признание права собственности



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2010 года г. Москва

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Грачевой Е.М.,

с участием

представителя истцов – Смирнова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-370/2010 по иску Кострова Игоря Евгеньевича и Костровой Евгении Игоревны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, -

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили признать за ними в порядке приватизации право собственности квартиру по адресу: г.Москва, Боровское шоссе, д.19, кв.193, в равных долях по 1\2 доли за каждым.

Представитель истцов в суде поддержал иск.

Ответчик в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщил о причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С согласия истцов суд в порядке ст.233 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.

Суд, выслушав объяснения представителя истцов, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что истец Костров И.Е. в период с Дата года по Дата года работал в Адрес ПЖРО.

Решением Исполкома Солнцевского районного Совета народных депутатов г.Москвы от 18 мая 1988 года спорная двухкомнатная квартира по адресу: г.Москва, Боровское шоссе, д.19, кв.193, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>., введена в служебный жилой фонд, и предоставлена истцу Кострову И.Е. и членам его семьи – жене Костровой Л.Ю. и дочери Костровой Е.И.

На указанную квартиру был выдан ордер на служебное жилое помещение от 27 мая 1988 года, в который включены указанные лица.

С 9 сентября 1988 года Костров И.Е. и Кострова Е.И. зарегистрированы постоянно по месту жительства в указанной квартире и проживают в ней до настоящего времени.

Кострова Л.Ю. убыла из данного жилья 16 мая 2003 года.

На истцов открыт финансовый лицевой счет, они оплачивают в указанной квартире жилищно-коммунальные платежи.

В 2009 году истцы обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о передаче им указанной квартиры в собственность, т.е. приватизации.

Однако ответчик ответил отказом, мотивируя это тем, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Суд не может согласиться с таким суждением ответчика по следующим основаниям.

В соответствие со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцам в соответствии с действующим на тот период законодательством.

Согласно ст.ст.1 и 2 Закона РФ №1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последующими изменениями, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, бесплатно приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст.18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года – Вопросы применения жилищного законодательства, указано следующее:

«Вопрос 21: Могут ли быть приватизированы гражданами служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность? Сохраняется ли за таким жилым помещением статус служебного жилого помещения?

Ответ: Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».

Таким образом, истцы имеют право на приватизацию спорной квартиры, поскольку они ранее в приватизации участия не принимали и свое право на однократное бесплатное получение жилья в собственность не использовали.

В соответствие с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 2-ой квартал 2005 года, который утвержден Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 августа 2005 года, -

Вопрос 22: Можно ли в судебном порядке признавать право собственности на жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма, в том случае, если имеется распоряжение о передаче указанных жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам оно не исполняется?

Ответ: В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно ч.1 ст. ст.245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации», с последующими изменениями, (ст.20), бесплатная приватизация в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений продлена до 1 марта 2013 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Иск Кострова Игоря Евгеньевича и Костровой Евгении Игоревны удовлетворить.

Признать за Костровым Игорем Евгеньевичем и Костровой Евгенией Игоревной в порядке приватизации право долевой собственности по 1\2 доли за каждым на квартиру адресу: Боровское шоссе, д.19, кв.193, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>

Решение является основанием для регистрации права собственности Кострова Игоря Евгеньевича и Костровой Евгении Игоревны в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на указанный объект.

Ответчик вправе подать в Солнцевский районный суд г.Москвы заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Серов М.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200