РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 28 июля 2011 года
Солнцевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Матюхиной О.А.,
с участием истца – Соколова А.А.,
представителя ответчика – Денисенко В.В. (л.д.84 т.2),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1704/11 по иску Соколова А. А.ча к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, в котором просил:
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период его работы с 25.03.1975 года по 02.03.1999 года в должности авиамеханика, в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО «Внуковские авиалинии») в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить ему с 02.09.2010 года досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.5-7).
26 апреля 2011 года Солнцевским районным судом г. Москвы вынесено решение об удовлетворении требований истца, которое отменено 06.06.2011 года судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда (л.д.109-110).
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Пояснил, что он работал посменно сначала авиамехаником 3 разряда, а затем авиатехником 4-го, 5-го, 6-го разрядов с 25.03.1975 года по 02.03.1999 года в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО «Внуковские авиалинии») в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели. Работа по обслуживанию судов гражданской авиации заключалась в оперативном и периодическом аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации. В его обязанности входило проведение регламентных работ по обслуживанию самолетов, замена агрегатов, проверка двигателей самолетов и много другое. Он работал в цехе №1 и цехе № 9, однако фактически цех располагался на аэродроме (огороженное поле), поскольку самолеты не помещались в ангары. Поэтому работа проходила фактически на улице. Работа в цехе №9 отличалась тем, что в данном цехе работа была более сложной и при любых погодных условиях. Ему в течение всего спорного периода работы работодатель выплачивал надбавку к заработной плате за вредные условия труда (и выдавали молоко). Каждый год он проходил медицинское освидетельствование о пригодности работать во вредных условиях труда (копию медкарты он представил). Льготную справку не может представить в связи с ликвидацией предприятия.
Представитель ответчика по доверенности Денисенко В.В. (л.д.84 т.2) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, возражения поддержала (л.д.29-30 т.1), мотивировав их тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку непосредственная занятость истца в спорный период времени в должности авиатехника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели документально не подтверждена.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец в спорный период работал с 25.03.1975 года авиатехником в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда, с 18.05.1979 года по 02.03.1999 года в должности авиатехника 4-го, 5-го, 6-го разрядов в цехе №9 Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО «Внуковские авиалинии»), авиатехником по планеру и двигателям Авиационно-технической базы Внуковского объединенного авиаотряда (Авиационно-технической базы Внуковского производственного объединения, Авиакомпании «Внуковские авиалинии») в цехе №1 и цехе №9, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.10-13 т.1), архивной справкой Центрального архива г. Москвы (л.д.16-17 т.1), личной карточкой (л.д.121 т.1), архивной справкой ОАО «Аэропорт Внуково» (л.д.17-19).
Согласно архивной справке ОАО «Аэропорт Внуково» следует, в архиве Открытого Акционерного Общества «Аэропорт Внуково» находятся на хранении лицевые счета по заработной плате работников Авиационно-технической базы Внуковского Производственного Объединения Московского Транспортного Управления Министерства Гражданской Авиации по 1988 год включительно. С 1989 года лицевые счета перешли в архив ОАО «Внуковские Авиалинии».
Во время разделения Внуковского Производственного Объединения Министерства Гражданской Авиации в 1993 году на ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Внуковские Авиалинии» (распоряжение Госкомитета РФ по Управлению Госкомимуществом № 2136-Р от 18.12.1993г.) все приказы по личному составу, должностные инструкции, техническая документация по АТБ, перешли в архив ОАО «Внуковские Авиалинии». В архив ОАО «Аэропорт Внуково» приказы по личному составу Авиационно - технической базы на хранение не поступали.
Из протокола комиссии ПФР (л.д.8-9 т.1) следует, что 01.09.2010 года истец обратился в ГУ ПФР №2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
23.11.2010 года решением ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с тем, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку непосредственная занятость истца в спорный период времени в должности авиатехника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели документально не подтверждена.
При требуемом специальном стаже в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет на работах с вредными условиями труда принято к зачету 11 лет 0 мес. 25 дней.
Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что период работы истца с 25.03.1975 года по 31.12.1996 года не засчитан в специальный трудовой стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд не может согласиться с таким решением комиссии ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет.
В соответствие с пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в ст.10 и п.«б» ст.12 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ №340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.
