Компенсация морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                         16 марта 2011 года

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Матюхиной О.А.,

с участием истца Колесниковой П.О.,

представителя ответчика ЗАО «Авиакомпания Москва» по доверенности Якубовой Я.С. (л.д.57),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-576/11 по иску

Колесниковой П.О. к ОАО «Авиакомпания Москва» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ОАО Авиационная компания «Атлант Союз» (впоследствии переименовано на ОАО «Авиакомпания Москва») о взыскании компенсации морального вреда, в котором просил:

- взыскать с ОАО «Авиакомпания Москва» компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Требования мотивировал тем, что им был приобретен пассажирский билет и багажная квитанция авиакомпании ОАО Авиационная компания «Атлант Союз» на регулярный рейс №141 по маршруту Москва (из аэропорта Внуково) – Брно для проведения новогодних праздников в Чехии. Согласно билету самолет должен был вылететь 30.12.2009 года в 16 час. 10 мин. При регистрации в аэропорту Внуково на электроном табло было объявлено, что рейс 7В 141 авиакомпании ОАО АК «Атлант Союз» задерживается до 18 час. 00 мин, затем до 19 час. 00 мин. Самолет вылетел в 23 час. 55 мин. Таким образом, задержка рейса составила 8 часов. В течение этого времени ей пришлось находиться в переполненном пассажирами зале, свободных мест для сидения не было, ответчик не обеспечил прохладительными напитками и горячим питанием. В результате задержке рейса и его прибытии в аэропорт Брно, она прибыла в Чехию не 30.12.2009 года, а 31.12.2009 года, что подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ. Провела бессонную ночь накануне Нового года, так как в забронированной гостинице в Праге оказалась около 7 часов утра. Также ей пришлось сократить экскурсионную программу. 18.01.2010 года она направила претензию ответчику о компенсации морального вреда, однако получила отказ. Считает, что ответчик должен был заранее сообщить о задержке рейса и предоставить достоверную информацию о времени его вылета, предоставить воду, горячее питание, чего ответчик не сделал. Считает, что ответчик нарушил Закон РФ «О защите прав потребителей». Подтвердила, что она получила штраф в размере 200 руб. от ответчика.

Представитель ответчика ОАО «Авиакомпания Москва» по доверенности Якубова Я.С. (л.д.57) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. Представила отзыв на иск (л.д.71-72). Показала, что регулярный рейс 7В 141 задержался, по причине позднего прибытия в аэропорт Внуково воздушного судна. В соответствии со ст.120 Воздушного кодекса РФ за задержку рейса истцу был выплачен штраф в размере 200 руб.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в декабре 2009 года истец приобрел пассажирский билет авиакомпании ОАО АК «Атлант Союз» (ныне ОАО «Авиакомпания Москва») на регулярный рейс 7В №141 по маршруту Москва (из аэропорта Внуково) – Брно для проведения новогодних праздников в Чехии.

Согласно билету воздушное судно должно было вылететь 30.12.2009 года. в 16 ч. 10 мин., что подтверждается пассажирским билетом (л.д.59-64).

30 декабря 2009 года истец получила посадочный талон и прошла зону контроля.

В посадочном талоне указано время вылета: 16 час. 10 мин. и время посадки до 15 час. 50 мин. (л.д.65).

Регулярный рейс 7В №141 авиакомпании ОАО АК «Атлант Союз» 30 декабря 2009 года был забрежен на 8 час., по причине позднего прибытия в аэропорт Внуково воздушного судна, что подтверждается справкой ОАО «Авиакомпания Москва» (л.д.74) и показаниями сторон.

Воздушное судно вылетело только 30.12.2009 года в 23 час. 55 мин.

Истец прибыла в Чехию 31.12.2009 года, что подтверждается паспортом гражданина РФ (л.д.11-12).

Однако о задержке рейса истцу информацию ответчик не предоставил.

18.01.2010 года истец направил претензию ответчику о компенсации морального вреда (л.д.5-6), которую ответчик получил 26.01.2010 года (л.д.68).

Ответчик в ответе на претензию отказал истцу в компенсации морального вреда (л.д.69), однако не отрицал задержку рейса.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.13 закона «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно ст.27 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Согласно ст.28 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

назначить исполнителю новый срок;

поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст.31 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

    Согласно ст.39 указанного Закона, последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом.

В соответствии со ч.2 ст.784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п.п.1,2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Согласно п.1 ст.795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с п.1 ст.103 Воздушного кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Согласно п.2 ст.105 Воздушного кодекса РФ, договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.

Из представленного авиабилета (л.д.59-64), усматривается, что авиабилет приобретался истцом.

По смыслу ст. 393 ГК РФ обязанность возместить убытки при наличии договорных отношений возникает при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила).

Пунктом 99 Правил предусмотрено, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

В соответствии с п.1 ст.106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Пункт 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ не устанавливает исчерпывающего перечня услуг при выполнении перевозки.

Договор воздушной перевозки включает в себя целый ряд услуг (бронирование, доставка пассажиров и багажа к воздушному судну, предоставление специального обслуживания инвалидам, предоставление питания в полете, выдача багажа и т.д.), обусловленных спецификой функционирования воздушного транспорта, без которых невозможно выполнение в полном объеме и надлежащим образом договора перевозки.

При таком положении перечень услуг, предоставляемых пассажирам в случае перерыва или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете, установленный подпунктом 4 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации (бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице, при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете), также нельзя признать исчерпывающим.

Согласно ст.15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что пассажирам были предоставлены прохладительные напитки и горячее питание за время задержки указанного рейса.

На основании изложенного, учитывая, что ответчик не предоставил истцу достоверную и полную информацию о задержке рейса, учитывая, что истцу не были предоставлены прохладительные напитки и горячее питание за время задержки рейса, учитывая, что ответчик мог обеспечить замену рейса без его задержки, поскольку ответчик знал о задержке воздушного судна и у ответчика было достаточно времени подготовить запасное воздушное судно к полету, суд считает возможным удовлетворить требования истца о возмещении морального вреда частично, согласно ст.151 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и взыскать с ответчика возмещение морального вреда в размере 20 000 рублей.

Поскольку истец как потребитель, освобожден от уплаты государственной пошлины с искового заявления, она в силу ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, суд, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и с ч.1 ст.103 ГПК РФ «издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов» в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд присуждает ответчику понесенные по делу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 4 000 руб., согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ по требованиям истца неимущественного характера о компенсации морального вреда, которую он должен был бы оплатить, будучи не освобожденным от уплаты госпошлины (однако, он освобожден от уплаты госпошлины в силу Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом (исполнителем, изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование (п. 6 ст. 13 Закона).

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 4-ый квартал 2006 года (вопрос 29) и за 2-ой квартал 2007 года (вопрос 1) размер штрафа подлежит исчислению исходя из всех удовлетворенных судом требований потребителя, и подлежит зачислению в бюджет города Москвы.

Таким образом, суд считает возможным взыскать с ответчика штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя 10 000 руб. (20000 руб. : 2 = 10 000 руб.), учитывая, что ответчик не ответил на претензию истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

Исковые требования Колесниковой П.О. к ОАО «Авиакомпания Москва» о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания Москва» в пользу Колесниковой П.О. компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания Москва» государственную пошлину в доход государства в размере 4 000 (четыре тысячи) руб.

Взыскать с ОАО «Авиакомпания Москва» в доход города Москвы штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

В удовлетворении остальных требований истца – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                         М.В. Олюнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200