Назначение досрочной трудовой пенсии



                                                                  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года                                                                                           г. Москва

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Ющенко М.Н.,

с участием

истца – Алиевой Н.А.,

представителя ответчика – Немец М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525\2011 по иску к Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области, о назначении досрочной трудовой пенсии, -

                                                                   УСТАНОВИЛ:

Алиева Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением (л.д.4-5, 37) к ГУ ПФР №2 по Москве и Московской области, в котором просила

обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы в должности санитарки-уборщицы и санитарки-буфетчицы в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы с 18 июля 1996 года по 30 ноября 2003 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения – с 6 сентября 2010 года.

В дальнейшем Алиева Н.А. представила заявление (л.д.92), в котором уточнила, что просит назначить ей пенсию с момента достижения возраста 50-ти лет – с 18 сентября 2010 года.

В суде истец поддержала иск.

Свои требования истец мотивировала тем, что работала санитаркой с больными детьми полный рабочий день.

Представитель ответчика (л.д.42) в суде иск не признала, представила возражения (л.д.68-70), мотивировав их тем, что указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку наименование должности отсутствует в списке, истец работала с детьми менее 80% рабочего времени, отсутствует код льготы.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжке Алиевой Н.А. (л.д.18-25) в спорный период она работала в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы в должности санитарки-уборщицы с 18 июля 1996 года по 6 июня 1999 года и в должности санитарки-буфетчицы с 7 июня 1999 года по 30 ноября 2003 года.

Из протокола комиссии ПФР (л.д. 14-17) следует, что 6 сентября 2010 года Алиева Н.А. обратилась в ГУ ПФР №2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии.

14 октября 2010 года решением ответчика в назначении пенсии отказано.

При требуемом специальном стаже не менее 10 лет принято к зачету 6 лет 19 месяцев и 18 дней.

Основанием для отказа в назначении пенсии явилось, в частности, то, что спорный период работы Алиевой Н.А. не засчитан в специальный стаж.

Суд не может согласиться с таким решением комиссии ПФР.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствие с пп.2 п.1 ст. 27 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года утверждены «Списки работ, профессий должностей специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствие со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

    В соответствии с п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

    В указанных нормативных актах Правительства №781, №1066 и №464 указано, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа медицинской сестрой в больницах всех наименований, в городских больницах.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 28 января 1991 года №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В разделе №24 данного списка под кодом №2260000в указано, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно обслуживающие больных (младший и средний медицинский персонал) в психиатрических (психоневрологических) лечебно - профилактических    учреждениях и отделениях домов ребенка.

Приказом Министерства Здравоохранения от 15 октября 1999 года №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (п.3.1.) утверждена номенклатура должностей, относящейся к младшему медицинскому персоналу – санитарка (мойщица) младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка.

Таким образом, должности истца Алиевой Н.А. санитарки-уборщицы и санитарки-буфетчицы в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы относятся к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых может быть засчитана в специальный стаж, дающий основания для досрочное назначение пенсии.

Постановлениме Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 (ред. от 01.10.1999) утверждены «Разъяснения о порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»

Согласно п.5 данных Разъяснений право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Письмом Минздрава РФ от 23.08.1993 N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение") разъяснено, что при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, разделу XXIV следует руководствоваться следующим:

Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.

Виды деятельности младшего медицинского персонала, относящегося к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2:

- перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.;

- санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья;

- санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.;

- раздача пищи, индивидуальное кормление больных;

- уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.

Примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2:

- санитарка - носильщица;

- палатная санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными;

- санитарка - уборщица;

- санитарка - ванщица;

- сестра - хозяйка.

По мнению представителя ответчика, истец Алиева Н.А. в должностях санитарки-уборщицы и санитарки-буфетчицы в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы непосредственно обслуживала больных детей менее 80% рабочего времени.

Между тем, данные утверждения, содержащиеся в возражениях на иск (л.д.68-70), протоколе комиссии ПФР (л.д.17), акта проверки комиссии ПФР (л.д.79), противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Представитель ответчика в суде показал, что данные выводы сделан ответчиком исходя из функциональных обязанностей санитарки-уборщицы отделения (л.д.55-56), утвержденных в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы.

По мнению ответчика, наличие в данной инструкции обязанностей, не связанных с непосредственным обслуживанием больных детей, свидетельствует о том, что истец Алиева Н.А. непосредственно обсуживала больных детей менее 80% рабочего времени.

Между тем данный вывод ответчика основан на предположениях и без учета фактических обстоятельств дела.