В списке должностей инженерно - технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указаны:
1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Постановлением Правительства РФ №537 от 18 июля 2002 года (п.п. «и» п.1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459.
Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Поскольку в названный Список профессии включены под общим наименованием (например, авиационные техники), то также при назначении вышеуказанной досрочной трудовой пенсии, применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение N 3 к Инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989 года N 1-18-И; далее - Перечень), при условии, что указанная работа выполняется по обслуживанию воздушных судов. В указанном Перечне даны наименования профессий рабочих, действовавшие как до 1989 года, так и после этой даты, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (N 22 1986 г., 2004 г.) "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования"; N 57 (1984 г.) "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов).
В соответствии с п.9 Постановления №25 Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п.11 "Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Согласно ст.49 КЗоТ РСФСР, ст.93 ТК РФ по соглашению между работодателем и работником может устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя.
Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж указанный истцом период работы в связи с тем, что занятость истца в спорный период времени в должности авиатехника, занятого на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели документально не подтверждена.
В п.2 о проведении документальных проверок Методических рекомендациях по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 (утв. зам. управляющего ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области 20.04.2006), указано, что при подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется.
Из объяснений в суде самого истца установлено, что в его трудовую функцию в должности авиатехника входило работа по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели.
Данные обстоятельства подтверждаются также следующими документами.
- трудовой книжкой (л.д.10-13), согласно которой с 01.07.1988 года имеется запись о вредных условиях труда (л.д.12),
- справкой ОАО «Аэропорт Внуково» о том, что с 01.01.1979 года Авиационно-техническая база Внуковского объединенного авиаотряда Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации переименована в авиационно-техническую базу Внуковского производственного объединения Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации на основании приказа МГА № от 28.12.1978 года.
С 01.05.1993 года Авиационно-техническая база Внуковского производственного объединения Московского транспортного Управления Министерства гражданской авиации реорганизована в АООТ Авиакомпания «Внуковские Авиалинии» технический комплекс.
С 17.10.1997 года АООТ Авиакомпания «Внуковские Авиалинии» переименовано ОАО «Внуковские авиалинии» (л.д.12-13).ОАО «Внуковские авиалинии» определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года №А40-6529/02-123-14 признано банкротом и снято с учета в Управлении №11.
- архивной справкой Центрального архива г. Москвы о том, что в документах ОАО «Внуковские авиалинии» имеются сведения о работе истца:
В документах архивного фонда Открытого акционерного общества "Внуковские авиалинии" в личной карточке работника и в приказах по личному составу имеются следующие сведения о работе Соколова А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ рождения, (запись в личной карточке):
с 24.02.1975 г. направить на стажировку в цех № 1 сроком на один месяц с последующим зачислением (приказ начальника авиационно-технической базы Внуковского ОАО от 28.02.1975 г. №);
