Об обязании заключить договор социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                           16 марта 2011 года

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Матюхиной О.А.,

с участием истца Аджиевой Д.И.,

представителя третьего лица ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» по доверенности Смоляковой Л.Д. (л.д.54),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-745/11

по иску Аджиевой Д.И. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в котором просил:

признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о заключении договора социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>,

обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с истцом договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.5-7).

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал частично. Отказался от требований признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о заключении договора социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.56). Остальные требования об обязании заключить договор социального найма жилого помещения поддержал. Показал, что указанная квартира в семейном общежитии предоставлена 1995 года. К общежитиям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

16 марта 2011 года вынесено определение о прекращении производства по делу в части признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о заключении договора социального найма, в связи с отказом истца от данных требований.

Представитель ответчика по доверенности Полищук Т.Н. (л.д.53) в судебное заседания не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.51), представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении иска (л.д.52).

Представитель третьего лица ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» по доверенности Смолякова Л.Д. (л.д.54) в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившихся сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> построен в 1988 году.

Распоряжением Управления учета и распределения жилой площади Мосгорисполкома от 12 октября 1988 года предприятию Мосметрострой Минтрансстроя СССР для организации общежития переданы 222 квартиры (№№1-222) в жилом доме по адресу: <адрес>.

Распоряжением Главмосжилучета Исполкома Московского городского Совета народных депутатов от 19 декабря 1988 года в Распоряжение от 12 октября 1988 года внесено изменение в части адреса жилого дома, в котором переданы жилые помещения для организации общежития: <адрес>.

На основании решения Солнцевского районного Совета народных депутатов г.Москвы от 7 декабря 1988 года предприятию Мосметрострой Минтрансстроя СССР 9 декабря 1988 года выдан единый ордер на общежитие для одиноких работников на 222 квартиры (№№1-222) в жилом доме по адресу: <адрес>.

Решением Префекта ЗАО г.Москвы от 20 июля 1993 года подъезды №2 и №3 (квартиры №№ 57-166) одиночного общежития по адресу: <адрес> переведены в разряд семейных с заселением по внутриведомственным ордерам с пропиской семей работников Мосметростроя.

На основании указанного решения предприятию Мосметрострой 30 июля 1993 года выдан единый ордер на семейное общежитие на квартиры №№ 57-166 в жилом доме по адресу: <адрес>.

На основании приемо-сдаточного акта от 5 октября 1994 года общежитие по адресу: <адрес>, принято на баланс предприятием «Коммунально-строительное управление Мосметростроя».

Истец с 1982 года по 31.05.2010 года работал в отделениях «Мосметрострой», и уволен по сокращению штата работников, на основании п.2 ст.81 ТК РФ, что следует из трудовой книжки (л.д.57-63).

Решением руководства «Мосметрострой» истцу предоставлена спорная квартира площадью 20,8 кв.м. в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и был выдан ордер (л.д.11) от 18.10.1995 года.

Истец проживал и был зарегистрирован с 06.06.1990 года по 01.11.1995 года в общежитии КСУМ «Мосметрострой» по адресу: <адрес> (л.д.65).

С 01.11.1995 года истец постоянно зарегистрирован в спорной квартире по месту жительства по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.13).

Спорная квартира представляет собой однокомнатную изолированную квартиру, жилой площадью 20,8 кв.м., в которой имеется ванная, уборная, кухня, коридор и балкон (л.д.66).

Истец проживает в спорной квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.12-13), оплачивает по спорной квартире жилищно-коммунальные услуги (л.д.64).

Из письма Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в Западном административном округе на коллективное обращение от 18.03.2009 года (л.д.14) следует, что жителям отказано в заключении договора социального найма на квартиры и указано, что общежитие не выведено из статуса специализированного жилого фонда, общежитие перенаселено и ликвидировать его возможности не имеется.

Суд не может согласиться с такой позицией ответчика по следующим основаниям.

В соответствие со ст.47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В силу ст.109 ЖК РСФСР, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.

Согласно п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11 августа 1988 года, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии.

Согласно ст.54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Таким образом, спорная площадь была предоставлена истцу в соответствии с действующим на тот период законодательством.

     Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствие со ст.7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Из буквального смысла ст.7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, истец в силу закона приобрел в отношении предоставленной спорной площади в общежитии все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

В соответствие со ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Таким образом, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, действующий от имени собственника г.Москвы в жилищной сфере, в силу прямого указания закона обязан заключить с истцом договор социального найма на спорную площадь в бывшем общежитии.

Работник, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии в связи с работой, мог быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин лишь по требованию организации, с которой он состоял в трудовых отношениях и которая предоставила ему общежитие.

Таким образом, истец может быть выселен из спорной площади только по требованию Управления «Мосметрострой», который к нему таких требований не предъявлял, и не может быть выселен по требованию Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, либо иных лиц.

Кроме того, Распоряжение Префекта ЗАО г.Москвы №6491-рпж от 22 декабря 2006 года издано на основании и во исполнение постановления Правительства Москвы №976 от 25 октября 1994 года «О мерах, направленных на совершенствование использование общежитий».

Порядком перевода общежитий в жилищный фонд города Москвы – приложением №2 к указанному Постановлению №976 установлено, что принятию решения префектурой административного округа о переводе общежития в жилищный фонд должна предшествовать работа администрации данного общежития по предоставлению в нем каждой семье изолированного помещения.

Постановлением Правительства Москвы №1150 от 14 декабря 1993 года «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонд города» (п.7) установлено, что предприятиям и организациям совместно с префектурами административных округов и Департаментом муниципального жилья до 1 июля 1994 года принять решение о поордерном заселении общежитий, расположенных в отдельных (разрозненных) квартирах и подъездах жилых домов, проживающими в них гражданами или очередниками предприятий.

Суд считает, что отказ ответчика в заключение договора социального найма на спорную площадь лишает истца его законного права пользования жилым помещениям по договору социального найма, и не основан на законе, поскольку ответчик фактически отказывает истцу в закреплении за ним ранее предоставленного жилого помещения.

Не препятствует заключению с истцом договора социального найма и отсутствие зарегистрированного права города Москвы на жилой дом по адресу: <адрес>.

Как указано в настоящем решении, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

В п.1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

    В соответствии с приложением №3 к Распоряжению Минимущества РФ от 31 января 2003 года №448-р здание ОАО «Мосметрострой» по адресу: <адрес> запрещено к приватизации и подлежит передачи в муниципальную собственность.

На основании изложенного следует, что здание по адресу: <адрес>, и находящиеся в нем жилые помещения, в том числе и предоставленная истцу спорная квартира, в силу закона относятся к муниципальной собственности города Москвы, на которую может быть заключен договор социального найма жилого помещения, учитывая, что истец проживал с 1995 года в указанном общежитии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         РЕШИЛ:

Исковые требования Аджиевой Д.И. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы об обязании заключить договор социального найма жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Аджиевой Д.И. И. договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд в течение десяти дней, через Солнцевский районный суд г.Москвы, со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                    М.В. Олюнина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200