РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 02 марта 2011 года
Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Курамшиной Э.Ф.,
с участием истца – Мамаевой Н.В.,
представителя ответчика – Немец М.А. (л.д.31),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-496/11 по иску Мамаевой Н.В. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, в котором просил:
признать незаконным и необоснованным отказ ГУ Главного управления Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период ее работы со 02 января 1992 года по 04 февраля 2001 года в должности учителя истории в Учебно-воспитательном комплексе №30 им. К.А. Микаэльяна в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить ей с 04 октября 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.5-8).
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Показала, что она работала в школе-интернате №30 Сокольнического района г. Москвы (в настоящее время ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №30 им. К.А. Микаэльяна) с 15.08.1985 года по настоящее время в должности учителя истории. Приказом №20 от 02.01.1992 года Московского департамента образования школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна реорганизована в Учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна.
Представитель ответчика Главное Управление ПФ РФ №2 по г.Москве и Московской области по доверенности Немец М.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывая на то, что решением ГУ – Главное Управление ПФ РФ №2 по г. Москве и Московской обл. истцу было правомерно отказано в назначении досрочной пенсии по основаниям отсутствия специального стажа педагогической деятельности, в частности, правомерно не был включен в специальный стаж спорный период ее работы, поскольку разделом «Наименование учреждений» Списков № 463, 1067 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения, в которые не входит наименование учреждения «Учебно-воспитательный комплекс». Списки расширительному толкованию не подлежат. Представил возражения (л.д.32-34).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец работала в школе-интернате №30 Сокольнического района г. Москвы (в настоящее время ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №30 им. К.А. Микаэльяна) с 15.08.1985 года по настоящее время в должности учителя истории, что подтверждается трудовой книжкой и справкой (л.д.15-19, 30).
Решением Исполнительного комитета Сокольнического районного Совета народных депутатов №1216 от 04.09.1991 года создан «Учебно-воспитательный комплекс им. К.А. Микаэльяна» путем объединения средней школы-интерната №30 для слабослышащих и позднооглохших детей и детсада №1860 для слабослышащих детей с 01.09.1991 года (л.д.53)
Приказом №20 от 02.01.1992 года Московского департамента образования школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна реорганизована в Учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна (л.д.52).
05.02.2001 года Учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна переименован в ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида №30 им. К.А. Микаэльяна и зарегистрирован новый устав данной школы Московской регистрационной палатой, что подтверждается уставом учебно-воспитательного комплекса (л.д.1621-25), актом о результатах документальной проверки ответчиком (л.д.41-43).
Согласно справке администрации ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №30 им. К.А. Микаэльяна следует, что истец работает в школе в должности учителя истории с 15.08.1985 года (приказ ГУНО №03/1208 от 07.08.1985 года) по настоящее время в одной и той же должности и с одним и тем же контингентом учащихся (л.д.30).
Из протокола заседания комиссии ответчика (л.д.9-14) следует, что 04.10.2010 года истец обратился в ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии.
30.12.2010 года решением ответчика в назначении пенсии отказано.
При требуемом специальном стаже не менее 25 лет принято к зачету 15 лет 11мес. 07 дней.
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что разделом «Наименование учреждений» Списков № 463, 1067 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения, в которые не входит наименование учреждения «Учебно-воспитательный комплекс.
Суд не может согласиться с таким решением ответчика по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
Согласно Устава Учебно-воспитательного комплекса №30 им. К.А. Микаэльяна, статус учебно-воспитательного комплекса определен как некоммерческая организация, учредителем которой являлся Московский департамент образования, государственное образовательное учреждение комбинированного типа для детей дошкольного и школьного возраста для слабослышащих и позднооглохших детей в составе детского сада и интернатного учреждения, одной из целей которой являлся обеспечение психолого-педагогической и медицинской коррекции дефекта, социальной адаптации, умственного и физического развития слабослышащих и позднооглохших детей на основе преемственности всех ступень образования и воспитания (л.д.22).
Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
Суд учитывает разъяснения, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 25.12.2005 года N 25, о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года утверждены «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В «Списке должностей…» указаны должности – преподаватель, и указаны наименования учреждений – школы всех наименований, общеобразовательные учреждения школы-интернаты, школы-интернаты всех наименований, школы-интернаты, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии, специальные учебно-воспитательный учреждения открытого и закрытого типа, детские сады всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
В «Правилах исчисления…» указано, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Согласно ст.10 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РСФСР №340 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР», пенсия устанавливалась женщинам по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
В силу ст.80 указанного Закона досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.
Действовавшим до 31 декабря 2001 года постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года были утверждены «Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».
В «Списке должностей…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – дошкольные образовательные учреждения, детский сад, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, школы всех наименований, общеобразовательные учреждения школы-интернаты, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии.
В «Правилах исчисления…» указано, что работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Действовавшим до 01 ноября 1999 года постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991 года были утверждены «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В «Списке профессий…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – школы и школы-интернаты всех типов и наименований, детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов, детские сады, сады-ясли.
Согласно п.2 действующему до октября 2002 года Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.
В «Списке профессий…» указаны должности – педагог, в «Списке наименования учреждений» указаны – школы и школы-интернаты всех типов и наименований.
Отказывая к зачету спорного периода в специальный стаж истца, пенсионный орган сослался на то, что учреждение, в котором работала заявитель, в эти периоды наименовалось «учебно-воспитательный комплекс», а не так, как указано в нормативных актах.
Однако пенсионный орган не учел, что наименование учреждения «учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна» то же самое государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат, что и до переименования, которая относятся к образовательным учреждениям.
Кроме того, в суде установлено, что отдельные периоды работы истца в данном учреждении пенсионный орган включил в специальный стаж, дающий основание для назначении досрочной пенсии по старости, а спорный период не включил.
Вместе с тем фактически за все время работы в спорном учреждении в спорный период трудовая функция и характер работы истца не менялись при переименовании учреждения.
Все это время истец работала учителем истории (преподавателем) с детьми и при этом выполняла по отношению к детям преподавательские функции, что следует из трудовой книжки, акте проверки и показаний истца.
Поэтому спорный период работы истца в должности учителя в Учебно-воспитательном комплексе №30 им. К.А. Микаэльяна подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд учитывает то обстоятельство, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55 ч.3 Конституции РФ).
Закон, ограничивающий право истца на получение пенсии в льготном исчислении, отсутствует, суд полагает необходимым восстановить нарушенное конституционное право истца на получение льготной пенсии.
Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2010 N 527н "Об установлении тождества наименования учреждения "комплекс "детский сад - начальная школа (школа)" наименованию учреждения "начальная школа (школа) - детский сад", приказано установить тождество наименования учреждения "комплекс "детский сад - начальная школа (школа)" наименованию учреждения "начальная школа (школа) - детский сад", предусмотренному пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Следовательно, исключение ответчиком оспариваемого периода из специального стажа истца не соответствует закону.
При включении оспариваемого периода - 9 лет 1 мес. 3 дня истец будет иметь педагогического стажа более 25 лет (15 лет 11 мес. 7 дней (включенный период в педагогический стаж) + 9 лет 1 мес. 3 дня (спорный период) = 25 лет 0 мес. 10 дней.
Поскольку истец в установленном законом порядке обращался к ответчику за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд обязывает ГУ-ГУ ПФР №2 по Москве и Московской области назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением – с 04.10.2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мамаевой Н.В. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости - удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ Главного управления Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области от 30.12.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Мамаевой Н.В..
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период работы Мамаевой Н.В. со 02 января 1992 года по 04 февраля 2001 года в должности учителя истории в Учебно-воспитательном комплексе №30 им. К.А. Микаэльяна в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить Мамаевой Н.В. с 04 октября 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г. Москвы в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.В. Олюнина