с 25.03.1975 г. молодого специалиста по окончании стажировки назначить на должность авиамеханика 3 раз. СП и допустить к участию в обслуживании самолетов (приказ от 31.03.1975 г. №);
с 01.06.1975 г. назначить на должность авиатехника 4 раз. СОТВ (так в документе) цеха № 1 с месячным сроком стажировки (приказ от 06.06.1975 г. №);
с 08.07.1975 г. допустить к самостоятельному обслуживанию на с-те Ту-154, Ту-154-А (приказ от 08.07.1975 г. №);
с 05.11.1978 г. авиатехника цеха № 1 допустить к самостоятельному тех. (так в документе) обслуживанию самолета Ил-86 (приказ от 20.11.1978 г. №);
с 18.05.1979 г. присвоить 2 кл. 5 раз. СТВ авиатехника (приказ начальника авиационно-технической базы Внуковского ПО от 28.05.1979 г. №);
- с 17.09.1979 г. от занимаемой должности освободить и перевести в цех № 9 по обслуживанию самолетов Ил-86 на должность авиатехника с оплатой согласно присвоенных разрядов по ставкам сдельщиков, по сетке на работах по техническому обслуживанию летательных аппаратов (СТВ) (приказ от 14.09.1979 г. №);
- с 20.12.1985 г. авиатехнику цеха № 9 присвоить 1 класс авиатехника 6-го разряда с оплатой по часовой тарифной ставке <данные изъяты> коп. в час с вредными условиями труда (приказ от 30.01.1986 г. №, Авиационно-техническая база Внуковского производственного объединения);
- с 11.03.1986 г. авиатехнику цеха №9 за совмещение профессии стропальщика производить доплату в сумме <данные изъяты> руб. в месяц (приказ от 08.08.1986 №);
- с 19.10.1982 г. перевести инженером ОТК по АиРЭО с прежним окладом содержания (приказ от 19.10.1982 г. №);
- с 01.07.1988 г. перевести в этой же АТБ (так в документе) авиатехником по ПД 6 разряд (категория) часовая тарифная ставка <данные изъяты>, и 12 % доплата за вредные условия труда (приказ от 27.06.1988 г. №, Внуковское производственное объединение Гражданской авиации);
- с 01.12.1988 г. по 31.10.1989 г. установить доплату за совмещение профессии стропальщика в размере 6,3% от часовой тарифной ставки <данные изъяты> коп. в час (приказ от 12.12.1988 г. №);
- с 01.07.1989 г. по ДД.ММ.ГГГГ производить доплату <данные изъяты> руб. за совмещение профессии стропальщика (приказ от 27.11.1989 г. №);
- Авиатехник 6 раз. 154,4 с 01.07.89 г. цех 9 пр. № 3.07.1989 г. (запись в личной карточке);
- с 01.06.1991 г. авиатехнику 6 раз. установить часовую тарифную ставку <данные изъяты> коп., с ВУТ (приказ от 24.06.1991 г. №);
- с 01.04.1992 г. авиатехнику 6 раз. установить оклад <данные изъяты> (приказ от 01.04.1992 г. №);
- с 01.02.1997 г. а/технику ПД 6 раз. установить оклад <данные изъяты>, 40 % доплата к окладу за класс квалификации, 12 % ВУТ (приказ от 31.03.1997 г. №, Акционерное общество открытого типа авиакомпания «Внуковские авиалинии»);
- 02.03.1999 г. уволить по собственному желанию, ст.31 КЗоТ РФ (приказ от 09.03.1999 г. №).
В документах Открытого акционерного общества «Внуковские авиалинии» за 1975-1999 годы не обнаружено сведений о переводе на неполный рабочий, неполную рабочую неделю, сведений о предоставлении административных отпусков, курсах повышения квалификации, о прогулах, а также о простоях предприятия (л.д.120 т.1).
- личной карточкой истца, представленной Центральным архивом г. Москвы, в которой отражено, что истец работал в цехе №1 до сентября 1979 года, а после сентября 1979 года в цехе №9 с вредными условиями труда (л.д.121 т.1);
- копией приказа о приеме на работу истца (л.д.123),
- приказом Внуковского производственного объединения гражданской авиации от 27.06.1988 года № о переводе истца с 01.07.1988 года в АТП с указанием оклада и доплаты к окладу 12% за вредные условия труда (л.д.125-126 т.1);
- копией лицевых счетов за 1989-1990 г.г., за 1991-1992 г.г., за 1993-1994 г.г., 1995-1996 г.г., 1997-1998 г.г., 1999 г., в которых указано, что истец работал полный рабочий день, полную рабочую неделю и ему выплачивалась надбавка 12% за вредные условия труда (л.д.127-211 т.1). Иных документов в архиве не имеется.
