Признание права собственности



                                                                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года                                                                                          г. Москва

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Чуйко Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-507/2011 по иску к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать ответчика заключить с ним договор передачи в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: <адрес>.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес>.

В порядке ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным в окончательной форме исковым требованиям.

Представитель истца в суде поддержал иск.

Истец и ответчик в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщили о причинах неявки, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В порядке ч.1 ст.48 и ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца и ответчика.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что истец Дударева Н.С. в период с 19 апреля 1961 года по 22 декабря 1966 года работала в системе Главмосстроя и уволена по собственному желанию.

4 января 1962 года решением Ульяновского районного Совета народных депутатов Московской области Дударевой Н.С. и членам ее семьи предоставлена служебная двухкомнатная квартира <данные изъяты>, по адресу: <адрес> (в настоящее время - <адрес>).

На указанную квартиру был выдан ордер на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

С 24 января 1962 года истец Дударева Н.С. зарегистрирована постоянно по месту жительства в указанной квартире и проживает в ней одна до настоящего времени.

На истца открыт финансовый лицевой счет, она оплачивает в указанной квартире жилищно-коммунальные платежи.

Распоряжением Главы Управы района «Солнцево» г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ -ж истец Дударева Н.С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.

Спорная квартира находится в собственности города Москвы.

11 марта 2011 года истец обратился в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения на спорную квартиру.

Однако ответчик ответил отказом, мотивируя это тем, что юридических оснований для заключения договора социального найма не имеется, поскольку жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, а очередь истца не наступила.

Суд не может согласиться с таким суждением ответчика по следующим основаниям.

Ответчик не учитывает, что при сложившихся правоотношениях речь идет не о предоставлении истцу служебного жилого помещения, а о закреплении за ним уже ранее предоставленной в установленном порядке спорной квартиры.

Суд считает, что отказ ответчика от заключения договора социального найма на спорную квартиру нарушает жилищные права истца, лишает его законного права пользования жилым помещениям по договору социального найма, и не основан на законе, поскольку ответчик фактически отказывает истцу в закреплении за ним ранее предоставленного ему жилого помещения.

В силу ст.19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствие со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцу в соответствии с действующим на тот период законодательством.

Исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений или предоставлении их по договору социального найма могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений или передачи их по договору социального найма. Основания и условия приватизации данных помещений или передачи их по договору социального найма. могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствие с п.п.2 п.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или служебному ордеру», утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года №711-ПП, жилое помещение, занимаемое по служебному ордеру предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору социального найма - для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.

Поскольку истец Дударева Н.П. состоит на учете по месту жительства в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, то спорная служебная квартира может быть предоставлена ей по договору социального найма, а отказ ответчика в этом не основан на законе.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», -

объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

В п.1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

    В п.5 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ от 11 июня 1997 года №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» указано, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Из этого следует, что спорная квартира по адресу: : <адрес>, в силу закона относится к муниципальной собственности города Москвы.

    Согласно п.п. 1.1., 1.2. «Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года №737-ПП, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве. Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им.

Поэтому Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от имени города Москвы правомочен и обязан заключить с истцом договор социального найма на спорную квартиру.

Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Кроме того, суд учитывает, что отказ ответчика от заключения бессрочного договора социального найма с истцом, который не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилья, противоречит принципам добросовестности, разумности и справедливости при определении прав и обязанностей сторон, которые закреплены в ч.2 ст.6 ГК РФ.

С одной стороны истец выселен из спорной квартиры быть не может и приобрел право пожизненного пользования ею, но вместе с тем ответчик отказывается узаконить пожизненное право истца путем заключения бессрочного договора социального найма.

В соответствие с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.

В связи с этим настоящее решение суда как акт правосудия должно окончательно и исчерпывающе урегулировать правоотношения сторон и закрепить за истцом право бессрочного пользования спорной квартирой, которое он приобрел в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,-

                                                         РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с договор социального найма жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней.

Судья                                                                                            Серов М.А.