О включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва 20 июля 2011 года

Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Олюниной М.В., при секретаре Пономареве С.С.,

с участием истца – Игнатьевой И.И.,

представителя ответчика по доверенности Денисенко В.В. (л.д.84),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1675/11 по иску Игнатьевой И. И. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, в котором просил:

обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период ее работы с 01 сентября 1994 года по 20 июля 1998 года в должности учителя русского языка и литературы в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить ей с 24 августа 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости (л.д.3-4).

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Показала, что она работала в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) (до этого комплекс наименовался школа , в настоящее время - ГОУ Центр образования ) с 01 сентября 1994 года по настоящее время в должности учителя русского языка и литературы, а с 01.09.2008 года в должности учителя начальных классов. В структуру многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) входили: прогимназия, школа-гимназия, центр воспитания и развития.

    Представитель ответчика Главное Управление ПФ РФ №2 по г.Москве и Московской области по доверенности Денисенко В.В. (л.д.84) в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывая на то, что решением ГУ – Главное Управление ПФ РФ №2 по г. Москве и Московской области истцу было правомерно отказано в назначении досрочной пенсии по основаниям отсутствия специального стажа педагогической деятельности, в частности, правомерно не был включен в специальный стаж спорный период работы, поскольку разделом «Наименование учреждений» Списков № 463, 1067, 781 предусмотрены школы и другие учреждения для детей, государственные и муниципальные учреждения для детей, а также школы всех наименований, лицей, гимназия, центр образования, в которые не входит наименование учреждения «многопрофильный комплекс». Списки расширительному толкованию не подлежат. Представил возражения (л.д.89-91).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец работала в должности учителя русского языка и литературы в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) (до этого комплекс наименовался - школа , в настоящее время – ГОУ Центр образования ) с 01 сентября 1994 года по настоящее время в должности учителя русского языка и литературы, а с 01.09.2008 года в должности учителя начальных классов, что подтверждается трудовой книжкой и справкой, архивной справкой, актом документальной проверки ответчика (л.д.63-70, 86, 96, 98-99).

В соответствии с Приказом Московского комитета образования от 25.04.1998 года №181 ГОУ Центр образования организован путем реорганизации Многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) (устав комплекса зарегистрирован 21.06.1993 года), что подтверждается уставом Многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) (л.д.5-21), актом о результатах документальной проверки ответчика (л.д.98-99).

Согласно справке администрации ГОУ Центр образования следует, что истец работала в должности учителя русского языка и литературы в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) (до этого комплекс наименовался - школа , в настоящее время – ГОУ Центр образования ) с 01 сентября 1994 года по настоящее время в должности учителя русского языка и литературы, а с 01.09.2008 года в должности учителя начальных классов (л.д.86). Центр образования занимается обучением детей до 18 лет.

Из протокола заседания комиссии ответчика (л.д.71-75) следует, что 24.08.2010 года истец обратился в ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии.

16.12.2010 года решением ответчика в назначении пенсии отказано.

При требуемом специальном стаже не менее 25 лет принято к зачету 23 года 4 мес. 23 дня.

Основанием для отказа в назначении пенсии явилось то, что разделом «Наименование учреждений» Списков № 463, 1067, 781 предусмотрены образовательные учреждения, в которые не входит наименование учреждения «многопрофильный комплекс».

Суд не может согласиться с таким решением ответчика по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года.

Согласно Устава Многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) , статус комплекса определен как государственное общеобразовательное учреждение. С 1989 года является экспериментальной площадкой, отрабатывающей модель «опытной школы-системы», в состав которой включены: прогимназия, школа-гимназия с общеобразовательными, гимназическими, лицейскими классами и классами поддержки, центр воспитания и развития, медико-психологическая служба, компьютерный центр. Деятельность комплекса направлена на непрерывное образование. Учредителем комплекса являлся Московский департамент образования. Комплекс представлял образование для детей дошкольного и школьного возраста в составе прогимназии (дети от 3 до 7 лет), начальная школа (от 7 до 10 лет), средняя школа (от 10 до 14 лет), лицейские и общеобразовательные классы (от 14 до 16 лет), одной из целей которой являлся обеспечение психолого-медико- педагогического развития детей на основе непрерывного образования (л.д.5-21).

Согласно Устава ГОУ Центр образования в редакции от 21.07.1998 года статус центра определен как государственное общеобразовательное учреждение. Центр создан в результате преобразования многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) и является его правопреемником (л.д.23). Учредителем центра являлся Московский комитет образования. Предметом деятельности центра является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования дошкольного и школьного возраста (л.д.22-39).