- архивной справкой ОАО «Аэропорт Внуково», согласно которой в лицевых счетах имеются следующие сведения о работе Соколова А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ рождения, (запись в лицевом счете):
- с 25.03.1975 г. авиатехник 3 разряда (Приказ № от 31.03.1975г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.06.1975 г. авиатехник 4 разряда (Приказ № от 06.06.1975г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.11.1975 г. авиатехник 4 разряда (Приказ №/л от 30.10.1975г.) (запись в лицевом счете);
- с 21.09.1977 г. по 06.10.1977 г. направлен в 21 УТО (повышение квалификации) (Приказ № от 23.09.1977г.) (запись в лицевом счете);
- с 12.03.1978 г. по 06.04.1978 г. командировка (Приказ № от 10.03.1978г.) (запись в лицевом счете);
- с 17.04.1978 г. по 10.05.1978 г.; с 12.05.1978 г. по 31.05.1978 г. (Приказ № от 10.04.1978г.) (запись в лицевом счете);
- с 18.05.1979 г. присвоен 5 разряд авиатехника (Приказ № от 28.05.1979 г.) (запись в лицевом счете);
- с 17.09.1979 г. авиатехник 5 разряда (Приказ № от 14.09.1979 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.06.1981 г. по 04.07.1981 г. направлен на строительство академии (Приказ № от 19.06.1981 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.12.1983 г. назначен бригадиром (Приказ № от 30.11.1983 г.) (запись в лицевом счете);
- с 17.09.1979 г. авиатехник 5 разряда с ВУТ (Приказ № от 14.09.1979 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.07.1985 г. по 31.03.1986 г. надбавка за выс. квалификацию (Приказ № от 25.06.1985 г.) (запись в лицевом счете);
- командирован в Сочи на 3 дня (Приказ № от 06.08.1985 г.) (запись в лицевом счете);
- с 20.12.1985 г. авиатехник 6 разряда с ВУТ (Приказ № от 30.01.1986г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.05.1986 г. снять с бригадира (Приказ № от 08.05.1986 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.07.1986 г. по 30.06.1987 г. надбавка за выс. квалификацию (Приказ № от 12.06.1986 г.) (запись в лицевом счете);
- с 11.03.1986 г. по 10.03.1987 г. совм. стропальщиком (Приказ № от 08.08.1986 г.) (запись в лицевом счете);
- с 15.08.1986 г. по 20.08.1986 г. командировка (Приказ № от 13.08.1986 г.) (запись в лицевом счете);
- с 28.09.1986 г. по 07.10.1986 г. командирован в Минеральные воды (Приказ № от 14.10.1986 г.) (запись в лицевом счете).
- с 01.07.1986 г. по 31.03.1987 г. надбавка за выс. квалификацию 8% (Приказ № от 12.06.1986 г.) (запись в лицевом счете);
- с 14.01.1987 г. по 26.01.1987 г. командировка в Жуковку (Приказ № от 13.01.1987 г.) (запись в лицевом счете);
- с 18.03.1987 г. по 30.03.1987 г. командировка в Жуковку (Приказ № от 17.03.1987 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.07.1988 г. по 31.03.1988 г. высокое мастерство 8% (Приказ № от 27.07.1987 г.) (запись в лицевом счете);
- с 28.10.1987 г. по 27.11.1987 г. командировка в Жуковку (Приказ № от 28.10.1987 г.) (запись в лицевом счете);
- с 30.11.1987 г. по 29.12.1987 г. командировка в Жуковку (Приказ № от 30.11.1987 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.02.1988 г. по 20.02.1988 г. командировка в Жуковку (Приказ № от 17.02.1988 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.07.1988 г. авиатехник 6 разряда с ВУТ (Приказ № от 27.06.1988 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.12.1988 г. по 31.10.1989 г. совм. стропальщиком (Приказ № от 12.12.1988 г.) (запись в лицевом счете);
- с 01.12.1988 г. назначен бригадиром (Приказ № от 22.12.1988г.) (запись в лицевом счете) (л.д.17-19 т.2).
- копиями лицевых счетов, представленных ОАО «Аэропорт Внуково», за 1975-1976 г.г., 1977-1978 г.г., 1979-1980 г.г., 1981-1982 г.г., 1983-1984 г.г., 1985-1986 г.г., 1986-1987 г.г., в которых с 1985 года указаны надбавки за вредные условия труда (л.д.1-16 т.2).
- штатным расписанием от 15.11.1995 года АООТ АК «Внуковские авиалинии» следует, что доплата к окладу за вредные условия труда назначалась авиационному технику в цехе №1 в размере 8% (л.д.50), авиационному технику в цехе №9 в размере 12% (л.д.52, 50-53).
- копией медицинской книжки Соколова А.А., согласно которой истец каждый год проходил периодические медосмотры с 1975 года, в связи с работой во вредных условиях (шум, высота, НГЖ) (л.д.89-113 т.2).
