РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2010 года г. Москва
Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Грачевой Е.М.,
с участием
истца – Пирогова Ю.Ф.,
третьего лица – Пироговой М.В.,
представителя ответчика – Зелика О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-222/2010 по иску Пирогова Юрия Федоровича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, -
УСТАНОВИЛ:
Пирогов Ю.Ф., Пирогова М.В., Пирогов М.Ю. и Пирогова Н.П. обратились в суд с исковым заявлением л.д.3-4) к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, в котором просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: г.Москва, ул.Матросова, д.3, кв.40.
Решением Солнцевского районного суда г.Москвы от 5 ноября 2009 года л.д.59-61) в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истцы были вселены в спорную квартиру с нарушением установленного порядка и не приобрели право пользования ею, в связи с чем не могут приобрести ее в собственность в порядке приватизации.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 15 декабря 2009 года л.д.77-78) казанное решение отменено и дело возвращено на новое рассмотрение.
Возвращая дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала, что использование здания под общежитие не противоречило решению Исполкома Моссовета и ограничения в приватизации спорного жилого помещения отсутствуют.
Согласно ст.369 ГПК РФ эти указания суда кассационной инстанции обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела суд эти указания выполнил в полном объеме.
При новом рассмотрении дела истец Пирогов Ю.Ф. представил уточненное исковое заявление л.д.103), в котором просил обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с ним договор о передаче квартиры по адресу: г.Москва, ул.Матросова, д.3, кв.40, в собственность в порядке приватизации.
При этом истец показал, что ранее заявленные исковые требования просит не рассматривать.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям в окончательной форме.
Исходя из новых исковых требований, определением суда л.д.107) процессуальное положение Пироговой М.В., Пирогова М.Ю. и Пироговой Н.П. изменено с ответчиков на третьих лиц.
Истец в суде исковые требования поддержал.
Мотивировал их тем, что он проживает в спорной квартире на законных основаниях, ограничений в приватизации данного жилья не имеется, и ранее он в приватизации не участвовал.
Третье лицо Пирогова М.В. в суде просила иск удовлетворить.
Остальные третьи лица о судебном разбирательстве извещены л.д.109-110) в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Ранее все третьи лица - Пирогова М.В., Пирогов М.Ю. и Пирогова Н.П. представили заявления л.д.99, 100, 106) в которых указали, что отказываются от участия в приватизации и дают согласие на приватизацию квартиры в пользу истца Пирогова Ю.Ф.
В порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель ответчика л.д.85) иск в суде не признал.
Свои возражения мотивировал тем, что истец вселен в спорную квартиру с нарушением установленного порядка и не приобрел право пользования ею, в связи с чем не может приобрести ее в собственность в порядке приватизации.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В суде установлено, что жилой дом №3 по ул.Матросова в г.Москве построен в 1954 году.
Согласно ст.4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 1981 года, ст.5 и ст.6 ЖК РСФСР от 1983 года, - указанный дом относился к государственному жилищному фонду и находился в ведении местных Советов народных депутатов.
Решением исполкома Солнцевского районного Совета народных депутатов от 1 ноября 1989 года №1568 разрешено Производственному ремонтно-эксплуатационному объединению (ПРЭО) Солнцевского района использовать данный жилой дом №3 по ул.Матросова в г.Москве для временного размещения рабочих и служащих.
Истец Пирогов Ю.Ф. с Дата года по Дата года работал в <данные изъяты> Номер <данные изъяты> и уволен <данные изъяты>
Решением жилищной комиссии УЖКХ Адрес Пирогову Ю.Ф. и членам его семьи предоставлена в указанном жилом доме, который использовался как общежитие, спорная двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>., по адресу: г.Москва, ул.Матросова, д.3, кв.40, что подтверждается списком рабочих л.д.45-46) на получение квартир, в котором упомянут истец, и был выдан ордер от 1 октября 1993 года л.д.7).
С 22 ноября 1995 года истец Пирогов Ю.Ф. постоянно зарегистрирован в спорной квартире по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги л.д.6), на него открыт финансовый лицевой счет л.д.5).
До настоящего времени истец продолжает проживать в спорной квартире, исполняет свои обязанности нанимателя жилого помещения, оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
Распоряжением Мэра Москвы от 21 ноября 1991 года №212-РМ «О бесплатной приватизации жилищного фонда в городе Москве» установлено следующее:
«Учитывая поддержку Президиума Моссовета и большинства народных депутатов Московского Совета осуществить бесплатную передачу в собственность гражданам г. Москвы государственного и муниципального жилищного фонда:
Префектам административных округов организовать начиная с 25-го ноября 1991 года оформление через ремонтно - эксплуатационные управления жителям г. Москвы договоров установленного образца о передаче им в собственность жилья.