Согласно Устава ГОУ Центр образования в редакции от 20.06.2006 года статус центра определен как государственное общеобразовательное учреждение. Центр создан в результате преобразования многопрофильного комплекса (гимназия-лицей) и является его правопреемником (л.д.23). Учредителем центра являлся Департамент образования г. Москвы. Предметом деятельности центра является реализация программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования дошкольного и школьного возраста (л.д.40-62).

Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.

Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.

Суд учитывает разъяснения, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" от 25.12.2005 года N 25, о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года утверждены «Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В «Списке должностей…» указаны должности – преподаватель, учитель, и указаны наименования учреждений – школы всех наименований, общеобразовательные учреждения лицеи, гимназии, центры образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения, детские сады всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

    В «Правилах исчисления…» указано, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.

    Согласно ст.10 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РСФСР №340 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР», пенсия устанавливалась женщинам по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

В силу ст.80 указанного Закона досрочная пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет.

Действовавшим до 31 декабря 2001 года постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года были утверждены «Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

В «Списке должностей…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – дошкольные образовательные учреждения, детский сад, образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, школы всех наименований, общеобразовательные учреждения, начальные, средние, основные общеобразовательные школы, лицеи, гимназия.

В «Правилах исчисления…» указано, что работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Действовавшим до 01 ноября 1999 года постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06 сентября 1991 года были утверждены «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В «Списке профессий…» указаны должности – воспитатель, преподаватель, и указаны наименования учреждений – школы и школы-интернаты всех типов и наименований, детские сады, детские дошкольные учреждения всех типов, детские сады, сады-ясли.

Согласно п.2 действующему до октября 2002 года Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.

В «Списке профессий…» указаны должности – педагог, учитель, в «Списке наименования учреждений» указаны – школы и школы-интернаты всех типов и наименований, лицеи, гимназии.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 01 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.

Отказывая к зачету спорного периода в специальный стаж истца, пенсионный орган сослался на то, что учреждение, в котором работала заявитель, в эти периоды наименовалось «многопрофильный комплекс», а не так, как указано в нормативных актах.

    Однако пенсионный орган не учел, что наименование учреждения «многопрофильный комплекс» то же самое государственное общеобразовательное учреждение гимназия, лицей, что и до переименования, которая относятся к образовательным учреждениям. Ранее данное учреждение наименовалась школа №109 (л.д.86).

    Кроме того, в суде установлено, что отдельные периоды работы истца в данном учреждении пенсионный орган включил в специальный стаж, дающий основание для назначении досрочной пенсии по старости, а спорный период не включил.

    Вместе с тем фактически за все время работы в спорном учреждении в спорный период трудовая функция и характер работы истца не менялись при переименовании учреждения.

    Все это время истец работала учителем (преподавателем) с детьми и при этом выполняла по отношению к детям преподавательские функции, что следует из трудовой книжки, акте проверки и показаний истца.

Поэтому спорный период работы истца в должности учителя русского языка и литературы в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий основание для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

    Суд учитывает то обстоятельство, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55 ч.3 Конституции РФ).

Закон, ограничивающий право истца на получение пенсии в льготном исчислении, отсутствует, суд полагает необходимым восстановить нарушенное конституционное право истца на получение льготной пенсии.

Кроме того, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 20.07.2010 N 527н "Об установлении тождества наименования учреждения "комплекс "детский сад - начальная школа (школа)" наименованию учреждения "начальная школа (школа) - детский сад", приказано установить тождество наименования учреждения "комплекс "детский сад - начальная школа (школа)" наименованию учреждения "начальная школа (школа) - детский сад", предусмотренному пунктом 1.7 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 N 278 "Об установлении тождества наименований учреждений "Школа-лицей", "Школа-гимназия" наименованиям учреждений "Лицей", "Гимназия", приказано установить тождество наименований учреждений "школа-лицей", "школа-гимназия" наименованиям учреждений "лицей", "гимназия", предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Следовательно, исключение ответчиком оспариваемого периода из специального стажа истца не соответствует закону.

При включении оспариваемого периода – 3 года 10 мес. 20 дней истец будет иметь педагогический стаж более 25 лет (23 года 4 мес. 23 дня (включенный период в педагогический стаж) + 3 года 10 мес. 20 дней (спорный период) = 27 лет 3 мес. 13 дней.

    Поскольку истец в установленном законом порядке обращался к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд считает возможным обязать ответчика назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением – с 24.08.2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Игнатьевой И. И. к ГУ Главному управлению Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости - удовлетворить.

Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области включить период работы Игнатьевой И. И. с 01 сентября 1994 года по 20 июля 1998 года в должности учителя русского языка и литературы в Многопрофильном комплексе (гимназия-лицей) в специальный стаж, дающий основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ Главное управление Пенсионного фонда РФ №2 по Москве и Московской области назначить Игнатьевой И. И. досрочную трудовую пенсию по старости с 24 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г. Москвы в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.В. Олюнина