 161 ЖК РФ).

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее - Правила).

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Закон № 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Таким образом, договор управления многоквартирными домами должен заключаться по итогам проведения конкурса с соблюдением требований Закона № 94-ФЗ и вышеуказанных Правил.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Таким образом, заключение договора управления многоквартирными домами и предоставления услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, ремонту жилищного фонда и придомовых территорий между коммерческой организацией (исполнителем) и администрацией муниципального образования (заказчиком) без проведения открытого конкурса неправомерно, и в случае заключения такого договора без проведения конкурса он является ничтожным.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 17.04.2008 № Ф08-1898/2008, проанализировав положения ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, пришел к выводу, что иной, за исключением проведения открытого конкурса, способ выбора (включая смену) управляющей организации ни ЖК РФ, ни соответствующим Постановлением Правительства РФ не предусмотрен.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 17.03.2008 № Ф03-А51/08-1/638 признал недействительным договор управления многоквартирными домами и предоставления услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, ремонту жилищного фонда и придомовых территорий, заключенный администрацией муниципального образования без проведения открытого конкурса. При этом суд, учитывая содержание и цели указанного договора, а также организационно-правовое положение его участников, установив обязанность администрации муниципального образования по проведению открытого конкурса для его заключения, отклонил доводы администрации о неприменении к данным отношениям Закона N 94-ФЗ.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2007 № Ф03-А51/07-1/5799.

При таких обстоятельствах исковые требования Русановой Н.В., Захаровой С.В. и Малыгина А.Н. об обязании ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы заключить с ними договоры управления многоквартирным домом по адресу: Адрес, удовлетворению не подлежит, поскольку закон не допускает заключение таких договоров без проведения открытого конкурса, а заключенные вне конкурса договоры являются ничтожными.

В соответствие с ч.7 ст.161 ЖК РФ любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

Из вышеприведенных положений закона следует, что истцы Русанова Н.В., Захарова С.В. и Малыгин А.Н., как собственники квартир в многоквартирном доме, вправе обратиться к Управе района «Ново-Переделкино» г.Москвы, которая является территориальным органом исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы (п.1.1. Положения об Управе района города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 года №981-ПП), с требованием об обязании выбрать управляющую организацию путем проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в порядке, предусмотренном ч.4 ст.161 ЖК РФ и Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года №75.

Между тем данных исковых требований истцы Русанова Н.В., Захарова С.В. и Малыгин А.Н. к Управе района «Ново-Переделкино» г.Москвы при рассмотрении дела не предъявили.

В соответствие со ст.18 Федерального закона №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из приведенной нормы закона следует, что ранее возникшие обязательства ЗАО КСЦ «Переделкино» по содержанию и ремонту многоквартирных домов по адресу: Адрес, сохраняется до выбора новой управляющей организации путем проведения Управой района «Ново-Переделкино» г.Москвы открытого конкурса по отбору управляющей организации.

При таких обстоятельствах исковые требования Русановой Н.В., Захаровой С.В. и Малыгина А.Н. и ЗАО КСЦ «Переделкино» об обязании ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы приступить к управлению многоквартирными домами по адресу: Адрес, удовлетворению не подлежат.

Утверждения истцов о возможности удовлетворения их исковых требований противоречат приведенным в решении нормам действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,-

РЕШИЛ:

В удовлетворении всех исковых требований ЗАО КСЦ «Переделкино», Русановой Надежды Викторовны, Захаровой Светланы Васильевны и Малыгина Александра Никитовича к ГУП ДЕЗ района «Ново-переделкино» г.Москвы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней.

Судья Серов М.А.