Рекомендовать министерствам и ведомствам, имеющим в городе Москве на своем балансе жилищный фонд, в двухнедельный срок передать его ремонтно - эксплуатационным управлениям по месту нахождения ведомственного жилищного фонда для последующей его приватизации по аналогии с приватизацией государственного и муниципального жилищного фонда».
Во исполнение указанного распоряжения Мэра г.Москвы для приватизации работниками предприятия предоставленных им жилых помещений, в том числе и спорной квартиры истцом Пироговым Ю.Ф., УЖКХ Адрес по акту передачи от 30 декабря 1993 года л.д.74) и на основании извещения л.д.37) передало жилой дом №3 по улицы Матросова, в котором расположена спорная квартира, на баланс ГУП ДЕЗ района «Солнцево» г.Москвы.
Таким образом, жилой дом, в котором расположена спорная квартира, был исключен из служебного жилого фонда и переведен в муниципальный жилой фонд.
Предприятием ГУП ДЕЗ района «Солнцево» г.Москвы спорная квартира учтена не как служебная, а как муниципальная, что следует финансового лицевого счета л.д.7).
Истец обратился в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о закреплении за ними указанной квартиры и заключении с ним договора социального найма и приватизации, однако ответчик ответил отказом.
Суд считает, что отказ ответчика не основан на законе по следующим основаниям.
В соответствие со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствие со ст.47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст.109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома
Согласно п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11 августа 1988 года, -
Жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцу в соответствии с действующим на тот период законодательством.
В соответствие со ст.110 ЖК РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения
Согласно ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
Таким образом, истец и члены его семьи не могут быть выселены из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем приобрели право пожизненного пользования ею.
Согласно п.2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года №1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Данный вывод суда основан на сложившейся судебной практике, сформированной в определении Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года по делу № 35-В06-12.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведет Управление Росррестра по Москве л.д.30, 104, 105), спорная квартира находится в муниципальной собственности года Москвы, не является служебной и какие-либо ограничения, обременения в отношении данного жилья отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у спорной квартиры статус служебной отсутствует.
Согласно ч.1 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
В силу указного положения закона, а также в связи с тем, что истец не состоит в трудовых отношениях с собственником жилья – городом Москвой, с балансодержателем жилья - Управлением коммунального хозяйства ЗАО г.Москвы и ГУП ДЕЗ района «Солнцево» г.Москвы, в связи с передачей служебной квартиры работодателем истца в муниципальную собственность квартира утратила статус служебной, и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В соответствие со ст.7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, -
к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года, (ответ на вопрос №20), -
Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Верховный Суд РФ в определении от 21 ноября 2006 года по делу Номер установил, что –
Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 4 данного Закона в данном случае применению не подлежит.
Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом РФ в определениях от 3 апреля 2007 года по делу Номер и от 15 мая 2007 года по делу Номер.
Поэтому истец в силу закона приобрел в отношении предоставленной ему квартиры все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе и право на ее приватизацию.
Ограничения на приватизацию жилья,, указанные в ст.4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", на предоставленную истцу квартиру не распространяются.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года – Вопросы применения жилищного законодательства, указано следующее:
«Вопрос 21: Могут ли быть приватизированы гражданами служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность? Сохраняется ли за таким жилым помещением статус служебного жилого помещения?
Ответ: Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».
Таким образом, истец имеет право на приватизацию спорной квартиры, поскольку они ранее в приватизации участия не принимал и свое право на однократное бесплатное получение жилья в собственность не использовал.
Согласно п.п. 1.1., 1.2. «Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года №737-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им.
Поэтому Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от имени города Москвы правомочен заключить с истцом договор передачи им спорного жилья в собственность в порядке приватизации.
В соответствие с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ст.18 Закона РФ Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
При таких обстоятельствах требования истца об обязании ответчика заключить с ним договор приватизации на спорную квартиру подлежит удовлетворению независимо от воли должностных лиц ответчика, которые отказываются от заключения указанного договора и не принимают распорядительный акт, которым оформляется уже состоявшийся в силу прямого указания в законе переход спорной квартиры из разряда служебной в статус муниципальной и к которой применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, суд учитывает, что отказ ответчика от заключения договора приватизации с истцом, который не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилья противоречит принципам добросовестности, разумности и справедливости при определении прав и обязанностей сторон, которые закреплены в ч.2 ст.6 ГК РФ.
С одной стороны истец и члены его семьи выселены из спорной квартиры быть не могут и приобрели право пожизненного пользования ею, но вместе с тем ответчик отказывается узаконить пожизненное право истца путем передачи ему данного жилья в собственность в порядке приватизации.
В соответствие с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
В связи с этим настоящее решение суда как акт правосудия должно окончательно и исчерпывающе урегулировать правоотношения сторон и закрепить за истцом и членами его семьи право бессрочного пользования спорной квартирой, которое они приобрели в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Иск Пирогова Юрия Федоровича удовлетворить.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Пироговым Юрием Федоровичем договор передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: г.Москва, ул.Матросова, д.3, кв.40.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней.
Судья Серов М.А.