Из показаний свидетелей С.С.И., П.С.А., К.А.И., М.М.Н. следует, что они также работали с истцом авиатехниками, авиамеханиками в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии организация переименована в ОАО «Внуковские авиалинии»). Истец, как и они, работали посменно авиатехниками в ОАО «Внуковские авиалинии» в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели. Работа по обслуживанию самолетов заключалась в оперативном и периодическом (гарантийном) аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации. Проверяли двигатели самолетов.
Суд доверяет показаниям свидетелей, поскольку свидетели представили свои трудовые книжки, данным свидетелям назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Показания свидетелей последовательны и согласуются с материалами дела. Оснований не доверять свидетелям у суда не имеется.
Однако по смыслу п.3 ст.13 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Поэтому суд опросил свидетелей Б.А.В. и К.А.И. относительно условий работы в цехе №9, которые показали, что они также работали с истцом в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии переименован в ОАО «Внуковские авиалинии»). Истец работал авиатехником в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели по обслуживанию самолетов заключалась в оперативном и периодическом аэродромном техническом обслуживании воздушных судов гражданской авиации в цехе №9. Цех №9 располагался на аэродроме (огороженное поле), поскольку самолеты не помещались в ангары. Поэтому работа проходила фактически на улице. Работа в цехе №9 отличалась тем, что в данном цехе работа была более сложной и при любых погодных условиях.
Суд доверяет показаниям данных свидетелей, поскольку свидетели представили свои трудовые книжки, данным свидетелям назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Показания свидетелей последовательны и согласуются с материалами дела. Оснований не доверять свидетелям у суда не имеется.
Учитывая, что ОАО «Внуковские авиалинии» определением Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2004 года №А40-6529/02-123-14 признано банкротом и иных документов истец не может представить, суд считает, что имеющихся документов и доказательств по делу достаточным, для подтверждения занятости истца на соответствующих видах работ авиатехником в спорный период.
Суд считает, что отсутствие ведомостей выработки и нарядов в архивах не по вине работника не может служить основанием для отказа включения части спорного периода работы в льготный трудовой стаж и назначения досрочной пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, истец в период с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года выполнял обязанности авиатехника по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, что предусмотрено соответствующими списками, поскольку в материалах дела имеются точные сведения только с 20.12.1985 года о том, что истцу как авиатехнику цеха № 9 доплачивалась надбавка к окладу в связи с работой с вредными условиями труда (приказ от 30.01.1986 г. №6/л, Авиационно-техническая база Внуковского производственного объединения (л.д.120 оборот т.1), лицевой счет с 1985 года (л.д.12-13 т.2) справка ОАО «Аэропорт Внуково» (л.д.17-18 т.2).
Кроме того, истцу включен в спорном периоде период с 01.01.1997 года по 02.03.1999 года в специальный трудовой стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.14).
Поэтому суд принимает и считает возможным включить в специальный трудовой стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период работы истца с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года.
Суд приходит к выводу о том, что в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен быть включен период его работы с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии ОАО «Внуковские авиалинии») в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Специальный стаж истца, включая период, установленный судом, с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года – составит 11 лет 0 мес. 11 дней.
При включении период, установленный судом, – 11 лет 0 мес. 11 дней истец будет иметь специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости более 20 лет (11 лет 0 мес. 25 дней (включенный период в специальный стаж) + 11 лет 0 мес. 11 дней (период, подлежащий включению в специальный стаж) = 22 года 1 мес. 6 дней.
Таким образом, истец имеет стаж более установленного срока на работах с вредными условиями труда (20 лет) и имеет требуемую продолжительность страхового стажа.
Однако ответчиком необоснованно отказано истцу в назначении пенсии.
Истцу, 04.09.1955 года рождения, исполнилось 55 лет только 04.09.2010 года, т.е. на дату обращения – 01.09.2010 года истец не достиг возраста 55 лет, поэтому суд удовлетворяет исковые требования истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости частично - со дня исполнения истцу 55 лет, т.е. с 04.09.2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколова А. А.ча к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости – удовлетворить частично.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период работы Соколова А. А.ча с 20.12.1985 года по 31.12.1996 года в должности авиатехника в Авиационно-технической базе Внуковского объединения авиаотряда (в последствии ОАО «Внуковские авиалинии») в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить Соколову А. А.чу с 04 сентября 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости.
В удовлетворении остальных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г. Москвы в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья М.В. Олюнина