признание права собственности



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2010 года г. Москва

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Грачевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-136/2010 по иску Дударевой Надежды Стефановны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании передать в собственность в порядке приватизации жилое помещение, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика заключить с ним договор передачи в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: г.Москва, ул.Наро-Фоминская, д.7, кв.3

Истец в суде поддержал иск.

Ответчик в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщил о причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С согласия истца суд в порядке ст.233 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.

Суд, выслушав объяснения истцов, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что истец Дударева Н.С. в период с Дата года по Дата года работала в С.Г. и уволена по собственному желанию.

4 января 1962 года решением Ульяновского районного Совета народных депутатов Московской области Дударевой Н.С. и членам ее семьи предоставлена служебная двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты> по адресу: Московская обл., ст.Суково, пос.УВКХ, д.9, кв.3 (в настоящее время - г.Москва, ул.Наро-Фоминская, д.7, кв.3).

На указанную квартиру был выдан ордер на служебное жилое помещение от 4 января 1962 года.

С 24 января 1962 года истец Дударева Н.С. зарегистрирована постоянно по месту жительства в указанной квартире и проживает в ней до настоящего времени.

На истца открыт финансовый лицевой счет, она оплачивает в указанной квартире жилищно-коммунальные платежи.

Спорная квартира находится в собственности города Москвы.

В 2009 году истец обратился в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о передаче им указанной квартиры в собственность, т.е. приватизации.

Однако ответчик ответил отказом, мотивируя это тем, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Суд не может согласиться с таким суждением ответчика по следующим основаниям.

В соответствие со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцу в соответствии с действующим на тот период законодательством.

Согласно ст.ст.1 и 2 Закона РФ №1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последующими изменениями, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, бесплатно приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года – Вопросы применения жилищного законодательства, указано следующее:

«Вопрос 21: Могут ли быть приватизированы гражданами служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность? Сохраняется ли за таким жилым помещением статус служебного жилого помещения?

Ответ: Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».

Таким образом, истец имеет право на приватизацию спорной квартиры, поскольку она ранее в приватизации участия не принимала и свое право на однократное бесплатное получение жилья в собственность не использовала.

Кроме того, суд считает необоснованными утверждения представителя ответчика о том, что спорная квартира является служебной, по следующим основаниям.

В соответствие со ст.101 ЖК РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорного жилья) жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

Данный вывод суда основан на сложившейся судебной практике, сформированной в определении Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года по делу № 35-В06-12.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведет Управление Федеральной регистрационного службы по Москве спорная квартира по адресу: г.Москва, ул.Наро-Фоминская, д.7, кв.3, не является служебной и какие-либо ограничения, обременения в отношении данного жилья отсутствуют.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у спорной квартиры статус служебной отсутствует.

Согласно ч.1 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В силу указного положения закона, а также в связи с тем, что истец не состоит в трудовых отношениях с собственником жилья – городом Москвой, с балансодержателем жилья - Управлением коммунального хозяйства ЗАО г.Москвы и ГУП ДЕЗ района «Солнцево» г.Москвы, в связи с передачей служебной квартиры работодателем истца в муниципальную собственность квар­тира утратила статус служебной, и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что в виду отсутствия распоряжения Префекта ЗАО г.Москвы о переводе спорной квартиры в муниципальный жилищный фонд она продолжает оставаться служебной, суд считает необоснованными.

Суд полагает, что реализация гражданами своих жилищных прав не может быть поставлена в зависимость от волеизъявления должностных лиц органов исполнительной власти или принятия ими ненормативного организационно-распорядительного акта.

В силу ст.19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствие с п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В силу ст.18 Закона РФ Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно п.п. 1.1., 1.2. «Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года №737-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им.

Поэтому Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от имени города Москвы правомочен заключить с истцами договор передачи им спорного жилья в собственность в порядке приватизации.

В соответствие с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Иск Дударевой Надежды Стефановны удовлетворить.

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Дударевой Надеждой Стефановной договор передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: г.Москва, ул.Наро-Фоминская, д.7, кв.3

Ответчик вправе подать в Солнцевский районный суд г.Москвы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Серов М.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200