РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2011 года г. Москва
Солнцевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Матюхиной О.А.,
с участием
истца – Оборожного С.Д., представителя ответчика – Немец М.А. (л.д.59),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-107/11 по иску Оборожного С.Д. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, в котором (после уточнения иска) просил:
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить периоды его работы с 14.04.1975 года по 31.05.1975 года в должности механика 3 разряда, и с 01.06.1975 года по 03.05.1982 года в должности техника в Авиационно-технической базе Внуковского объединенного авиаотряда в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить ему с 10 сентября 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.5-6, 52, 56).
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Свои требования мотивировал тем, что он в спорный период работал авиамехаником 3 разряда и большую часть в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединенного авиаотряда, которая в последствии переименована в Авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения. Он работал авиамехаником и авиатехником по обслуживанию самолетов полный рабочий день, полную рабочую неделю. Работа была сменной. Отдел кадров не верно указал его должности как механик и техник, вместо - авиамеханик и авиатехник.
Представитель ответчика по доверенности Немец М.А. (л.д.59) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила возражения (л.д.34-35), мотивировав их тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в спорный период времени должности механика и техника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не предусмотрена Списками.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец в спорный период работал с 14.04.1975 года по 31.05.1975 года в должности механика 3 разряда, с 01.06.1975 года по 03.05.1982 года в должности техника в Авиационно-технической базе Внуковского объединенного авиаотряда (в последствии организация переименована в Авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения, а затем в ОАО «Внуковские авиалинии»), что подтверждается трудовой книжкой (л.д.28-33), льготной справкой (л.д.39) и архивной справкой Центрального архива г. Москвы (л.д.40-42).
Согласно справке ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №10 по Москве и Московской области ОАО «Внуковские авиалинии» определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года №А40-6529/02-123-14 признано банкротом и снято с учета в Управлении №11. В поименном списке ОАО «Внуковские авиалинии» (л.д.43).
Согласно архивной справке Центрального архива г. Москвы в документах ОАО «Внуковские авиалинии» имеются сведения о работе истца в спорный период:
с 13.03.1975 г. направить в цех №3 на стажировку сроком на один месяц с последующим зачислением (приказ начальника Авиационно-технической базы Внуковского ОАО от 31.03.1975 г. № 15/л);
с 14.04.1975 г. молодого специалиста по окончании стажировки назначить в цех № 3 на должность механика с/оборудов. 3 раз. СГТ и допустить к участию в обслуживании самолетов (приказ от 23.04.1975 г. № 19/л);
с 01.06.1975 г. механика с/оборудования цеха №3, сдавшего государственные экзамены, назначить на должность техника с/оборудования 4 раз. СОТВ с месячным сроком стажировки (приказ от 06.06.1975 г. № 25/л);
с 01.07.1975 т. техника с/об. цеха №3 допустить к самостоятельному обслуживанию самолета Ту-104 (приказ от 08.07.1975 г. № 32/л);
с 10.01.1981 г. допустить к самостоятельному обслуживанию эл. оборудования самолета Ту-154 (приказ начальника технической базы Внуковского ПО от 20.01.1981 г. № 6/л);
- с 04.05.1982 г. назначить инженером ОТК по АиРЭО окладом 170 руб. в м-ц (приказ от 14.05.1982 г. №108/л).
Сведений о переводе на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, о предоставлении административных отпусков (без сохранения содержания), сведений о полноте периодов занятости на работе с вредными условиями труда, совмещений профессий, прогулах, простоях предприятия, курсах повышения квалификации, совмещении профессий, прогулах, простоях предприятия не значатся (л.д.40-42).
Согласно льготной справке ОАО «Внуковские авиалинии» истец действительно работал в Авиационно-технической базе Открытого акционерного общества "Внуковские авиалинии" в должности:
механик по спецоборудованию технического обслуживания воздушных судов с вредными условиями труда с 14.04.1975г. - приказ №19/л от 23.04.1975 г. по 31.05.1975 г.,
техник по спецоборудованию технического обслуживания воздушных судов с вредными условиями труда с 01.06.1975 г. - приказ №25/л от 06.06.1975 г. по 03.05.1982 г.,
инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию технического обслуживания воздушных судов с вредными условиями труда с 04.05.1982 г. - приказ №108/л от 14.05.1982 г. по 01.05.1993 г. - приказ №360/л от 16.07.1993 г.,
инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию технического обслуживания воздушных судов с вредными условиями с 01.05.1993 г. - приказ №46/л от 27.08.93 г. по 17.04.2002 г. - приказ №196/л от 16.04.2002 г.
Непосредственно был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Указанная должность дает право на получение пенсии в соответствии со ст.27 п.1 пп.15 Закона РФ "О трудовых пенсиях" №173-Ф3 от 17.12.2001 г. Отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся. Совмещений профессий не имел.
В 1999 года проходил обучение в УТЦ с сохранением среднего заработка: сентябрь месяц - 14 дней, октябрь - 26 дней, ноябрь - 24 дня. Авиационно-техническая база Внуковского объединенного авиаотряда переименована в Авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения, Приказ МГА №171 от 28.12.1978 г. С 01.05.1993 г. на основании Распоряжения Госкомимущества России от 23.03.1993г. №488/Р Авиационно-техническая база из Внуковского производственного объединения выделена и преобразована в АООТ Авиакомпания "Внуковские авиалинии". 17.10.1997 г. АООТ Авиакомпания "Внуковские авиалинии" переименована в ОАО "Внуковские авиалинии", Приказ ГД №312 от 16.10.1997 г. (л.д.39).
Из протокола комиссии ПФР (л.д.8-10) следует, что 10.09.2010 года истец обратился в ГУ ПФР №2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии.