Суд учитывает, что согласно справкам Главного врача Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы (л.д.9, 43), Алиева Н.А. непосредственно обсуживала больных детей и получала надбавку за вредность, 80% рабочего времени работала в отделении, непосредственно обслуживала больных детей-инвалидов.

В тексте функциональных обязанностей санитарки-уборщицы отделения (л.д.55-56), содержатся обязанности Алиевой Н.А., связанные с непосредственным обслуживанием больных детей-инвалидов (уборка помещений и прикроватных столиков, дезинфекция больных, умывание, подмывание, причесывание больных детей и подстригание у них ногтей, сопровождение больных детей в лечебно-диагностические кабинеты).

Заведующей отделением Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы, в котором работала Алиева Н.А., представлен в суд хронометраж ее работы (л.д.85).

Анализ данного хронометража, а также объяснения Алиевой Н.А. в суде свидетельствуют о том, что истец более 80% рабочего времени непосредственно обслуживала больных детей-инвалидов.

Так Алиева Н.А. в суде показала, что в отделении находились больные дети в возрасте от 7-ми месяцев до 3-х лет. В 8 час. 00 мин. она приходила на работу, убирала мусор из санитарной комнаты. В 9 час. 00 мин. брала детей в руки, несла их к умывальнику, умывала, подмывала, переодевала к завтраку. В 9 час. 10 мин. из столовой в палаты привозили завтрак. Она брала еду из кастрюлей, раскладывала их в тарелки непосредственно в палате, брала детей на руки, кормила их лично ложками, клала еду из тарелок им в рот. В 9 час. 40 мин. после завтрака она брала детей на руки и переодевала их, меняла им белье. С 10 час. 15 мин. до 11 час. 30 мин. проводила влажную уборку палат, где находились дети – мыла полы, протирала тумбочки, кровати, раковины, игрушки. С 11 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин. брала детей за руки и вела их в процедурные кабинеты, сопровождала обратно в палаты. С 13 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. переодевала детей. С 14 час. 00 мин. до 14 час. 30 мин. кормила их обедом. В период с 14 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. во время «тихого часа» укладывала детей спать, убаюкивала их, а если кто-либо из детей не спал – то уводила его в игровую комнату и играла с ним. С 16 час. 000 мин. до 16 час. 15 мин. кормила детей полдником, затем переодевала их на прогулку. С 16 час. 15 мин. до 17 час. 00 мин. гуляла с детьми на улице. В 17 час. 000 мин. рабочий день заканчивался.

Суд доверяет данным показаниям истца Алиевой Н.А., и на основании данных объяснений в совокупности с представленными справками Главного врача Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы (л.д.9, 43), текстом функциональных обязанностей санитарки-уборщицы отделения (л.д.55-56), хронометражем работы (л.д.85) делает вывод о том, что истец Алиева Н.А. в спорный период в должностях санитарки-уборщицы и санитарки-буфетчицы непосредственно обсуживала больных детей более 80% рабочего времени.

Кроме того, суд учитывает, что период работы истца Алиевой Н.А. в должности санитарки Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы с 1 декабря 2003 года пенсионный орган включил в специальный стаж.

Между тем, исходя из объяснения истца в суде и справки Главного врача Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы (л.д.43), которым суд доверяет, установлено, что трудовая функция и характер работы Алиевой Н.А. в спорный период и в период названия ее должности как санитарка, не менялись.

Все это время Алиева Н.А. работала медицинской сестрой в том же отделении на том же этаже больницы, осуществляла непосредственное обслуживание больных детей-инвалидов.

Что касается основания для назначения пенсии как отсутствие «кода льготы», то действующее законодательство не содержит самостоятельного основания для такового отказа и он неправомерен по данному основанию.

С учетом установленных судом обстоятельств ко дню обращения Алиевой Н.А. в установленном законом порядке с заявлением в пенсионный орган она имела специальный трудовой стаж не менее 10-ти лет.

    Однако ответчиком было необоснованно отказано Алиевой Н.А. в назначении пенсии.

Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», -

если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Между тем, суд учитывает, что право на досрочную пенсию в силу пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возникло у истца по достижении возраста 50 лет.

    Поэтому суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу пенсию со дня достижения 50-ти летнего возраста с учетом того, что к указанному времени истец обращался в пенсионный орган.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,-

                                                          РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды работы в должности санитарки-уборщицы с 18 июля 1996 года по 6 июня 1999 года и в должности санитарки-буфетчицы с 7 июня 1999 года по 30 ноября 2003 года в Детской психоневрологической больнице №18 г.Москвы и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 18 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней.

Судья                                                                            Серов М.А.