28.09.2010 года решением ответчика в назначении пенсии отказано в связи с тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку должности механика и техника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не предусмотрена Списками.
При требуемом специальном стаже не менее 20 лет на работах с вредными условиями труда принято к зачету 19 лет 9 мес. 12 дней.
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что спорные периоды работы истца не засчитаны в специальный стаж.
Суд не может согласиться с таким решением комиссии ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет.
В соответствие с пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в ст.10 и п.«б» ст.12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ №340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.
В списке должностей инженерно - технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указаны:
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Постановлением Правительства РФ №537 от 18 июля 2002 года (п.п. «и» п.1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года N 1-18-И; далее - Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (N 22 1986 г., 2004 г.) "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования"; N 57 (1984 г.) "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов).
Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж указанный истцом период работы в связи с тем, что должности механика и техника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не предусмотрена Списками.
В соответствии с п.9 Постановления №25 Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п.11 "Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
В п.2 о проведении документальных проверок Методических рекомендациях по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 (утв. зам. управляющего ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области 20.04.2006), указано, что при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется.
Из объяснений в суде самого истца установлено, что в трудовую функцию истца в должности авиамеханика и авиатехника входило работа по оперативному и периодическому техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Данные обстоятельства подтверждаются также следующими документами:
- трудовой книжкой (л.д.28-33),
- показаниями истца,
- архивной справкой Центрального архива г. Москвы (л.д.40-42), в документах ОАО «Внуковские авиалинии» имеются сведения о работе истца в спорный период:
с 13.03.1975 г. направить в цех №3 на стажировку сроком на один месяц с последующим зачислением (приказ начальника Авиационно-технической базы Внуковского ОАО от 31.03.1975 г. № 15/л);
с 14.04.1975 г. молодого специалиста по окончании стажировки назначить в цех № 3 на должность механика с/оборудов. 3 раз. СГТ и допустить к участию в обслуживании самолетов (приказ от 23.04.1975 г. № 19/л);
с 01.06.1975 г. механика с/оборудования цеха №3, сдавшего государственные экзамены, назначить на должность техника с/оборудования 4 раз. СОТВ с месячным сроком стажировки (приказ от 06.06.1975 г. № 25/л);
с 01.07.1975 т. техника с/об. цеха №3 допустить к самостоятельному обслуживанию самолета Ту-104 (приказ от 08.07.1975 г. № 32/л);
с 10.01.1981 г. допустить к самостоятельному обслуживанию эл. оборудования самолета Ту-154 (приказ начальника технической базы Внуковского ПО от 20.01.1981 г. № 6/л);
- с 04.05.1982 г. назначить инженером ОТК по АиРЭО окладом 170 руб. в м-ц (приказ от 14.05.1982 г. №108/л).
Сведений о переводе на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, о предоставлении административных отпусков (без сохранения содержания), сведений о полноте периодов занятости на работе с вредными условиями труда, совмещений профессий, прогулах, простоях предприятия, курсах повышения квалификации, совмещении профессий, прогулах, простоях предприятия не значатся (л.д.40-42),
- льготной справкой (л.д.39).
Таким образом, истец в спорный период выполнял обязанности авиамеханика и авиатехника по оперативному и периодическому техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, что предусмотрено соответствующими списками.
Учитывая, что ОАО «Внуковские авиалинии» определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года №А40-6529/02-123-14 признано банкротом и иных документов истец не может представить, суд считает, что имеющихся документов и доказательств по делу достаточны, для подтверждения занятости истца на соответствующих видах работ авиатехником в спорный период.
Суд считает, что отсутствие ведомостей выработки и нарядов в архивах не по вине работника, а также неточная запись в названии его должности – механик и техник, вместо авиамеханик и авиатехник, внесенные в его трудовую книжку сотрудниками отделов кадров, - не могут служить основанием для отказа включения спорного периода работы в льготный трудовой стаж и назначения досрочной пенсии.
Суд учитывает также, что Госкомтруд СССР разработал и утвердил Типовой перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности" постановлением N 381/22-68 от 2 октября 1986 г., в которых указаны (п.43), - испытание авиационных двигателей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд приходит к выводу о том, что в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должны быть включены спорные периоды его работы в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Истцу, 23.07.1955 года рождения, исполнилось 55 лет на дату обращения - 10.09.2010 года. Страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Льготный стаж истца, включая спорный период (с 14.04.1975 года по 17.04.2002 года – составит более 20 лет).
Спорный период (с 14.04.1975 года по 03.05.1982 года) составит 7 лет 0 мес. 20 дней (л.д.11).
Истец будет иметь специальный стаж 26 лет 10 мес. 2 дня (19 лет 9 мес. 12 дней (включенный период в педагогический стаж) + 7 лет 0 мес. 20 дней (спорный период).
Таким образом, истец имеет стаж более установленного срока на работах с вредными условиями труда (20 лет) и имеет требуемую продолжительность страхового стажа.
На момент обращения истцу исполнилось 55 лет.
Однако ответчиком было необоснованно отказано истцу в назначении пенсии.
Поэтому суд удовлетворяет исковые требования истца о назначении ему пенсии со дня обращения истца за назначением пенсии с 10 сентября 2010 года, учитывая положение ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Оборожного С.Д. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости – удовлетворить.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить периоды работы Оборожного С.Д. с 14.04.1975 года по 31.05.1975 года в должности механика 3 разряда, с 01.06.1975 года по 03.05.1982 года в должности техника в Авиационно-технической базе Внуковского объединенного авиаотряда (в последствии переименовано в Авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения, а затем в ОАО «Внуковские авиалинии») в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить Оборожному С.Д. с 10 сентября 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г. Москвы в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.В. Олюнина